О бизнесе и порядочности

Олег Нефёдов
Сейчас, когда мой образ жизни в значительной степени ограничен довольно узкими рамками пенсионера-дачника, остается много бездействующего серого вещества, что приводит к хаотическому или почти хаотическому движению всяких разных мыслей, часть из которых используется в этой писанине.

То и дело возникают всевозможные ассоциации, связанные с информацией получаемой из доступных сейчас источников – радио, телевизор, интернет...
Раньше вполне ограничивался специальной литературой и новостями, сейчас же информационный поток куда шире.

Вот очередная ассоциация: вчера была передача, посвященная 70-летию Владимира Высоцкого (кстати, не понравилась, несмотря на то что вел ее знаменитый Познер, лучше бы самого Высоцкого больше дали), а вспомнился бывший сосед Толик, который меня и познакомил по настоящему с творчеством гениального барда и поэта.
Толик занимался бизнесом (подпольным, естественно!) по записи и продаже высококачественных магнитофонных пленок. Где он брал фирменные пластинки не известно, но «полный» Высоцкий у него был.
Планирую написать специальную статейку о музыке в моей жизни и знакомых музыкантах, там поподробнее расскажу и об этом эпизоде.

Это я говорю к тому, что почти все происходящее, так или иначе, проецируется на мои собственные воспоминания и разные случаи из жизни.

Вот и сейчас, применительно к теме статьи, происходит то же самое: все из моей жизни!

В первой статье о бизнесе я говорил о таланте продавать, который, на мой взгляд, просто Богом дан успешным бизнесменам.
Здесь же я хочу поразмышлять еще об одном "таланте" ...

О порядочности в бизнесе.

Для начала определимся с самим понятием порядочность.

Вот что написано по этому поводу в Википедии :

"Порядочность — моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм — способность испытывать чувство вины и стыда.
Порядочность более обобщённое моральное качество, чем честность, доброта, благородство, великодушие, достоинство и другие частные высокоморальные человеческие качества, так как непременно является их сочетанием…
Антоним понятия подлость, низость."

Выделим пока: Порядочность - неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали...
Это сочетание ... честности, достоинства, доброты, благородства, великодушия.

У меня было несколько случаев, где можно было оценить это качество моих партнеров по бизнесу в конкретных делах.

История финансового разорения ЭЛТОКСа напрямую связана с именно такими делами.

В 1991 году , один мой очень хороший знакомый Саша, с которым мы не один год приятельствовали не только по служебным делам, но и в совместном семейном отдыхе на природе, познакомил меня со своим шурином, Банкиром.
Знакомство состоялось у меня дома, как и положено, за накрытым по случаю званых и желанных гостей, столом со всеми соответствующими атрибутами.
Среднего роста, великолепно сложенный, очень симпатичный, я бы даже сказал обаятельнейший человек с открытой доброжелательной улыбкой, Банкир, после окончания юрфака Академии МВД СССР жил в Москве и был генеральным директором Фирмы, занимавшейся банковским бизнесом.
Рассказывал, что бизнес связан с инкассацией.
И вот он решил расширить сферу деятельности, включив в нее свой родной Житомир.
Ему нужен был офис и Саша, зная наши возможности, предложил поручить работу по капитальному ремонту одного очень удобно расположенного, но временно не использующегося, а точнее, заброшенного помещения ЭЛТОКСу.
Поговорили, обдумали, что к чему, я рассказал про ЭЛТОКС, через пару дней он у нас на фирме побывал и увидел, в том числе, как работают ребятишки из подростковой группы.
Умилился очень и заверил, что никаких проблем с оплатой и быть не может, более того, пообещал оплатить все по самому высшему разряду и со щедрыми премиями сверх сметной стоимости работ… Банкир же!

А сделать нужно все было по высшему разряду - с использованием гранита, мрамора, профилированного алюминия, стекла и разных прибамбасов, включая зеленый уголок с фонтанчиком и аквариумом, о чем в те времена у нас и не слышали.

Дизайнерскую проработку проекта и руководство работами взял на себя мой друг, исключительно одаренный Дизайнер, а субподрядчиками стали Владелец фирмы по обработке камня и еще один мой очень хороший Друг.

