Рецензия на Бремя ответственности... В. Блажевича

Максим Валов
«мы свой рай и ад сами в себе носим, сами себя и приговариваем при жизни…»
       Сибирь (из рецензии к http://www.proza.ru/2007/04/19-30)

В свое время у нас с Кулебякой Кулибиной прошла достаточно жесткая, но уважительная (каюсь, сначала я был не на высоте), дискуссия по поводу отношения к офицерам как классу (прослойке, называйте, как хотите, главное, чтоб смысл был понятен). Расстались мы, если не друзьями, то вполне удовлетворенными друг другом (каждый при своем) по причине того, что умели слушать оппонента и уважительно относиться к его мнению. Истина, увы, не родилась, да и вряд ли могла бы в таком сложном вопросе (http://www.proza.ru/2007/10/10/217).

Спустя некоторое (достаточно продолжительное) время я зашел к нему в гости и получил предложение продолжить спор (в общем то, сам напросился – люблю поспорить с умными людьми) опираясь на рассказ Василия Блажевича «Бремя ответственности Маринеско». (http://proza.ru/2007/09/11/197).

Мне не о чем с ним спорить. Все почти правильно. Только что-то не так. Поэтому просто промолчать как-то не получается.
Я не силен в истории подводного флота, хотя и собирался стать подводником (не взяли по причине неправильного прикуса). Пришлось немного порыться… Вот что нарыл (было много еще чего – это показалось мне наиболее объективным)

«Оценка «Атаки века»
С юридической точки зрения действия командира Маринескo безупречны. Суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны быть обозначены соответствующими знаками — красный крест, не могут носить камуфляжную окраску, не могут идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не может находиться каких-либо военных грузов, стационарных и временно размещённых орудий ПВО, артиллеристских орудий или иных средств. Говоря юридическим языком, «Вильгельм Густлов» был боевым кораблём, на который дозволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежит на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота.

В годы «холодной войны» в Германии считали Маринеско военным преступником, пока Институт морского права (город Киль, Германия) не принял решения, которое полностью оправдало Маринеско и признало, что «Вильгельм Густлов» являлся законной военной добычей советских подводников. Оно основывалось на следующем:

4. Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Черном море, вёз на своём борту более 5000 беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. (Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлов», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью). Поэтому за советской стороной было признано право на ответные адекватные действия в отношении германских судов.

1. «Вильгельм Густлов» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;

2. «Вильгельм Густлов» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;

3. «Вильгельм Густлов» шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии;»

Я не случайно п.4 поставил на первое место. Кроме «Армении» я предлагаю вспомнить тысячи концлагерей… Миллионы загубленных жизней гражданского, не имеющего никакого отношения к разборкам политиков, населения…

Интересно, а Гитлер где сейчас – в аду? И испытывал ли он раскаянье (и его соратники тоже) от содеянного.

Вот Маринеско, я думаю, именно потому и умер так рано, что не смог простить себе свою ошибку. Его «Атака века» не его победа – это его беда. Не знаю, но хочется верить.
Почему? Почитайте: http://www.proza.ru/2006/10/06-214

Впрочем, Маринеско, и даже Гитлер, это просто частный случай. Так же как и американский пилот, сбросивший бомбу на Хиросиму.

Поставленный Василием вопрос гораздо шире. И гораздо более жестокий по отношению ко всем нам. Ведь речь идет не просто о Маринеско. Речь идет об отношении человека к человеку. О пацифизме. Об отрицании насилия вообще и над отдельным человеком в частности. О войне… О мире… О месте Человека в них…

К сожалению, как только человек стал мыслящим существом, он начал убивать себе подобных (лишенные разума звери этого не делают – они убивают только для получения пищи насущной).
 За кусок мяса, за самку, за территорию, за возможность выжить самому и племени… За власть, привилегии, богатство… За нефть, золото, деньги… Просто так, для получения сомнительного удовольствия…

И каждый подходит к этому вопросу с точки зрения своей морали, своего видения мира, своего понимания Добра и Зла…
В школе у меня был учитель физики – участник Карибского кризиса. Кавторанг. Подводник. Он доставлял на Кубу ядерные ракеты средней дальности… Оружие массового уничтожения… По иронии судьбы в походе случилась поломка атомного реактора подлодки… Ремонтировать его пошел он, другие просто не смогли бы…Пошел, зная, что шансов выжить после этого практически никаких. Он спас лодку, т.е. весь ее экипаж. Выжил… Только после этого сил у него у него осталось только на преподавание физики…
Он герой?
Или вечно будет мучиться от осознания того, что если бы не пошел, то лодка бы затонула и не довезли бы до Кубы десяток ракет, каждая из которых могла унести тысячи жизней?
Тогда как о жизни тех, кто был на лодке? Вы можете дать ответ на этот вопрос?

