Здесь Туманский я прочел ему отрывки из Бахчисарай

Эрнст Саприцкий
…Здесь Туманский…я прочел ему отрывки из «Бахчисарайского фонтана» (новой моей поэмы), сказав, что я не желал бы ее напечатать, потому что многие места относятся к одной женщине, в которую я был очень долго и очень глупо влюблен, и что роль Петрарки мне не по нутру…
Пушкин – Л.С. Пушкину, 25 августа 1823. Из Одессы в Петербург. (1, с. 516)

Кто скажет мне: «Довольно, замолчи!
Все об одной поет твой гимн хвалебный!» –
Пусть не меня винит, – их зной враждебный,
Что иссушил другой любви ключи…
Ф. Петрарка. Книга песен. Сонет LXXV
(пер. Вяч. Иванова)

Любить единственно, одну и ту же...
       И. Северянин

Любить единственно, одну и ту же?
Как редко Бог дает такой удел.
Быть любящим и верным мужем?
Не каждый это бы сумел.

Любить одну и ту же сложно,
Одной всю страсть свою отдать!?
Для многих это невозможно,
Лишь избранным та благодать.

Я в их число, к несчастью, не попал,
Жизнь тискала меня в своих объятьях,
И, если не за каждым платьем,
За каждой юбкою бежал…