Курт Раве загадки Тантурского треугольника

Роман Янушевский
Роман Янушевский
"Вести", приложение "Окна",
28 февраля 2008 г.

Курт Раве за свою жизнь успел проделать немало и перепробовал себя во многих амплуа. Бывший голландский спецназовец, служивший в войсках НАТО во время «холодной войны», а ныне подводный археолог и лектор, и при этом завсегдатай на страницах серьезных газет и телепередачах. Фильмы о нем приезжают снимать со всего мира, его обожают крупнейшие каналы "National Geographic" и "History". Он - из основателей школы подводной археологии в Израиле, один из двухсот авторов энциклопедии по этой дисциплине. Будучи причастным ко многим сенсационным находкам из древности, Курт живет себе скромно в кибуце Нахшолим, в двадцати минутах езды к югу от Хайфы, наискосок от древнего "теля" - холма на взморье, скрывающего древний город Дор, терпеть не может сотовые телефоны, но зато обожает море.

Подводная археология в Израиле началась с лодки, найденной напротив кибуца Мааган Михаэль, этим проектом руководили доктор Элиша Линдер и доктор Яаков Каханов, Курт Раве помогал им.

- Как удалось найти этот корабль?
- У Элиши Линдера, он мой учитель и как отец мне, появилась идея-фикс – поднять финикийский корабль с морского дна. Для этого он излазил все Средиземноморье вдоль и поперек в поисках «финикийца», лет десять потратил, но удача не сопутствовала ему. Как-то мы с моим другом и коллегой Шелли Ваксманом отправились в кибуц, где живет Элиша - наши поселки дружат - чтобы прочитать в местном клубе лекцию о затонувших кораблях. В конце лекции кто-то задает вопрос - как я могу знать, что нашел корабль? Мы отвечаем - камни, явно обработанные человеком, керамика, под ними куски древесины... Зовите нас, проверим. Он: а я знаю такое место. На следующее утро, в четыре часа мы уже там. И точно - корабль. Провели экспертизу - пятый век до новой эры. Тотчас же бросились вызванивать Элишу Линдера, который в это время исследовал дно вокруг Сардинии. А лодка находилась напротив его дома! Отправили телеграмму - Элиша, скорее возвращайся домой, мы нашли тебе корабль прямо на твоем участке в саду.

К нам подходит, покачивая хвостом из стороны в сторону в такт походке, солидный мохнатый огненно-рыжий «золотой ретривер», и дружелюбно тыкается носом в ладонь.

- Знакомься, это Петель ("Малина"). Каждый раз, когда мы выходим на лодке в море, он с нами - член команды. Однажды ко мне в гости приехали внучки и позвали, как в детстве, устроить пикник на одном из островов. Меня просили не брать с собой маску, чтобы я посреди пикника не сорвался искать что-нибудь еще на дне. Когда мы переплывали пролив Тантура, за нами увязался Петель. А море было неспокойное. Псу тяжело, в какой-то момент он начал разворачиваться к берегу. Мы испугались за него, еще выбьется из сил и утонет. Моя старшая дочь, ее зовут Дорли, от Дор, вернулась, чтобы помочь псу.

Вдруг видим, Петель стоит на воде прямо посреди залива. Как так? Песок все время перемещается с места на место, ну мало ли, опять дюну нанесло. Моя дочка хочет поднять собаку на лодку, ступает рядом с псом, будучи уверенной, что там отмель, и неожиданно ее нога уходит под воду. Оказалось, что пес стоял на древнем якоре, они все крупные, а этот оказался просто исключительных размеров. Этот якорь сейчас находится у входа в музей морских находок «Мизгага» в кибуце Нахшолим, в музее есть более 240 различных якорей, поднятых со дна у побережья Дора.

Под якорем, если копнуть глубже, часто можно найти сам корабль: деревянная палуба, а еще ниже – груз, который перевозили на судне и балласт для большей устойчивости. Во время кораблекрушения якорь даже не успевали выбросить за борт, и он так и оставался на палубе. И вот мы стали копать и наткнулись на дерево. Откололи кусочек, отправили на экспертизу. Нам приходит ответ – этому дереву три тысячи лет, IX век до новой эры. Как раз период правления Шломо, царя Соломона!

