Сочинение. Грозненские рассказы

Константин Семёнов
Грозненские рассказы



Как-то попалось мне на глаза одно школьное сочинение. Писал мальчик, ученик шестого класса города Ставрополя, бывший грозненец. Тема сочинения звучала так – “Межнациональные отношения, как основная причина событий в Чеченской республике”. Шестой класс – с ума сойти! Шел 1997 год.

 Теперь очень жалею, что не сделал копию – попробую восстановить по памяти.

--------------------

Межнациональные отношения – это отношения между разными национальностями. События в Чеченской республике – это война, которая правильно называется восстановлением конституционного порядка.

У нас, в Грозном жило много разных национальностей, но больше всего было чеченцев и русских. Отношения между ними были разные. Хорошие и плохие. Когда пришел к власти Дудаев, плохих стало больше. Русские стали уезжать. Мы тоже хотели уехать, но не смогли. Родители говорят, что денег не было. Я тогда был маленький, не все понимал, но слышал, о чем говорили взрослые. Взрослые все время говорили о переезде в Россию.

И в моих мечтах возник образ большой и доброй страны – России, которая ждет всех, кому плохо. Я слышал, что в России сейчас какие-то проблемы. Поэтому нам она помочь пока не может.

А потом по телевизору показали, как в Москве стрельнули из танка по Белому дому и наши победили. Я стал ждать, что скоро вспомнят и про нас, и мы снова будем жить спокойно. Я снова смогу опять ходить на теннис. Или мы сможем переехать в Россию, может быть в Москву, и можно будет ходить по улицам одному. И играть во дворе до вечера, как было, когда я ходил в детский сад. Россия обязательно поможет, она никогда не бросает своих.

Но получилось все не так. Про нас действительно вспомнили, но лучше бы у них был склероз. Нас стали бомбить с самолетов и обстреливать из гаубиц. Я скоро научился по звуку различать бомбы, пушки и “Град”. Потом наш дом разбомбили, и мы прятались в подвале у соседей. Я спрашивал родителей, почему в нас стреляют. Ведь мы не боевики. А они говорили, что у солдат приказ и они не знают что делают. Кто дал такой приказ? И как можно не знать, что делаешь? Никто мне этого объяснить не смог.

Потом папин знакомый дядя Руслан увез нас на машине в Гудермес. А мы оттуда уехали в Ставрополь, через Дагестан.

В Ставрополе оказалось, что России мы совсем не нужны. Квартиры у нас своей нет. Папу нигде не берут на работу, и он ходит на базар разгружать машины. А потом у него болит спина, и он пьет таблетки. Мама работает, но денег очень мало и я даже не прошу купить игровую приставку. Меня не хотели записывать в детскую библиотеку, потому что нет постоянной прописки. И если бы не тетя Света я бы не смог читать книжки.

Ребята говорят, что наша армия нас спасла. А я им говорю, что мы сами от них еле спаслись. И от дудаевцев, и от армии. А они не верят. А ещё они говорят, что мы жили в Грозном, потому что там не было дефицита и у всех было много денег.

Я думаю, что межнациональные отношения это не главная причина, по которой началась война. Это в Баку, Карабахе и Узбекистане из-за этого все произошло. А у нас было по-другому. И главная причина войны какая-то другая. А какая – я не знаю. Мама говорит, что тоже не знает, а папа только ругает всех подряд.

--------------------

Внизу аккуратным учительским почерком было написано: “Тема не раскрыта. В голове – каша”.
Литература – 3. Русский язык – 3.