Он тогда начальствовал в столярном цехе нашей областной базы материально-технического снабжения, с Директором которой у нас были прекрасные отношения.
Поэтому мы легко договорились, что ребята столяры, как и было принято в ЭЛТОКСе, после основной работы будут заниматься нашим объектом. Через знакомых быстро нашлись каменщики и штукатуры.

Все нужные договоры и трудовые соглашения были оформлены моментально, и работа закипела.
Купили и доставили материалы, камнетесы привезли свою чудо-машину для распиловки гранита и мрамора, ребята столяры напилили заготовки.
В течение двух месяцев каждое утро я приходил «на объект» и радовался, как споро идет работа.

И вдруг!

Машина фирмачей каменщиков исчезла!
Дизайнер пропал!
Работа практически остановилась.

Причина оказалась банальной – обвал рубля и все бросились спасать то, что имели и искать какие-то выходы для себя.

Трудно, да и не стоит, наверное, здесь подробно описывать те три или четыре жутких месяца, когда все пошло крахом.

Пьяный каменщик «завалил» стену, так что для ее выравнивания потом пришлось накладывать чуть ли не десятисантиметровый слой штукатурки, ночью кто-то забрался в помещение и украл столярные инструменты...

Самое страшное, что не чем было платить зарплату.
До сих пор мы работали без авансов от заказчика, что называется, на доверии, поэтому до завершения определенного этапа деньги не перечислялись. То, что нам перечислил Банкир, ушло на компенсацию уже оплаченных работ и аванс субподрядчику, а дальше… Нет денег.

Может быть, когда-нибудь, вспоминая мой любимый ЭЛТОКС, расскажу подробнее о том, что и как мы делали, чтобы выполнить свои обязательства, но можете поверить это было очень серьезное испытание.
Мы его выдержали!
Но опоздали с выполнением договорных обязательств на три(!) месяца.
Тем не менее, принимая выполненную работу, Банкир сердечно поблагодарил всех оставшихся участников работ, каждому пожал руку и пообещал, что каждый получит не только причитающееся за работу, но и хорошую премию.
Чуть позже, когда все разошлись и мы остались вдвоем, он так это мягко сказал: «Ну что, Олег Михайлович! Спасибо большое, но вы же опоздали со сроками, поэтому ни о каком возмещении ваших расходов речи идти не должно, хотя я подумаю, что можно сделать!»

И укатил в Москву!

Офис этот он так и не использовал, позже я видел, что кто-то там сделал пивнушку.
Красиво! С мозаичным каменным полом и кожаными стенами!

Еще один эпизод из той же истории.
Так как основной причиной остановки выполнения заказа было прекращение работы субподрядчика по "камню", я, конечно, искал Владельца. Его просто не стало!
Куда девался, непонятно, - на работе нет, дома нет.
Еле нашел заместителя, который сказал, что фирма развалилась и работы они продолжать не могут, потому что нет денег.

Тут мне в газете попалось объявление о частном детективном Агентстве. Позвонил, приехали на «Форде» (это в те кто годы!) два симпатичных молодых парня (один директор агентства, а второй водитель), показали лицензию, бланки договоров с печатями и регистрационными данными, дали визитную карточку и сказали, что найдут Владельца и выяснят его финансовое состояние.

Договор заключили, они сказали, что пока аванса не нужно и занялись делом. Через пару дней они снова появились, сказали номер банковского счета фирмы Владельца и попросили «небольшой» аванс для получения полных сведений и ведения дальнейшего расследования.

Вам, наверное, сейчас смешно, но мне было совсем не до смеха, когда через несколько дней, не получив очередной порции информации, я начал разыскивать этих ребят.

А фигушки!
Точно как в современных романчиках, по телефону ответила какая-то бабуля, с проходной какого-то завода, понятно, что ни о каком Сливкине и детективном агентстве она и слыхом не слыхивала! (Красивая визитка в архивах, наверное, еще валяется!)

Вы помните, о каком времени я рассказываю? Тогда и слово-то лох, несмотря на его 2500-летние существование, не было так широко распространено как теперь, причем всего в одном значении из десятка с лишним.

Позже выяснилось, что Владелец просто "детективов" перекупил, но честь свою, должен сказать, он не уронил, - его ребята оплаченную авансом работу возобновили и закончили, хотя сам он так и не появился.
Всем заправлял заместитель.