Есть старый армейский анекдот-быль. Абсолютно не смешной.
«Если ты увидишь лысого толстого, старого старшего лейтенанта с отвисшей задницей – поклонись ему – это ракетчик».

И сколько таких ракетчиков сидело и сидят до сих пор на командных пунктах, держа одну руку на кнопке, а вторую – на пусковом ключе, готовые по приказу дать команду на пуск самой смертоносной машине убийства – ядерной ракете мощностью 10 мегатонн (А ведь «Малыш» и «Толстяк» имели эквивалент всего в 15 и 20 килотонн – чувствуете разницу?). Они как? Кто они? Невидимые герои Отечества, верные присяге и взявшиеся исполнять самую грязную работу (палачи) или гады ползучие, желающие смерти миллионам людей? Да ведь не желают они им смерти. Просто делают свою работу…

Мы говорим про летчика, сбросившего бомбу на Хиросиму.
А почему мы молчим про совесть тех, кто создал эту бомбу? А ведь они не были по рукам и ногам связаны присягой. Или они не знали, для чего они создают эту бомбу – орудие массового убийства?
Кто должен мучиться больше? Солдат, выполнивший свою клятву на верность Отечеству? Или ученый, разработавший эту Смерть? А может рабочий, добывающий для нее уран? Или токарь, выточивший носитель? А может простой таможенник, оформлявший документы на ввоз этого самого урана? Или бизнесмен, организовавший его добычу и доставку к месту назначения и получающий за это деньги (часть которых он, возможно, тратит на помощь тем, кого этот уран может убить). Ведь все они знали, что и для чего они делают. И они тоже просто выполняют свою работу…

Далее можно продолжать по списку, говоря про всех тех, кто прямо или косвенно приложил руку к созданию оружия массового уничтожения – ядерного, бактериологического, климатического и т.д. и т.п.
Они что, то же все в аду сейчас или попадут туда после смерти? А кто же тогда в раю, и кто туда попадет?

Шахид, взрывающий дома в Москве? Или таранящий небоскребы в Нью-Йорке? Делающий это с именем Аллаха на устах? Или камикадзе, врезающийся на своей лодке-снаряде в корабли в Перл-Харборе с именем императора в оскаленной в крике глотке? Почему никто не говорит про них, не говорит, что не терпит шахидов как класс?

Почему мы так ненавидим собственных пацанов, погибающих во имя своих идеалов, пусть не правильных для кого-то, но единственно верных для них? Тех пацанов, которые гибли во Вьетнаме, Афгане, гибнут сейчас в Чечне. Да, я знаю, что Чечня – это нефть, это грязная политика, это все неправильно. Но ведь не все там просто убийцы, получающие наслаждение от самого процесса убийства. Так почему мы отказываем им в праве на собственное понимание мужества и чести, на право защиты своей Отчизны. Почему некоторые считают, что прежде, чем погибнуть, спасая других, надо подумать – а справедлива ли война, в которой ты участвуешь и погибаешь (смотри рецензии Куземко на http://www.proza.ru/2006/08/10-259). Может, тогда и погибать не стоит? Пусть другие, а я, понявший, что война неправедна – штык в землю… (и пулю в спину)
Я, бывший офицер-ракетчик, ненавижу войну. Она противна человеческому существованию, но вся история человечества – это история войн. Я нахлебался ею досыта за очень короткое время. Я умывался собственной кровью и заставлял умываться ею других. Но у меня очень хорошее образование и я научился отличать правду ото лжи. А ведь не все это могут – пропагандистская машина работает прекрасно. Я ненавижу смерть в войне, особенно, когда она приходит к мирному населению, но я никогда не обвиню сидящего за пусковым пультом офицера в том, что он повернет ключ на пуск. Он просто крайний, он заложник того мира, в котором мы живем. И не стоит делать из него стрелочника.
Просто надо думать, как можно изменить этот Мир. Сделать его добрым, не приемлющим убийства, жестокости, насилия… И пытаться изменить его. Я не знаю как. Даже образование здесь не помогает. Только путь обвинения «стрелочников» и офицерства (те же стрелочники), как класса - не самый удачный, на мой взгляд.
Только тогда, когда миром станет править Любовь, в нем невозможно будет убийство. Вот только возможно ли это?

P.S. Если для защиты жизни дорогого мне человека придется убить тех, кто ей (жизни)угрожает, то я сделаю это не задумываясь, сколько бы их и кто бы они ни были (если удастся выжить самому). Даже если после этого я буду мучиться при жизни и гореть в аду после смерти...