Плач души или 6. Свет ведь тянется свету...

Гулистан Матякубова
Друг мой, вчера была в Хиве, на месте, где покоится прах Пахлавана Махмуда. С глазами, полными слез, почтительно стоя возле его могилы (да озарится светом его пристанище), ниже приведенные его строки словно опалили мое сердце и душу. Будто восклицания эти не были рождены отцом нашим Пахлаваном Махмудом 750 лет тому назад, было полное ощущение того, что это моя душа разрывается в плаче.

***
Предан я земле в этот самый день,
И коль погибну, перейду пусть в душу друга верного.
Плоть моя – земля, душа же – правды свет,
Свет ведь тянется свету, как и к праху прах.
***
Круговерть обычаев, боль от ран душевных,
Верность осознанья в траурном плену.
Псом мне быть преданному человеку,
Лучше быть собакой, чем неверным быть.
***
Правда в том, кто делит боль твою – истинный друг,
Сокровенным он тебя не обделит – да, истинный друг.
Коркой хлеба не кори ты никогда,
Ведь друг – не хлеб, друг – тот, кто жив тобой.
***
Друг мой, ты скажи, коль надо, жизнь отдам,
В чем нужда твоя, ты только мне поведай.
Богоотступник – деспот, подойди ко мне,
Вместо пустоты, одарю тебя я верой…
***
Я вижу мир ограниченным взглядом,
А в нем – Счастье, Тоску, Страданья, Надежду и Любовь.
Разорвав сердце, накрою слух свой пленкой
Той, что остается от сердца моего.

***

Друг мой, к сказанному я не в силах добавить что-нибудь свое, однако полностью согласна с этими величественными строками, сердце плачет кровавыми слезами… Словно отец наш Пахлаван Махмуд нашел покой в душе моей…
… Обращаюсь к Вам – друг мой, и от этого испытываю чувство, словно сердце и мир моих ощущений расширились до безграничности. А мысли и раздумья наполнились божественным содержанием.
Я искала вас среди тех, кто приехал отмечать 2500-летие Хивы. Хотя знала наверняка, что Вас там нет. Искала ли я Вас, или пыталась найти Ваше подобие?
На местах паломничества людское столпотворение. Мне же кажется, что кроме нас никого нет, в это момент произошла занимательная вещь. Вместе с несколькими посетителями, отколовшись от основной группы, сами того не заметив, очутились в одной изумительной комнатке. В ней были выставлены картины последних представителей династии Харезмских шахов Мухаммада Рахимхана Феруза, Исфандияра и их родственников. Оказавшись напротив фотоснимка Феруза, исполненного во весь рост, я застыла в восхищении.
Какое сходство!
Какое сходство! Нет. Вы не сможете меня переубедить. Только нужно на него смотреть моими глазами.
Чистый взор его глаз, густые брови, светлое, богатое своим внутренним содержанием лицо.
… Да, теперь я знаю, теперь я понимаю, – сказал тогда я себе. Вот для чего я искала вас.
Я долго стояла перед снимком, словно таинственная сила пригвоздила меня. Не хотелось покидать это место. Представила вас в одеяниях Феруза, а воображение продолжало дорисовывать недостающие элементы...
Эта комната подарила мне безграничное вдохновение и радость. Покинула и канула в небытие усталость. Исчезла легкая боль в ногах.
… Оглянувшись, заметила, что осталась одна. И хотя моя душа хотела остаться тут еще некоторое время, я пересилила себя и покинула помещение, где вся атмосфера была проникнута лучезарным снимком Феруза. Ноги меня не слушались, через силу влилась в поток посетителей. А в ушах раздавались слова песни, реки слез обжигали мое лицо словно лава!

Чудная величавость бровей твоих,
Склонилась над бессердечным палачом…