«Кидали» меня еще пару раз и позже.
Причем, так получалось, что кидалы всегда были исключительно симпатичными и доброжелательными, с честными глазами и открытой душой!

К сведению из той же Википедии:
Кидала — 1. человек, обманным путём заставляющий других выложить деньги (напр., втягивая их в заведомо жульнические игры типа «наперстка»);
2. обманщик, мошенник, человек, не выполняющий обещаний.

К примеру, когда у нас сложилось совсем уж катастрофическое положение с деньгами, были долги за аренду помещений, нашелся один-единственный мой Близкий знакомый, который на просьбу о помощи спросил только, куда перечислить деньги.
На наш счет было нельзя, поскольку их сразу бы списали на погашение долга, поэтому договорились с директором очень уважаемой фирмы, который, источая искренность, пообещал, что себе не возьмет ни копейки, а будет выплачивать, кому скажу. Не поверить ему было невозможно, потому что фирма занималась, в числе прочего, работой с инвалидами. Позже я узнал, что это было просто выгодное направление в связи со льготами в налогообложении, а вообще, обычный бизнес.

Потом мы с ним долго мурыжились, но процентов 30 денег тогда удалось спасти, т.е. израсходовать на ЭЛТОКС. Остальные "зажал"! И сделать-то ничего нельзя было, - все же было под честное слово.

Еще всегда буду помнить Бизнесмена из одной госадминистрации, который месяцами крутил наши деньги, заработанные при разработке сложной системы…
Ему, правда, "повезло" больше других, за одну из своих громких (вовсю писали в газетах!) бизнес-операций получил отлучение от бизнеса на 6 лет.

Последний, совсем уж курьезный, случай был, когда 16-ти летний очень симпатичный паренек Паша, сын редактора одной из местных газет, занимаясь бизнесом по ремонту мопедов, таки умыкнул мой подарок сыну к 14-летию!!!
Заработав к тому же 20 долларов в качестве оплаты за ремонт!

Это все эпизоды давних лет, но вот в прошлом году произошла история, которую тоже в связи с рассматриваемой темой стоит хотя бы вкратце рассказать.

Тем более, что всю переписку сохранил, поэтому кое-что можно просто процитировать.
Вот мое письмо в службу поддержки хостинга, где у меня размещены сайты.
26.12.2006 13:44
С наступающим!
Счастья Вам, Вашей семье и всем замечательным коллегам!!!
А что, у нас хостинг загнулся? С полчаса назад?
Ответ 26.12.2006 13:55
Спасибо! Вас так же :) Хостинг в рабочем состоянии.

Затем есть десяток писем, - мы со службой поддержки пытались выяснить, в чем проблема.

А вот и результат выяснения:
27.12.2006 09:13.
Это не от нас зависит, а от Ваших Аплинкеров.
В частности от ААА , сегодня попробуем решить с ними этот вопрос...

Сегодня еще раз посмотрел на лицо сайта этого ААА . Красивое, обаятельное и очень привлекательное!

Точно как лица у тех ребят, о которых я рассказывал.
Так вот выяснилось, что этот самый ААА заблокировал более 1000 сайтов, хостившихся там же где я, и за разблокировку потребовал $15 тыс.

Я, старый связист, таким известием был просто шокирован!

У нас на телеграфе за получасовый простой связи лишали квартальной премии, а тут!

В общем, слов нет!
Поэтому, слегка очнувшись, изрядно потрепав нервы любимому ХХХ (Я не знаю никакого ААА. Заключил договор и оплатил услуги до 2008 года с вами и с БББ... Вот с вами двумя и будем разбираться... Если вы не можете разобраться между собой!), начал разыскивать этот самый ААА.

Нашел и написал:
28.12.2006 10:06
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
У меня третьи сутки отсутствует доступ по моим сайтам, размещенным на хостинге XXX.
По заявлению службы поддержки хостинга блокировка произведена вами.Скажите, пожалуйста, в чем таком провинился я и посетители моего сайта?
Ответ AAA 28.12.2006 10:41
Блокирование абонента произведено по команде нашего абон-отдела. Все вопросы о претензиях нюансах и причинах, Вам необходимо задавать непосредственно своему провайдеру ХХХ. Наша тех-поддержка данной информацией не обладает.

