Умер Сталин

Ольга Реймова
 05.03.08.      
Прошло 55 лет, как умер Сталин, отец и вождь народов. Мне было тогда 13 лет.

Я помню как несколько дней в школе были траурные дни, по школьному радио каждую перемену сообщали состояние здоровья Сталина перед смертью. Все напряжённо слушали.

Когда он умер, то ученики и учителя плакали искренне, одна девочка засунула голову в парту и так билась. Мы не знали, что с нами будет, как мы будем жить. Он был для нас для всех отцом. Его портрет висел в каждой семье.

Моя старшая сестра в это время была в роддоме, родила дочь. Мама пошла к ней, и я послала своё письмо, в котором писала: бедная девочка, как же так, она никогда не узнает Сталина. Она родилась 3 Марта, а он умер 5 марта.

У нас в городе был большой памятник Сталину во весь рост. Стоял в самом центре города. И со всех районов республики ехали на санях, чтобы возложить цветы к этому памятнику. Все были в глубокой печали и растерянности. Столько лет он был с нами.

Впоследствии этот памятник исчез, но те, кто его видел, помнит.

Я не плакала, но всем писала траурные соболезнования.

Моя подружка в это время находилась в «лесной школе», так называли детский санаторий для детей с ослабленным здоровьем. И ей я написала о горе, которое нас постигло. Она читала и рыдала (потом мне рассказывала).

Воспитательница взяла это письмо, прочитала, всех построила и читала вслух для всего отряда и все плакали. А мою подружку на два дня отпустили домой попереживать вместе со мной.

Очень смутное время было, серое, страшное и казалось безысходное. Я пишу то состояние, которое испытывала я и все меня окружавшие. Дети тогда были взрослые и думали о будущем со страхом.

Мы любили Сталина до такой степени, что и сейчас, когда я вижу на экране его портрет или документальные съёмки со Сталиным, не могу отделаться от чувства, что он родной.

Это осталось со мной, наверное, навсегда. Многих своих ровесников спрашивала, испытывают ли они то же самое и ответ был – да.

Моё поколение росло в эпоху Сталина. Об этом тоже надо помнить.