- На данный момент не сохранилось ни одного корабля IX века до новой эры. Большинство ученых даже решило, что царь Соломон - это мифический персонаж, как король Артур в Англии, в то время как доказано, что его отец Давид существовал - есть много археологических находок, подтверждающих это. А вот со времени правления Шломо, где бы ни копали в стране, ни-че-го. И Стену Плача относят к другому периоду.

- Когда вы обнаружили этот корабль в бухте Тантура, и как далеко вы продвинулись в его исследовании?
- Было это четыре года назад. Полноценных раскопок на этом месте еще не проводилось. Мы нашли его в мае, решили подождать - каждый сентябрь к нам съезжаются со всего мира добровольцы: кроме студентов есть около восьмидесяти профессиональных ныряльщиков. Обычно основная часть полевой работы проводится именно с их помощью. За такой короткий сезон, который длится около двух месяцев, удается исследовать один-два корабля, а в прошлый сезон успели даже три.

А в сентябре уже не смогли его найти, потеряли точное место. Там, где я думал, что оно находится, мы две недели подряд со студентами ныряли, все дно излазили, бурили пробные скважины, как нефтяники, когда ищут нефть. Нашли столько разных кораблей! Но не этот. Даже огромный камень, который, видимо, служил ему якорем, как в воду канул. У нас из-за этой неудачи началась полнейшая депрессия – наконец-то, обнаружили что-то очень стоящее, и тотчас же потеряли. И ведь мы же знали, он где-то там!

Позже в Нахшолим приехал старый друг Курта еще по Голландии - Франц Клат. Они оба служили в спецназе, съели вместе не один пуд соли, не раз спасали друг друга от смерти, и с тех давних пор не разлей вода. Франц до сих пор служит в подводном флоте НАТО, но каждый раз, когда у него выдается свободное время, он наведывается к товарищу. Курт сумел и его заразить "подводной болезнью" - уже на протяжении двадцати пяти лет четыре месяца в году он проводит с аквалангом у берега Дора, в проливе Тантура. Вклад Франца в подводные археологические исследования неоценим - он всегда снаряжен по последнему слову техники. Тогда в мае он успел взять GPS-координаты гигантского якоря и корабля эпохи царя Соломона под ним.

GPS ("Джи-пи-эс") – точнейшая система спутниковой навигации. Она позволяет в любой точке Земли и почти в любую погоду определить местоположение объектов. Эти данные поступают как минимум с четырех спутников с орбиты, поэтому ошибка практически исключена. Последняя надежда обнаружить ускользнувший корабль возлагалась на спутниковый приемник, который привез Франц.

- Мы обрадовались - ну наконец-то! Скажи уже, где находится эта лодка. Он идет со своим аппаратом, и тот ему показывает точку где-то посреди пляжа на песке. Но этого не может быть! В мае то место было в тридцати метрах от берега под водой, а сейчас в пятидесяти метрах от кромки воды на пляже? Была бы зима, еще понятно - шторм может нанести тысячи тонн песка. А тут лето. Нет, дружище, твой агрегат поломался...

В конце сезона раскопок Франц настоял, чтобы провели раскопки в песке, и он оказался прав. Все-таки линия берега сместилась, и корабль оказался на суше.

Тогда экспедиция обнаружила двадцать восемь кораблей различных эпох, сгрудившихся на месте размером примерно с баскетбольную площадку, целое кладбище затонувших кораблей. Между собой подводные археологи называют этот пятачок Тантурским треугольником, в честь того пролива, где суда нашли себе последнее пристанище.

К сожалению, в ту осень корабль царя Соломона обнаружили поздно, экспедиция подходила к концу, пришлось перенести раскопки. Несколько лет прошло в ожидании, пока лодка снова окажется под водой.

- Всё это время нас дергают со всего мира - мы обеспечим вам бюджет от университета, любые деньги, только раскопайте, наконец, уже эту лодку! Прошлым летом мой партнер (доктор Яаков Каханов из Хайфского университета) не выдержал, сломался – решил вырыть огромный котлован вокруг корабля прямо на пляже, наполнить его водой, а потом уже проводить раскопки, как привыкли. К сожалению, это не сработало. Мы нашли остатки древесины тут и там, от этого желание извлечь этот корабль из-под песка еще больше возросло, но работы были прекращены – мы боялись повредить его. Но хотя бы извлекли из воды тот самый огромный якорь, который обнаружил Петель.

