О самоуничижении

Людмила Соснина
       Самоуничижение. Не люблю его. Все эти причитания и повержения во прах мне глубоко неприятны. Я – создание Божие, какое же право я имею говорить, что Его создание – ничтожество, грязь и гадость? Да, многое во мне плохо. Да, я измазала грязью прекрасный свой лик. Но я буду искать чистую воду, чтобы отмыться. Там, внутри, я прекрасна – такой меня создал Господь. Моя задача – понять это, увидеть эту настоящую себя и очистить от внешних оболочек лжи, грязи, зависти, фарисейства… да мало ли какая ещё гадость налипла на человека в долгом пути к Богу… а тем более – без Бога.… Вот это осознание своей красоты, своей «испачканности», осознание необходимости и возможности отмыть жизнью эту красоту, разумеется, с помощью Божией, – есть смирение. Но не осознание своего ничтожества. Ничтожество – ничто и есть. Без-образие. Хуже всего то, что в самоуничижении есть что-то нечистое. Ведь в душе почти никто не считает себя самым недостойным и самым ничтожнейшим. Невозможно это для души – осознание кромешного зла в себе. Да и не бывает так. Отсюда – фарисейство, обман себя и других.


21.7.98