Закончилась эра милосердия?!

Дмитрий Борисович Тихонов
       «Екатеринбург, Февраль 28 (Новый Регион, Святослав Булгарин) – Многочисленные факты нарушения законодательства в сфере реализации нацпроектов «Здоровье» и «Развитие АПК» были выявлены на Урале в ходе прокурорских проверок по итогам прошлого года, рассказали «Новому Региону» в пресс-службе прокуратуры Свердловской области… В целях их устранения внесено 159 представлений, в дисциплинарном и административном порядке наказано 192 виновных лица, опротестовано 19 незаконных правовых актов, приняты и другие меры реагирования. Правоохранительными органами возбуждено в 2007 году 5 уголовных дел.»
       © 2008, «Новый Регион – Екатеринбург»

       Полагаю, что милосердие и подвижничество в медицине, особенно в наше время – период национального проекта "Здоровье" в области Здравоохранения страны, занимают у нас всё меньшее и меньшее место и значение. Во все времена, у всех народов эти понятия, наряду с профессионализмом медиков, играли наиглавнейшую роль в медицине. Сегодня в жизни общества, задавленного беспросветностью своего существования, лишённого всяческих прав и возможностей, нередко забываем об этом.
       Мы всё больше и больше сегодня свыкаемся с мыслью о том, что настоящая эпоха бесплатного оказания квалифицированной медицинской помощи осталась где-то там, в советские времена, когда, если чего-то и не хватало для лечения: лекарств, оборудования, материалов и пр., это компенсировалось истинной, а не мнимой заботой о пациентах, активным умением поставить на ноги за счёт того, что есть.
       Медицина сегодня для очень многих чиновников, занимающихся распределением благ, денег и ресурсов, стала настоящим бизнесом, возможностью собственного обогащения и процветания за счёт страждущих. Вероятно, что в связи с сокращением численности населения России, в условиях увеличения ассигнований и инвестиций в эту отрасль экономики и социальной сферы, качество оказания медицинской помощи, а равно – качество и продолжительность жизни людей должны улучшаться и увеличиваться. Почему же всё происходит ровно наоборот?
       Конечно, нельзя сказать, что денег на нашу медицину не выделяется… Выделяется-то много, но вот сколько реально используется на систему здравоохранения и для оказания медицинской помощи людям? Можно сказать, что до реальной медицины доходит значительно меньше. Да, безусловно, строятся новые больницы, закупается дорогостоящее оборудование, поднимаются зарплаты медработникам, выделяется уйма средств на бесплатные медикаменты, но сама система оказывается неэффективной, развращённой и деморализованной. Точно так же, как огромное количество зданий судов, сизо и тюрем, даже обеспеченные штатами хорошо оплачиваемого персонала, не способны сами по себе создать эффективную, справедливую и законную систему правосудия, так и лечебно-профилактические учреждения, оборудованные техникой и укомплектованные сотрудниками ( во многих местах неудовлетворительно), не могут сами по себе спасти страну от вымирания, от сокращения продолжительности жизни живущих в ней людей, от социально несправедливых принципов подхода к тому: кого и как лечить, ведь для медиков сейчас главное: набрать условные единицы за приём, проделанные манипуляции, койко-дни, истории болезни и т.д.
       А где же сам пациент, за которого платит государство? Ему, болезному, не важно, сколько стоит для государства та или иная процедура, манипуляция или обследование, которым его подвергают в процессе лечения, если у него пуст карман. Ему важно почувствовать себя лучше и уйти из больницы или поликлиники с верой в то, что для него сделали всё, что было необходимо, как ему обещано нашим государством.
