Кураж

Папин-Сибиряк
У человека может быть, по крайней мере, два вида страха (может быть и больше), но пока с прагматической точки зрения нас интересуют только два.
Страх первый - парализующе-останавливающий. Когда зажимает дыхание, человека парализует, он забивается в угол и боится дышать.
Страх второй - настороженно-возбужденный: азарт, драйв, риск, кураж.
Отрывок из мини-статьи Колесова Павла Борисовича «Страх достигатора».

Страх бывает и букетом!Где сочетаются оба вида страха...

Что такое это слово, КУРАЖ? Щас объясню, как могу, по своему.
Деревня. Клуб. Около клуба стоит питьевой бачок с самогонкой, литров на десять.
- Кто принёс? Не известно. Кому надо? Всем! Студенты, деревенские мальчишки девчонки, мужики, бабы, все пьют! Если не запрещено, то, разрешено! Одно слово «ХАЛЯВА»! Подпили… Деревенских парней больше, чем городских…
Стоит в углу «ботаник», мальчишечка лет восемнадцати, в очках…И к нему цепляются не самые хилые деревенские парни. Надо же найти выход силе! Надо же найти «слабое звено» среди городских. А, этот одинокий! Значит, ничейный! Над ним можно покуражиться!
       -Ты чо Люську за титьки хватал?
       -Какую?
       -А вон ту, сисястую! Пойдем-ка во двор, поговорим!
       -Ребята, да я никого и пальцем не трогал! Давайте не будем?
       -Чо, ссышь! Отвечай за свои поступки, как мужик! Тем более это моя невеста!
«Ботаник» попытался убежать. Ему подставили подножку, упал... Только поднялся на ноги...
       -Ты чо ссука, убегаешь! - сказал один из местных, и ударил несчастному прямо между глаз!
Очки в дребезги, из носа кровь…Очкарик побежал…в слепую, куда глаза глядят…слепые…Парни, озверев от вида крови, и от беззащитности жертвы, рванули за ним…Студентов охватил столбняк…каждый думал:
-Слава Богу, не меня зацепили!
«Ботаник» пробежав через всю деревню, выскочил на скошенное поле ржи, и преобразился перед преследователями. Это был уже не «очкарик», это был боец, гладиатор местного масштаба! Он стоял, расставив ноги, не намного шире плеч, но так, чтоб мог повернуться и отразить нападение с любого угла атаки. Деревенские этого не поняли. Они поняли по другому: Агония студента…сдаётся! И толпой, человека четыре ринулись на «ботаника».
-Сразу падлу мочить, чтоб другим городским неповадно было! Вперед!
«Ботаник» видит эту атаку деревенских. Куда пропала близорукость, слепота, беспомощность? Остался один... Кураж! Или пан, или пропал!
Четыре размытых силуэта быстро приобретали резкость, превращались в бегущие человеческие фигуры.
- Хорошо ребята бегут, ступенькой, может, и положу кого? Эээ - мы так не договаривались, чтоб с ножом! Убегать поздно…Но попробуем отбиться!
«Ботаник» встречает нападавших, повернувшись левым боком. Первый летит, глаза вытаращил, ничего не соображает, кроме того, что у него силёнок немерено положить этого дохляка! Шесть метров. У нападавшего голова склонена влево. А вот и точка для удара, на правой скуле. Беги родной. Щас я тебя в правую щёчку приложу, если получится! Главное после удара отойти в сторону, чтоб он меня не смёл при падении. Четыре метра…Парень в экстазе от предстоящего…два метра…Зрачки, одни зрачки…цвет глаз не понятен..Удар в намеченную точку на скуле, шаг в сторону…Следующий…Слушай родной, откуда у тебя дубина? Один с ножом, другой с дубиной…Вы чо, в тюрьму хотите? Но со мной не попадете! Ну, может только в больницу! Слово «ботаника»! Я ведь тоже парень психованный!
-А где четвёртый? Аааа, сука! Сзади по левой руке, дубиной! Хорошо, что не по голове…Ну раз вы так…Раз вы так…Ну, тогда я так не играю! Побежали обратно в деревню!
Побежал к деревне. Раза три оглянулся, далеко ли преследователи? Бегут дураки, и растянулись. Ну, подождём того, что с дубиной! Ох, рука болит, как бы не сломал урод, своим ударом!
-Ручка вверх, ручка вниз! Шесть метров… Ручка вверх, ручка вниз! Четыре метра! У тебя то, хоть какого цвета глаза? Одни зрачки…Взмах дубиной…удар…. Нагнулся. Дубина прошелестела над головой. Выпрямился, и, не давая парню замахнуться вторично, вдарил ногой в пах, так, как будто одиннадцатиметровый пробивал! Нападавший выпустил дубину, схватился руками за мужское достоинство, упал на колени. Заохал,заахал… Увидев результат, «Ботаник» не стал ждать остальных:
-А мне каково сейчас? Ты вот уже отдыхаешь, а у меня ещё двое остались! Остаться бы целым…
       - Ну, чо, пацаны, бежим дальше? - прокричал он бегущим парням.
- В деревню бежать не стоит,- думал студент. - Парни уже озверели, вон и за ножи хватаются! Нет, побежим на кладбище! Вроде остались самые «крутые» с ножом и ещё с дубиной…
Очкарик уже устал бегать... Алкоголь вышел из организма, адреналин кончился. Сердце стучит в груди, как у загнанного зайца. Дыхание сбилось.
-Ну, все, больше не могу! Сколько можно бегать? Будь, что будет…
Остановился. Вздохул жадно полной грудью, как будто вынырнул из большой глубины…Никого из преследователей не видно... Куда пропали? Вот только в спину ему дышали...
Трусливо, крадучись, по неосвещённой деревенской улице, пошел обратно к клубу. Шел не по дороге, а около палесадников, чтоб в случае чего, «сделать ноги»…А то ещё прирежут в пьяном угаре. Что с пьяного дурака возьмешь? Парня посадят, меня похоронят…
Танцы окончились, все давно разошлись!
Сторож клуба глупо переспрашивает:
-Время? Щас время парень, четыре утра! Иди спать! Сегодня уже понедельник. Поспать надо, хоть пару часов перед работой!
-С ума сойти, - подумал очкарик, - мне показалось, что вся это процедура длилось полчаса!
Вот, что такое кураж!
Рассказу «ботаника» студенты не поверили:
-Привирает пацан!Надо же было,как то оправдать разбитую рожу!Сидел где нибудь,и трясся!
На следующих танцах, деревенские парни, участники погони, первые подошли к студентам, посмотреть на живого героя трезвым взглядом. «Ботаника» они нашли на том же месте, где и начиналась вся эта история. Выпили «мировую», и обсуждали события недельной давности. А когда им было поговорить, поделиться впечатлениями? Осень для всех, горячая пора, сбор урожая! Работа от рассвета, так сказать, до заката…