Настало время рассказать немного об этих местах, где найдено целое кладбище погибших кораблей различных эпох. Дор был одним из ведущих морских портов во времена царя Соломона, он упоминается в ТАНАХе. Это настолько известное место, что сто лет назад, в период первой алии Эдмунд Ротшильд и Меир Дизенгоф основали здесь еврейский поселок и стеклодувный завод "Мизгага", в котором благодаря Курту Раве, восстановившему заброшенное здание, сейчас расположен музей морских находок. Барон Ротшильд и первый мэр Тель-Авива мечтали о том, что если когда-то будет воссоздано государство Израиль, тут, как во времена царя Соломона, будет первый еврейский порт.

На данный момент Дор - крупнейший "тель" во всем Израиле. "Тель" - это не просто холм, он скрывает в себе целый древний город. А если точнее – древние города различных эпох, которые постепенно перерастали один в другой, наслаивались, отмирали. Здесь жили ханаанеяне, «народы моря», израильтяне, финикийцы, персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы, крестоносцы... Море и песок проглотили их - они все больше наступали на Дор, и вот уже красавец-город частично под водой, а кое-где ушел под землю. Возможно, из-за землетрясений, а может, в силу местных климатических особенностей.

Здесь проходила артерия Великого Шелкового пути - доставляемые караванами благовония, восточные приправы, ткани и драгоценные украшения из азиатских стран погружались на корабли и морем доставлялись в Европу. Древние моряки боялись заходить далеко в море и уж тем более пересекать его напрямую, чтобы случайно не очутиться на краю света и не свалиться с него в бездну, поэтому жались к берегу, и их путь неизменно проходил вдоль берегов Финикии (современный Ливан), Турции, Греции.

Особенность Средиземноморья такова, что бури начинаются внезапно. За час-другой все меняется - небо затягивается тучами, налетает ураганный ветер, вздымающий волны, разбивающиеся о палубу и осыпающие моряков солеными брызгами. Так что варианта два - либо уйти в море, где волн поменьше, либо переждать шторм в безопасной гавани.

Не напрасно это место называется Нахшолим - "волны прибоя". В начале бури кораблям-счастливчикам еще удавалось юркнуть в бухту, но когда волны высоки, это непросто. Необходимо было сделать резкий разворот в девяносто градусов, а волны и ветер подталкивают судно к берегу. Двигателя нет, только парус и руль, корабль загружен двадцатью тоннами груза. Даже для опытных лоцманов это непростая задача. А еще море играет мускулами - постоянно перекидывает пески на дне с места на место, пролив все время меняет свое русло. Сегодня тут глубоко, а завтра - целый холм нанесло.

И вот справа Сцилла-пески, слева - Харибда-остров с камнями под водой. Многие промахивались мимо узкого пролива, их корабли увязали в песке, и если бушевал шторм - лодке конец. Все те, кому не повезло, сейчас находятся на дне прямо при входе в бухту.

Забрав древние корабли себе, море бережно хранит их - морская вода и толстый слой песка консервируют их на тысячелетия, так что здесь сокрыто немало тайн. Лучшее время искать эти суда - зимой. После шторма песок сдвигается, и обнажается какая-нибудь очередная деревяшка.

Главная проблема историков и археологов в Доре та, что здесь все уникально, и в то же время это оживленный перекресток древности, кто тут только не успел побывать на протяжении истории. Никогда нельзя знать наверняка, какой именно культуре принадлежит очередная находка, обычно для этого просто недостаточно фактов.

- Я понял, что значит не зарекаться, - сокрушается Курт. - Вот моя книга: я шестнадцать лет проводил исследования тех заливов, что чуть севернее "теля", и пришел к выводу, что во времена финикийцев эта территория практически никем не использовалась. В сентябре 1996 года книга увидела свет, а в 1997 году была сильнейшая буря, она высвободила от песка другую часть порта, и там обнаружилось несколько финикийских кораблей.

Подводные археологи проводят раскопки так: подыскивают подходящий объект, очищают его при помощи подводных насосов. Далее идет важный этап - опись находок. Создается чертеж всего корабля, его измеряют вдоль и поперек, берут все возможные анализы. В основном, опись проводят прямо на дне, под морской толщей, а результаты записывают карандашом на особой бумаге. Параллельно идет обучение студентов. Это целый учебный класс под открытым небом, а точнее под водой, здесь учатся студенты со всего мира.

