Радужное небо глава 29

Анатолий Половинкин
ГЛАВА XXIX
ПРАВОСЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
       Выплакав, что в душе наболело, Мария двинулась поближе к алтарю, потому что уже начиналась служба.
       Удивительное дело, после такой мысленной беседы с Господом, она почувствовала на душе облегчение. Не зная, правда, насколько длительным оно будет, Мария радовалась и тому.
       Служба, на этот раз, прошла для Марии быстро и незаметно. Прихожане стали подходить к отцу Дмитрию, чтобы приложиться к кресту. Подошла и Мария. Она задала отцу Дмитрию вопрос, так мучивший ее, вопрос о литературе для невоцерковленных людей.
       Отец Дмитрий равнодушно пожал плечами.
       - Для людей существует Евангелие. Сейчас каждый желающий имеет доступ к нему.
       - Но ведь Евангелие не каждый сможет понять, - возразила Мария. – Есть ли что-нибудь из художественной литературы, о современном мире, которая бы затрагивала проблемы людей.
       Отец Дмитрий покачал головой.
       - Я бы не рекомендовал чтение художественной литературы. Она, ко спасению души, не имеет никакого отношения.
       - Как же это так, - растерянно произнесла Мария. – Ведь и художественная литература может привести человека к Богу, она тоже должна учить людей добру.
       Отец Дмитрий покрутил головой, словно высматривал кого-то в толпе.
       - Вон там стоит редактор православной газеты «Россия Православная» Роман Алексеевич Семенов. Подойдите к нему, может, он даст вам ответ.
       Мария робко двинулась в сторону редактора, который неистово молился, стоя возле одной из икон. Подождав, когда он закончит, она спросила:
       - Извините, вы не Роман Алексеевич Семенов?
       Редактор обернулся.
       - Да, это я. Чем могу помочь?
       - Я хотела вас спросить, существует ли какая-нибудь художественная православная литература?
       - Да, конечно. Множество русских классиков основывали свой труд на православных традициях. Например, Лесков, Достоевский.
       - Ах, нет, - воскликнула Мария. – Я имела в виду современную литературу, литературу о современном обществе. Есть ли такие книги, которые бы могли завлечь людей, которые никогда и ничего не читали о православии? Так сказать, книги для масс.
       Лицо редактора исказилось от смешанного чувства отвращения и высокомерного презрения.
       - Понимаете, массам не нужны такие книги!
       - Как это не нужны? – опешила Мария.
       - А вот так, не нужны! Массы не хотят, чтобы их учили православию. Им нужны книги, в которых бы православие было очернено, чтобы оно было облито грязью.
       - Да с чего это вы взяли? – изумилась Мария. – Ведь люди же все разные.
       - Православная литература нужна для православных людей, - продолжал Семенов. – Массам же нужны книги для идиотов, всякие там детективы и прочее!
       Мария ахнула.
       - Да как же так! Ну, даже если человек и читает детективы, что же, значит, он идиот?
       - Если люди читают подобные книги, значит, им не нужно православие! Писать православные книги для масс, это все равно, что писать Евангелие на воровском жаргоне!
       Голос редактора становился все громче, жесты все интенсивнее, в глазах появились агрессивность и крайняя враждебность.
       - Православие не должно подстраиваться под массы! Тот, кто пишет для православных, тот не должен угождать массам. А тот, кто пишет книги для масс, тот пишет книги для идиотов. Может, такой писатель и станет преуспевающим, но православие нечего вплетать в такие книги!
       - Но откуда у вас столько враждебности к людям? – возмутилась Мария. – Зачем вы отгораживаетесь так от всех?
       - Я уже все сказал. Массам не нужно учение Христа, им нужны книги для идиотов! И ко мне с такими вопросами, больше не обращайтесь! А сейчас, извините меня, мне пора идти. Меня еще ждет много работы.
       Семенов покинул храм, оставив Марию стоять оцепеневшей от потрясения. Мария не могла поверить тому, что услышала. Как редактор православной газеты мог такое сказать? Мария чувствовала себя так, словно ее хватили обухом по голове. Она никак не ожидала такого отношения к людям со стороны православия, такой враждебности, даже агрессии.
       «Массам не нужна православная литература, им нужны книги для идиотов!» Откуда взят такой чудовищный вывод? Разве люди виноваты, что книжный рынок почти весь состоит из подобной литературы? И потом, даже если людям и нравятся подобные боевики и детективы, разве же за это их можно называть идиотами? Как может христианин отзываться подобным образом о людях? И вообще, откуда в людях может взяться вера, если даже те, кто взял на себя обязательство просвещать народ, так о нем отзывается? «Массам этого не надо, им нужно, чтобы православие было очернено». Откуда взялось такое мнение? Ведь человек не рождается верующим, а если таковым и становится, то только в зрелые годы. Детей родители не воспитывают в страхе божьем, не на Евангелии выращивают, а в полном атеизме, зачастую даже в откровенной враждебности к Богу.