       А в действительности происходит иначе: медики могут набрать свои показатели за счёт элементарных действий, выполнив план при этом, но на реальный результат частенько начинают работать только за реально маячащие им деньги, услуги или товар. Сложные и важные действия они, конечно же тоже делают, когда нужно, однако, над ними довлеет страх, что проверяющие их накажут, если сделают они что-то лишнее, зря, не по показаниям, если можно было бы обойтись чем-то более дешёвым. То же самое происходит и при выписке бесплатных лекарств, когда начинают (по распоряжению администрации, разумеется) выписывать не то, что должно помочь, а то, что обойдётся дешевле. Вот если с этого они имеют живые деньги, то процедура, манипуляция и прочее может быть проделана без отчёта и любому. Осуждать их при этом вряд ли можно сильнее, чем тех, кто находится по статусу и должности выше. Если учреждение выполнило план, набрало необходимое количество единиц за проделанную работу, им перечисляется огромная сумма, с которой идут несоизмеримые выплаты и доплаты административно-хозяйственному аппарату, чем тем людям, которые реально ставят клизмы и выносят горшки...
       Значительные суммы выделяются лечебно-профилактическим учреждениям для оплаты поставок им продовольствия, медикаментов, расходных материалов, инструментов и оборудования, на ремонт и прочее. Иногда больницы получают уже закупленные товары, которые, зачастую, не отражают их потребностей в полной мере. Но отказываться от таких поставок тоже нельзя, иначе их могут снять с финансирования в полном объёме, а портить отношения с чиновниками, «дающими» блага, нормальный человек не станет. Берут излишки, нередко просроченные, списывая потом под разными предлогами. Создалась система, при которой поставщики либо тесно связаны с чиновниками, либо ставятся в жёсткие условия необходимости давать откаты и руководителям медицинских учреждений, и тем чиновникам, которые занимаются распределением бюджетных потоков на разных уровнях или терпеть убытки и разоряться.
       И это происходит тотально, всюду, начиная с федерального, заканчивая областными и муниципальными уровнями. Многочисленные уголовные дела этому подтверждение, однако, в целом, это ситуации не меняет, так как коррупция в нашей стране стала вещью обыденной и пронизывает все сферы жизни, включая те структуры, которые обязаны, по долгу службы, следить за законностью и правопорядком. Просто сама система распределения и откатов становится жёстче и централизованней. А те, кто, волею судьбы, попался, если только он связан с кем-то повыше и помандатнее, чаще всего ограничивается получением мягкого или условного наказания.
       Большая проблема в медицине и с кадрами. Это связано прежде всего с тем, что наблюдается серьёзный дисбаланс между зарплатами в самих лечебных учреждениях и зарплатами в коммерческих структурах для медиков. Конечно, очень многие работоспособные, квалифицированные специалисты уходят из больниц в фармацевтические и медицинские компании, чтобы содержать семьи, улучшить собственное материальное положение. Остаются же часто те, кто находит себе источник дополнительного дохода непосредственно при больнице, либо проводящие там всё своё время, погрязшие в дежурствах и совместительствах до поры, пока здоровья хватает – на износ. Разве можно при этом говорить о гармоничной жизни для людей? А ведь люди, которые работают в этой сфере, составляют значительную часть работоспособного, но социально незащищённого населения нашей страны. И ведь нет у них перспектив на покупки или получения жилья ( в значительной степени), на преодоление нужды и бедности.
       В такой ситуации, когда показателями Здравоохранения стали не показатели улучшения жизни и здоровья людей общества, а суммы израсходованных денег и доля от бюджета, количество построенных центров и закупленное оборудование. А то, что при сокращающемся населении страны растёт количество больных – дело десятое?! Если нет культуры милосердия в медицине со стороны государства, что остаётся ждать и на что надеяться пациентам, да и тем, кто работает в этой сфере, тоже?! Разгул цинизма и хамства, алчности и бескультурья, безнаказанность обличённых постами и регалиями, зависимость от власть предержащих, процветающие в обществе в целом, а в медицине – в частности, показывают, что, может быть, систему Здравоохранения в стране исправить невозможно, её надо полностью, принципиально поменять?! Ведь милосердным быть не заставить, а милосердию не научить!!!