- У нас есть еще соучредитель-англичанин, его зовут Крис Бёрнбонс, он из NAS (Nautical Archeological Society - Общество подводных археологов), это международная организация с отделениями по всему миру, их штаб-квартира в Великобритании. Практически все ее студенты проходят обучение у берега Дора, это идеальное место - защищенное, не глубокое, на дне лежат корабли различных эпох, здесь их заповедник. Все настоящее. А то в Англии студентов обучают в плавательном бассейне с резиновой уткой", - смеется Курт.

- Какой метод подводных раскопок наиболее щадящ для хрупких древних находок?
- Сначала аккуратно применяем дреджинг - подводные землечерпалки, а затем в ход идут трубы, действующие по принципу пылесоса. На лодке устанавливаем насос, который похож на тот, что используют в своей работе пожарники - он втягивает в себя воду, и заодно песок. Так постепенно снимаются наносы песка с корабля, не причиняя ему вреда.

Под водой приходится работать, как гимнаст в цирке – протянуты брусья, чтобы за них держаться, ведь пока раскапываешь у себя под носом, можно случайно повредить что-нибудь позади. Опасно вытаскивать останки корабля на воздух, потому что от контакта с ним древесина быстро разрушается. Даже если это красивое и неплохо сохранившееся дерево, оно впитало в себя воду и чем-то напоминает размокший картон. Поэтому его нужно аккуратно извлечь из моря и перенести в бассейн с морской водой на берегу, привычную сферу обитания, и уже потом транспортировать в лабораторию.

- Сколько кораблей вы вытащили из воды?
- Пока только два. Просто на это нет денег. Когда ты вытаскиваешь корабль, его же нужно еще варить - отстаивать в специальном бассейне, наполненном шестидесятью тысячами литров особого консервирующего раствора – полиэтилен гликоля. Если этот раствор нагреть до семидесяти градусов, он начинает постепенно выталкивать из древесины влагу, заменяя воду собой. В остуженном виде он похож на застывший парафин от оплавившейся свечи. Но это все очень дорого! Полиэтилен гликоль производят только в Бхопале, в Индии. Его нужно купить, потом доставить в Израиль, создать лабораторию, а государство не выделяет на это ни гроша, приходится самим крутиться. Затем семь-десять лет корабль отваривается в растворе – день и ночь – при постоянной температуре в семьдесят градусов, со специальной охладительной системой. И только в конце, когда древесина затвердевает, реставраторы могут приниматься за свою работу.

Два корабля, о которых говорит Курт, это лодка из Мааган Михаэля в музее Гефта в Хайфском университете, и та, что в кибуце Гиносар на берегу Кинерета. Генисаретский корабль прозвали "лодкой Иисуса", им заинтересовался сам Папа Римский, в 2000-м году Ватикан предлагал за него бешеные деньги - три миллиона долларов, но получил отказ. Об этом «Вести» писали несколько лет назад. Оба судна - явления мирового уровня. До того, как их нашли, про Израиль не было написано ни в одной исторической книге по мореплаванию и морской торговле. Теперь эта несправедливость исправлена.

- А есть что-то еще, Курт, что до сих пор взывает к вам со дна моря?
- Сейчас ищу финикийский военный корабль. Пока не найду его, не уйду на пенсию. На данный момент обнаружили таран от него, значит, и корабль должен быть где-то поблизости. А еще меня гложет то, что две крупнейшие - трехтонные! - 24-дюймовые пушки с кораблей Наполеона не найдены до сих пор. Они тяжеленные, ушли глубоко в песок. Мы проводили различные виды разведки, используя аппаратуру по последнему слову техники, с сонарами и металлоискателями. Но там, на дне столько железа, что это бесполезно. Все приборы сходят с ума от такого количества металла.

Курту Раве есть, о чем поведать, жизнь его полна интересных находок и приключений. Услышав в новостях, что в этом году вода в Кинерете опустилась до рекордно низкой отметки, я сразу же подумал о нем. Озеро раскрывает ему еще одну свою тайну.

Фото: С.Брайтстайн