       «Им этого не надо!» Так ведь потому и не надо, что люди живут в полном неведении, для них понятие Бог есть что-то абстрактное и нереальное. А чтобы узнать что-либо о Боге, человеку необходимо прочесть об этом, и прочесть в книге, доступной его пониманию, которую легко усвоить. Ведь и Иисус Христос говорил притчами о богатстве лишь для того, чтобы людям был понятен смысл сказанного. «Писать книги для масс, это все равно, что писать Евангелие на воровском жаргоне!» Ну и ну! Вот так отношение к людям. И такие слова сказал не прохожий на улице, а православный редактор. А откуда же возьмутся тогда верующие люди, если воздвигать подобный барьер между Православием и массами? Человек читает дешевую литературу, потому что она снимает стресс. В этих книгах торжествует справедливость, хоть и с помощью силы и оружия, а зачастую даже с помощью магии. Так ведь и нужно создать альтернативу таким книгам. Необходимо писать книги, в которых справедливость торжествует без помощи оружия, без ударов рук и ног, а тем более, без применения магии. А чтобы привлекла такая литература людей, необходимо, чтобы герои этих книг ассоциировались у людей с самими собой, чтобы люди видели свои проблемы, свою жизнь. И самое главное, чтобы в этих книгах было решение людских проблем, и такие решения, которые бы вели человека к Богу, а не от него. Пусть постепенно и медленно, но герои такой литературы бы менялись, и менялись в лучшую сторону. Вот тогда-то, прочтя такую книгу, люди бы задумались. Пусть не все, но многие. Конечно, некоторые отбросят такую книгу, как наивную сказку, которая не вмещается в их сознании, но другие задумаются, а кое-кто, после прочтения такой книги, придет в храм и попросит Евангелие, которое он будет читать уже совсем по-другому, нежели бы он читал раньше, как бы открывая для себя заново мир, мир во Христе.
       «Массам нужно, чтобы православие очернили». Так, может быть, поэтому массы и относятся так враждебно к православию, потому что православие отгораживается от людей?
       От кого угодно ожидала Мария таких слов, но только не от редактора православной газеты. Вот тебе и христианское человеколюбие, подумала Мария, вот тебе и помощь ближнему! Какой плевок в душу всему человечеству! Что может ждать после этого православие? Неужели же такой человек не понимает, что втаптывая в грязь человечество, нельзя добиться ничего, кроме враждебности? А возмездие придет! Может быть, потому и случились гонения на церковь, потому и случилась революция семнадцатого года? Случилось все это потому, что церковь отгородилась от масс, совершив тем самым роковую ошибку.
       Конечно, Семенову это не понять. Он судит людей, сидя в мягком кресле своей редакции, он смотрит на них свысока. Разумеется, со стороны чужие пороки виднее, чем изнутри. Но и считать себя верующим человеком тоже легко, если ты пишешь статьи в газете. Твое слово становится законом, собственное мнение непреложной истиной. Легко считать себя верующим, когда тебя окружают верующие, воцерковленные люди, коллектив, который ты подбираешь лично. Конечно, в таком коллективе и разговоры ведутся лишь о Боге, и о вере.
       Но попробуй придти к вере, когда ты находишься совсем в другом коллективе, когда ты работаешь на заводе или торгуешь на рынке. Здесь царят совсем другие понятия, здесь совсем другое общество, другие законы. Как прийти к Богу, если ты не знаешь даже с какой стороны подойти к этому вопросу, если тебе не с кем даже поговорить на эту тему, когда тебя окружает сплошной атеизм и непонимание, а то и откровенное богоборчество? Да настоящим чудом будет то, если человек, живущий в таком обществе, вообще начинает задавать себе вопрос: « А есть ли Бог на свете?»
       Но нет, этого не понять редактору. Такие люди, как Семенов, слишком самодовольны и высокомерны. Они окружили себя незримой стеной, внутри которой находятся они – верующие, а все, кто остался снаружи этой стены, это просто идиоты. О них нечего и говорить, и не нужно даже пытаться нести им христианское учение. Зачем? Они же идиоты!
       Но если люди услышат, какого о них мнения, как относятся к ним те, кто обязан их просвещать, что они скажут в ответ? Втаптывать людей в грязь, и плюя им в души, можно лишь отвратить их от Бога раз и навсегда, но никак не привлечь к Богу. Для них понятие «Бог» будет тесно связано с понятием «несправедливость». Произойдет массовое озлобление, которое вновь может привести к гонениям на церковь.
       Марии так и хотелось крикнуть: «Неужели же у вас нет никакого человеколюбия, нет жалости, нет сочувствия? Неужели вы даже не хотите попытаться понять людей, понять причину их такого глубокого падения? Поставьте себя на их место, только так можно найти подход к их сердцам. Заблудшие и падшие люди ищут выхода из своего положения, призывают о помощи, а вы, вместо того, чтобы протянуть им руку помощи, втаптываете их в грязь. Скольких людей вы отвратите от Христа? У скольких вы вызовите ненавистное отношение к Богу? Ведь многие из них, услышав такие вот ваши речи, уже никогда не пойдут в храм. Для них православие навсегда останется чем-то высокомерным, враждебным, питающим глубокое презрение к людям».
       Но нет, не понять таким людям этого! Как не понимает чиновник простого работягу, работающего за гроши. А ведь сам Иисус Христос обличал подобных в Евангелии, говоря: «Горе вам книжники и фарисеи, за то, что стоите в воротах рая, и сами в него не входите, и желающим войти не даете. Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих. Лучше бы было ему повесить мельничный жернов на шею, и броситься в море».
       Неужели же, и в самом деле, вся православная редакция так относится к людям, считает их идиотами, и отворачивается от них? Или же это личное мнение Семенова, который считает, что те, кто хочет, сами придут к Богу, а остальным, у которых не получается это сделать, этого просто не нужно?
       Не хочется в это верить, не хочется. Мария надеялась, что эти слова были произнесены просто в сердцах, не имея никакого отношения к официальной точке зрения православия. Потому, что иначе становилось страшно, страшно за страну, страшно за народ, за судьбу всей православной церкви, за все христианство. Неужели же не очевидно, что такое отношение к людям ведет лишь к концу света, гарантирует скорый приход антихриста, которого христианский мир так боится. Приход его будет означать конец всему!
       Во имя человеколюбия, помогите людям, не отворачивайтесь от них!
       Подавленная Мария покинула храм.