14. 50 Снег

Артём Киракосов
Артём Киракосов



ПЯТЬДЕСЯТ СКЕТЧЕЙ БУДУЩЕГО ЮБИЛЕЯ








14 // 50

**** Снег ****


Смотреть, как ветер колышет листья ветви, смотреть, как воды ручья огибают камень, смотреть, как от девственной походки вздрагивает девичья причёска, учили древние китайцы в своих трактатах тех, кто обращался в них, ища способ не стареть.
Подобравшись к середине жизни, открыл для себя то, почему я никак не старею: не будучи посвящённым в эту мудрость, эти три занятия сделал основами своей деятельности на земле ещё со времён юности, – проще, – из естественного своего состояния в пребывании влюблённости в жизнь, жизнь, как движение.
Снег…
Видели ли китайцы снег?
Снег идущий из ниоткуда. Снег идущий в никуда.
Откуда берётся он? Где его направленье? Где законы – его паденья? Его взлётов?
Это великое кинетическое искусство. Не бездарны ли все те, кто имитировал эту спонтанность? Не лгуны ли те, кто продавал поддельные инсталляции. Как убого человеческое скудоумие, претендующее и замахивающееся на творчество. От всех подражаний – лишь озноб и рвота отрицания.
Я поднимаю глаза в небо. В небо, откуда сыпет Господь на нас это серебро без счёта, укрывая изверившийся, израненный, оболганный наш мир чистотою. Хоть временно, но – тишиной. Тишиной этого белого сна.
Может быть, это чисто российское занятие – ловить ртом и взглядом хлопья снежинок?
Сколько часов жизни, дней, лет я провёл в этой бесполезной для зрелых лет мужа позе, занятии?
Бесконечное очарование движения. Бесконечное разнообразие казалось бы одинакового. Бесконечная жизнь. И траектории, никогда не предсказуемые.
Мысль. Круженье снега – аналог жизни, что непредсказуемо, непреднамеренно тянется к земле, к финалу, к концу.
Снег – символ мне чрезвычайно близкий. Символ чистоты, святости, изначальности, прозрачности, осветлённости, символ присутствия высшего.
Снег – всегда вовремя. Когда осень становится лишь непереносимой грязью. Снег – всегда лёгок и радостен, всегда – первый. Так и говорят: «первый снег». Как «первая любовь».
Снег “падает”, всегда “укрывает”. Снег – вовремя всегда.
Для художника снег – особое поле бытия. Я сутками наблюдал, как рисунки следов на снегу сплетают созвездья. Для художника снег – великий помощник – убрать лишнее в пейзаже. А для графика открывает ему возможности тех материалов, что содержат лишь чёрное и белое.
При всей моей любви к цвету – я график. Я годы прожил рисуя лишь чёрным по белому, реже – белым по чёрному. Эта молчаливая пора года – моя излюбленная. Я знаю, что лишь художник славит снежные бури, вихри, создающие изумительные белые картины. Я рисовал кистями, перьями, акварелью, карандашами, углём, ретушью, соусом, сангиной, сепией, темперой разнообразной (восковой, казеиновой, пва), маслом, акрилом, гелями, пастелью, гуашью, лаками, восковыми мелками… – всем. Рисовал снег – чёрно-белую жизнь. Изгнав из палитры цвета. Я сказал многое – лишь оттенками серого, чёрного, белого. Для художника полоса снега и света – недосягаемая высота. Я художник, я не выдерживаю зрелища этой красоты.
Снег – я смотрю в тебя. Я смотрюсь в тебя, как в себя, пытаясь разгадать, что же происходит всё-таки на планете? Я забираюсь взглядом всё выше и выше. Где же Бог? И откуда это всё Он нам сыпет? И чего это всё символ? Правильно ли я всё чувствую? – чистоты ли? А?
И, когда – сколько раз замечал я в жизни своей – обступают меня горести и невзгоды, поднимая глаза в небо, ища ответа у этого серого безмолвия, получал я навстречу моим просьбам хлопья щедрого воздушного вещества – Господь отвечал мне всегда, укрывая, покрывая, очищая, упрощая, высветляя, очерчивая резче.
Художнику понятны эти знаки…
Вот и теперь, когда совсем туго стало после смерти матери, я поднял в небо глаза и увидел лишь снег, снег, кружащий медленно, безмолвно, спускающийся на нас на всех. Символ белизны, чистоты, наития и безгрешности, безмятежности, символ божественного присутствия в нашей жизни, символ присутствия многих неразгаданных смыслов в нашей жизни, символ неисчерпаемости смыслов неба и символ бездонной любви и бездонности самой любви, символ несоразмерности наших потерь и любви к нам. Снег – смысл присутствия смысла в нашей жизни, смысла, даже, если порой нам кажется, что его там нету.
Снег – то, чем дарит Бог всегда меня, как ответом…
Снег…
       




**** Слушая Брюса Спрингстина «Streets Of Philadelphia» (Single 1992)
**** Ночи с 20 февраля по 24 февраля 2008-го года