Мышь четырёхмерная

Вадим Малахов
(Вот это вот рекомендую всем прочитать перед сном - и хорошенько осмыслить!)

Однажды я пошел в магазин. А там сыр продают. «Надо же, - подумал я, - сыр! Куплю, пожалуй, граммов двести». Купил. Дома положил в холодильник. Съем, думаю, на ужин. Но вечером обнаружил, что сыра нет. Куда бы ему деться? Взять никто не мог – я ведь один живу.
Вдруг вижу: сидит в углу мышь и сыр мой аппетитно уплетает. Как же она его из холодильника утащила? Дверца-то очень плотно закрывается.
Взял я тогда мышь и вместе с сыром посадил в холодильник. Пусть подумает там о своём нехорошем поведении. Пусть помёрзнет немного!
Сел было газету читать, а мышь – тут как тут. И лапкой мордочку утирает. «Дырка у меня, что ли, в холодильнике», – подумал я. Осмотрел его внимательно снаружи и изнутри, но дырки не обнаружил. Ради любопытства ещё раз посадил в холодильник мышь. А она опять через минуту по комнате разгуливает.
Тут уж я не на шутку удивился.
– Ты это чего?
– Ничего, – отвечает мышь. – Гуляю вот. Сыр очень вкусный попался.
– Это ладно, – говорю. – Как ты из холодильника вылезаешь? Ход у тебя, что ли, потайной имеется?
– Зачем потайной? – удивляется мышь. – Я так прохожу. По-простому.
– Ну-ка, продемонстрируй.
– Пожалуйста!
И мышь подошла к дверце холодильника. И в тот же миг исчезла! Будто и не было её вовсе… Я открыл дверцу. Мышь сидела в холодильнике, дожевывая остатки сыра.
– Ловко! – одобрил я. – Долго тренировалась?
– Я сроду так умела, – обиделась мышь.
– Вундеркинд, то есть вундермышь, значит?
– Да нет. Просто я четырёхмерная.
– Какая, какая?
– Че-ты-рёх-мер-ная!
– А это как? – не понял я.
– Очень просто, – объяснила мышь. – Ну вот скажи, каких размеров у тебя холодильник?
– Я не помню точно… Кажется, метр двадцать по высоте, а в длину и и ширину – примерно полметра.
– Стало быть, длина, ширина и высота. Всего три измерения, – подытожила мышь. – А каков же размер холодильника в четвёртом измерении?
– В четвёртом? – удивился я. – Да нет вообще такого измерения! Только длина, ширина и высота. Куда же ещё измерять-то?
– Ты, Савелий, существо трёхмерное. И живёшь в трёхмерном мире. Вот тебе и кажется, что четвёртого измерения нет. А я, между прочим, в холодильник твой аккурат через четвёртое измерение проникаю.
Я почесал за ухом, потому что ничего не понял.
– Нельзя ли растолковать поподробнее?
– Хорошо, я попробую, – согласилась мышь. – Представь себе какое-нибудь существо, которому известно только ДВА измерения – длина и ширина. И живёт оно в двумерном мире, другими словами, на плоской поверхности. Что такое «высота», там никто не знает, потому что все измерения проводятся или по горизонтали, или по вертикали. Так вот, у этого двумерного существа есть двумерная квартира. Её план также удобно изображается на плоскости. – Мышь взяла бумагу, карандаш и принялась рисовать. – А теперь ответь мне, если это существо лежит на кровати, то что оно может видеть?
Я внимательно поглядел на рисунок.
Телевизор может видеть. Тоже двумерный. Ну там стол, сервант. Наблюдать в окне двумерный вид снаружи.
А если дверь на кухню приоткрыта?
– Тогда холодильник можно увидеть. И всё, пожалуй.
– Правильно! – похвалила мышь. – Потому что стены мешают увидеть всё остальное. И если к этому существу придёт в гости другое двумерное существо, то оно должно, миновав прихожую, войти в комнату. Только тут они могут увидеться друг с другом. А что творится в это время, скажем, в ванной, они оба наблюдать уже не в состоянии, поскольку видеть через стены не умеют. А проходить сквозь них – тем более!
– Занятно, – согласился я. – А дальше?
– А теперь представь себе, что ты – трёхмерное существо – оказываешься в этом плоском двумерном мире. У тебя есть там великое преимущество – третье измерение, то есть та самая «высота», о которой не имеют ни малейшего понятия двумерные обитатели. И благодаря этому ты созерцаешь двумерный мир как бы сверху, с «высоты» своего третьего измерения. Ты запросто можешь проникать в жилище двумерных существ, как бы «перешагивая» через стены, а уж видеть, что за ними происходит, – и подавно!
– Получается, что в двумерном мире для меня не существует никаких преград и барьеров?
– Вот именно! А главное – тут мышь облизнулась, – тебе вовсе не нужно открывать дверцу холодильника, чтобы увидеть внутри сыр и без труда достать его оттуда.
– Кажется, начинаю догадываться. Вот ты какая, мышь четырёхмерная! – обрадовался я. – Наш трёхмерный мир ты созерцаешь как бы с «высоты» своего четвёртого измерения, которое мы даже и вообразить-то себе не можем. И поэтому ты запросто проникаешь в мой закрытый холодильник, как бы перешагивая через его дверцу… Однако, это ещё не повод, чтобы красть чужой сыр.

– А ты догадлив, Савелий! – воскликнула мышь. – Действительно, для меня не существует препятствий в трёхмерном мире. Потому что он представляется мне таким же «плоским», как тебе – двумерный мир. Короче говоря, я вижу тут всё буквально насквозь. И тебя, между прочим, тоже. Вижу, как бьётся твоё сердце, как течёт по венам кровь, и что в желудке у тебя совсем пусто.
– Неужели? – содрогнулся я.
– Но ведь ты тоже видишь насквозь двумерных существ. А вот они увидеть тебя никак не могут. По крайней мере таким, каков ты есть на самом деле.
– Это почему же?
– Потому что двумерные существа могут наблюдать лишь твою проекцию на плоскость. Если ты пройдёшься по их квартире, они обнаружат двумерные следы твоих ног – и только. «Высоты» же твоей, простирающейся в третье измерение, им ни за что не постигнуть, ибо третье измерение для них абсолютно неведомо.
– Постой, постой! – вдруг осенило меня. – Но ведь выходит, что и тебя я воспринимаю как трёхмерную проекцию.
– Совершенно верно, – кивнула мышь. – Ты наблюдаешь только мой «след» в своём трёхмерном пространстве. Вообразить же меня в четвёртом измерении тебе не под силу.
– Жаль, – вздохнул я. – Интересно всё-таки, как ты выглядишь во всех своих четырёх измерениях.
– Я не могла бы тебе этого объяснить. А ты бы даже не смог себе этого представить. Как ни старался бы…
– Но почему, почему наше пространство трёхмерно? Отчего оно имеет только три измерения – не больше и не меньше?
– Сие науке пока неизвестно, – глубокомысленно изрекла мышь. – Однако, что-то проголодалась я. А в холодильнике у тебя, как вижу, пусто. Отправлюсь-ка в магазин поживиться чем-нибудь.
Но я возразил:
– Уж полночь близится! Все магазины давно закрыты.
– Для кого закрыты, – лукаво усмехнулась мышь, – а для кого нет никаких препятствий. Прощай Савелий, существо ты моё трёхмерное!
Мышь подошла к стене и бесшумно как бы «втекла» в неё. Будто бы и не было её вовсе. Ни стены. Ни самой мыши.


(с) Тим Собакин

Мышь четырёхмерная. Савелий Пингвиньев. Журнал «Трамвай» 11.1990