Последняя песня скальда Хёгни, сына Сверрира

Никита Мисюров
       Посвящается Рагнару , сыну Вахура
Постой же , звонкоголосая красавица ! Не торопись протягивать мне руку. Не заманивай меня своим смехом и игривым взглядом зелёных глаз . Твои рыжие кудри , выбивающиеся из-под шлема , подобны лучам заката , а уста твои цвета алой крови , которой , словно небо умирающим солнцем , залито поле боя вокруг . О прекрасная валькирия , не лишай меня своей ослепительной улыбкой последних сил . Позволь скальду успеть сложить последнюю песню ! Я должен вспомнить о прожитой жизни, о деяниях своих, о счастье и горе , увидеть полёт сокола над родными фьордами , услышать рокот солёных волн морских , почувствовать пляску вечных спутников ветров , запах исполинских лесов и завораживающую тишину горных ущелий .
       Цепь моей судьбы выковали боги , и теперь настал мой черёд предстать перед Одином . Славен я был не своими ратными подвигами или мудрыми речами , не богатством , а сагами и песнями . Руки мои привыкли к певучей арфе и хмельному кубку , но не к смертоносному мечу . Не скрывался на пирах я за женскими юбками , но в удалых походах пел дерзкие гимны и складывал сказания о подвигах ратных друзей своих . Делил с ними бурные невзгоды стихий морских , кровавые потери оплакивал , праздновал победы и взывал к богам . Не слыл подлецом и трусом , но хитростью выручал и советом . Меткие стрелы мои и речи не одного врага сразили , а звонкая арфа всегда веселила спутников , будто мёд в кубках .
       Я рад , что Один забирает меня к себе , когда я молод и горяч , когда мои песни ещё свежи в памяти людской . Могу я ещё без стыда разглядывать красивых женщин и произносить удалые тосты . Бороду и усы ещё не тронула седина и звук моего рога всё так же звонко разносится над долинами , а ноги без устали пускаются в пляс и пальцы быстро натягивают тетиву тугого лука и перебирают нежные струны арфы . Я вижу яркие краски жизни , словно снег на вершинах искрящиеся на солнце , пью терпкий мёд хмельной молодости . И мне не страшна и не горька моя смерть .
       Сырая тропа , спускающаяся к туманной глади холодного моря . Вижу , что уж зажжены на ней погребальные факелы и летят в небо горящие стрелы . Отходит от берега объятая пламенем ладья . Пусть оплакивает меня та , которая любила и которой дорог был . И помнит та , кто отвергла. Пускай же пируют друзья и недруги. Я поднимаюсь на шумный пир к Одину , в Вальгаллу .
       Там , под сводами прекрасного дворца , в свете множества жарких костров , в сиянии злата и серебра , день деньской сидят и пируют за длинным столом павшие воины . Сам Один восседает во главе стола и следит за сынами своими мудрым всевидящим оком . Мёд льётся рекой , и блюда не пустеют . Зычно зовут меня оттуда погибшие друзья мои и братья , протягивают наполненные до краёв кубки . Отныне я буду петь там …
       Скальд Хёгни , сын Сверрира , готов последовать за тобой , прекрасная дева-воительница ! Помоги же мне подняться , освободиться от бремени окровавленной порванной кольчуги . Подай мне мою арфу , что обронил я в пылу схватки . Веди меня через хрустальный Радужный мост к Одину , я хочу уйти вместе с закатом …

27.12.1999