Вот реакция на этот ответ от XXX:
28.12.2006 10:57
К сожалению, мы тоже не обладаем информацией, на каком таком основании они заблокировали нашу сеть к себе по своему личному усмотрению. Как провайдер они обязаны предоставлять Вам качественные услуги, они этого не делают.
Это не в зоне нашей ответственности, и мы согласны принять иск в суд (при чем перекрестный) с AAA, но наши юристы говорят, что нет закона по которому можно наехать на них.

Пишу директору ААА - неверный почтовый адрес, прошу службу техподдержки переадресовать мое обращение к директору - молчок!

Все равно "не врубаясь" в ситуацию и не понимая как такое в цивилизованном обществе возможно, пишу депутату Верховной Рады В.О. Чудновскому, курирующему вопросы связи (привожу полностью):

"Здравствуйте, уважаемый Виталий Олегович!
Я, конечно, понимаю, что мой вопрос "мелковат" для Вашего уровня, но, надеюсь, что Вы поручите кому-нибудь из Ваших помощников "разрулить" ситуацию в которой я оказался...
Суть в том, что у меня третьи сутки отсутствует доступ по моим сайтам WWW размещенным на хостинге XXX.
По заявлению службы поддержки хостинга блокировка произведена фирмой AAA, без какого либо обоснования причин.
В свою очередь представитель службы поддержки AAA на мою просьбу сообщить о причинах закрытия доступа, написал:
------------------------
Блокирование абонента произведено по команде нашего абон-отдела. Наша тех-поддержка данной информацией не обладает.
-------------------------
На дальнейшие запросы не отвечают.
Насколько я понял, проблема в том, что эти две компании не находятся в дружеских отношениях, но причем здесь я и другие мои коллеги?
С уважением и пожеланиями успехов в наступающем Новом году!
Олег Михайлович Нефёдов "

Мимо! Ни ответа, ни привета!

Но этого же просто не может быть, потому что не может быть никогда!!!

Пишу подобные жалобы на сайтах Комиссии по регулировке вопросов связи , Министерства транспорта и связи , Кабинета Министров , Верховной рады , Президента!
Ссылаюсь на закон о телекоммуникациях , где текст статьи 32 однозначно свидетельствует о вопиющем наружении закона!

По барабану!
Смешной и наивный старикашка!
Кому какое дело до меня и мне подобных!

Прошли те времена, когда после моей телеграммы Брежневу, посланной днем, утром следующего дня меня очень вежливо пригласил, вне всякой очереди, первый секретарь Горкома партии Николай Николаевич, на столе которого уже лежала моя телеграмма с красной Кремлевской печатью, доставленная фельдъегерской почтой из Москвы!

В общем, иного выхода не было, как менять хостинг. Искал долго, наконец, нашел великолепную фирму PPP, на сайте которой особенно привлекли два пункта из перечня, почему нужно выбирать именно их:

6. Вежливая и оперативная служба поддержки
Специалисты … готовы в любое время дня и ночи ответить на все Ваши вопросы по любому из наших контактных телефонов, e-mail, и в офисе… По исследованию журнала "Хакер-Спец" (№12 (73) за 2006г.) наша техническая поддержка является самой оперативной и лучшей, и занимает первое место среди служб поддержки других хостинг-компаний.
9. Отсутствие установочной платы
… В случае возникновения каких-либо претензий мы гарантируем возврат средств в течение 30 дней…

Быстренько договорился с их административным отделом, работают действительно очень быстро, правда, в высланной инструкции по переносу домена было написано, что нужно оплатить, а я было подумал, что можно «на шару» попробовать, ну да деньги мелкие, поэтому за месяц вперед оплатил и начал перенос сайта.

