О самоуправлении

Антон Евланов
       Наш президент старательно строил вертикаль власти и, наконец, построил. Суть этой вертикали в выкачивании всевозможных ресурсов из регионов и аккумуляция их в центре, чтоб под рукой были, мало ли когда понадобятся. Можно иногда кинуть какую нито подачку с барского плеча самым послушным регионам, которые лучше монаршую волю исполняют. Если 8 лет назад налоги делились между центром и регионами 50:50, то сейчас это отношение 64:36. В результате страна купается в нефтедолларах, не зная, куда бы их потратить, а регионам не хватает на самое необходимое, некоторые просто погрязли в нищете. Чтобы хоть как-то потратить невиданные деньги придумали национальные проекты для затыкания самых огромных дыр, но толку от них с гулькин хрен.
       Наша финансовая система выглядит так – мощные финансовые потоки в виде федеральных налогов идут из регионов в центр, навстречу им струятся хилые ручейки субсидий для тех же регионов, чтобы там люди все же не вымерли. Зачем эти встречные финансовые движения? Чтобы контролировать все и вся, и для финансирования проблемных национальных окраин, откуда вообще никаких потоков не поступает. Но нужно им платить, чтобы эти окраины делали вид, что они до сих пор в составе России. Ну и опять же, чтобы там не наступила гуманитарная катастрофа.
       Пока средства, заработанные всей страной, аккумулируются в бездонных московских закромах, Россия всегда будет бедной. И самым лучшим будет не тот губернатор, кто лучше организует хозяйственную жизнь региона и инвестиционный климат, а тот, кто лучше умеет подачки из Москвы выпрашивать. Современная концепция: бедные регионы – богатая столица.
       Необходимо полностью изменить концепцию: богатые регионы - богатая Россия. И начать эти изменения нужно с самого низа. Предлагаю краткое описание реформы местного самоуправления.
       Прежде всего предлагаю считать, что любые финансовые затраты и вливания, адресатами которых выступают непосредственно представители народа, минуя многочисленные чиновничьи фильтры и барьеры – безусловное благо для населения России и страны в целом.
       Теперь непосредственно о реформе.
1. Организовать в каждом субъекте федерации самоуправляемые округа. Таким округом может быть населенный пункт с населением от одной до тридцати тысяч человек. Более крупные населенные пункты разбить на ряд самоуправляемых округов с населением от десяти до тридцати тысяч человек. Примером такого округа может быть район, микрорайон, группа микрорайонов.
2. У самоуправляемого округа обязательно должно быть реальное финансирование. Причем не из центра и не из субъекта федерации. На мой взгляд, лучше всего передать самоуправляемому округу часть подоходного налога. Обязать всех граждан сдавать декларации в своем округе, в этом случае значительно сократится уклонение от этого вида налогов. Человеку, который ежедневно оставляет в местном супермаркете тысячу рублей сложно будет объяснить своим соседям, что за год он заработал всего десять тысяч.
3. Жители округа ежегодно избирают председателя и совет. Детально прописать процедуру импичмента. В небольшом округе можно реально контролировать работу выборных органов, и спросить с них в случае неудовлетворительной работы.
4. Округ принимает на работу участковых милиционеров, устанавливает им заработную плату ( не менее, чем по тарифной сетке ), контролирует их работу. Есть варианты – избирать шерифа, который набирает себе помощников.
5. Небольшую часть квартир из новостроек передавать округу. Изменить закон о наследовании: при отсутствии завещания наследовать могут только родственники первой линии, выморочное имущество отходит округу. Проблемами ЖКХ занимается округ, он же управляет домами и собирает квартплату. Таким образом округ может выделить служебную квартиру нужному специалисту.
6. На территории каждого округа должны быть поликлиники, школы, детские сады (количество в зависимости от численности населения округа) с финансированием из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации. Дополнительное финансирование из бюджета округа. В каждом, даже самом маленьком населенном пункте должна быть школа и больница. С этого шага можно начать возрождение русской деревни. Я не призываю доходить до абсурда и открывать эти учреждения в брошенных деревнях, где живут пять человек, но если население больше сотни – уже открывать.
       Можно написать еще много пунктов, но я думаю, основная мысль уже понятна. В качестве дополнительных источников финансирования может выступать плата от сданного в аренду окружного имущества, фиксированный сбор от предприятий, работающих на территории округа (наряду с полной отменой налогообложения малого бизнеса) и другое. Бизнес-центры и крупные предприятия в состав округов не входят.
       У округов могут быть и многие другие функции – воспитательная, социальная и т.д.
       Наконец я дошел до самого главного. Сейчас в меня посыплются гнилые помидоры, и со всех сторон раздастся оглушительный свист и вой. Я хочу покуситься на священную корову. Совершенно необходимо отменить прямое голосование на президентских, парламентских и всех прочих выборах, кроме окружных. На всех этих выборах голосуют только председатели и члены окружных советов.
       Почему я так считаю? Избирательные технологии в своей изощренности дошли до предела. Всеобщее избирательное право в России полностью себя дискредитировало. Сейчас выборы полностью управляемы, от избирателя не зависит вообще ничего. Представим на минуту, что власть прекратила фальсификации, перестала использовать административный ресурс, обеспечила равный доступ к СМИ… Думаете мы изберем кого-то получше, чем на последних выборах? Черта с два! В этом случае к власти придут либо коммунисты, либо националисты крайне правого толка. Победят те, кто больше орет и больше врет. Система выборщиков и только она поможет избрать достойную и вменяемую власть. США как-то обходятся без прямых выборов и ничего, живут и процветают. Выборщиков гораздо труднее оболванить телерекламой и прочими политтехнологиями. Как правило это будут умные и достойные люди.
       Культура русского народа содержит в себе склонность к коллективизму. В течение многих веков крестьянская община была основной ячейкой общества. Ее разрушение явилось предпосылкой революции. Создание реальных субъектов самоуправления станет началом возрождения России на новых истинно демократических началах.