А вот тут и началось!
Вежливая и оперативная служба поддержки, которая занимает первое место среди всех(!), оказывается, может ответить и через восемь часов, а я то за год с лишним у своего хостера привык к 10-ти минуткам максимум!
Но главные проблемы возникли, когда нужно было установить на новый хостинг форум.
Сразу скажу, сделано это так и не было, поскольку действенной технической помощи не получил, все сводилось к тому, что мне рассказывали какие инструкции нужно читать.
Вот пример:
Мое письмо (Noms):
Спасибо, Андрей!
Про подключение по ssh пока ничего не знаю, но вроде читал, попробую разобраться...
Ответ:
подключение по ssh - см. инструкцию комманды - стандартные систем *nix
С уважением, Andrey
Noms:
Вы знаете, Андрей!
У меня с этим подключением будут большие проблемы, поскольку, во-первых, очень плохая связь, во-вторых, а может быть и главное(!) требуются особые знания, которые мне довольно трудно освоить: закачка и настройка Putty, управление с англоязычным интерфейсом и пр...
Не могли бы Вы сами распаковать все?
Дальше я уже умею работать через FTP.
Ответ:
По поводу папок вам теперь самому надо их перенести на нужные места. Это уже ваша работа. Всё что вы просили я сделал (и в принципе то что вы должны были сделать сами). Вам осталось переместить файлы на нужные места.
Noms:
Конечно, Андрей, конечно же моя работа... Спасибо Вам большое за помощь! Я ведь у вас только несколько часов и еще не освоился ни с панелью управления, ни с конфигурированием хостинга.
Там где я хостился до сего дня и ушел исключительно из-за подлости одного из провайдеров , перекрывшего доступ к своим сайтам тысячам подобных мне, все было совершенно иначе... Как и поддержка клиентов. Так что освоюсь потихоньку и все будет нормально...Извините еще раз.
Еще один ответ:
Если у Вас возникли претензии по работе службы технической поддержки, пожалуйста, направляйте их на адрес boss@ррр.ru Перед отправкой претензии обязательно убедитесь, что имело место нарушение регламента работы службы технической поддержки http://ррр.ru/reglament.shtml
Еще ответ:
Вы предлагаете исправлять проблему за вас и при этом предлагаете опять-таки нам менять кодировку, заливать дампы. Сами посудите - это не совсем наша работа, как технической поддержки хостинга. Мы готовы вам помочь, но лишь открыв инструменты или научив вас ими пользоваться, но не работать этими инструментами за вас. Давайте вместе попробуем решить ваше затруднение.
Noms:
Спасибо большое... Но я, наверное, поищу другой хостинг, где служба техподдержки ориентирована не на обучение клиента, а на реальную помощь ему. Меня не устраивает то, что вы учите, а не помогаете... У вас пять дней не могу сделать то, что в XXX сделали за 30 секунд. А у меня доступ платный, довольно дорогой, так что только на переписку с вами с учетом закачки и перекачки дампа и пр. потратил уже больше 10 баксов, т.е. месячную стоимость хостинга... Извините, но это мне не подходит... Мне нужно сайты делать и клиентов искать, а не обучаться работе с базами данных...

После этого мне ничего не оставалось, как попросить деактивировать аккаунт и вернуть деньги.
Ответ:
Ваш аккаунт успешно деактивирован. Денежные средства возвращаются только по оригиналу письма, поэтому заявление необходимо выслать обычной почтой.
Всю корреспонденцию отправляйте нам по адресу...

Во, блин! Еще и данные паспорта нужно обязательно указать!

Noms:
Молодцы ребята! Я подумаю, то ли подарить вам эти 10 баксов, то ли ехать к ближайшей почте за 40 км.
А вообще поблагодарите свою службу техподдержки. Это они отличились в первую очередь!

(С 40-ка километрами я приврал, нужно ехать 15, но все равно морока!)

В целом неудачная попытка поработать с этой компанией заняла 13 дней!!!

Приятно, конечно, было познакомиться со всеми участниками нашей многодневной переписки (почти сотня писем в одну сторону и столько же обратно), поэтому выражаю большую признательность Генеральному директору РРР!

Кстати, тут не могу не упомянуть о подобной ситуации, имею в виду возврат денег.

Как-то, в начале работы с ХХХ, в результате какого-то недоразумения попросил вернуть деньги.
Единственный вопрос от финансового отдела был, – куда перечислять? Потом мне пришлось извиняться!
В общем, избаловали они меня крепко, и найти подобного провайдера было суперсложно.

Попробовал работать еще с одной Компанией, там было все намного лучше, чем у предыдущей, хотя некоторая полемика с ее руководителем опять таки по поводу техподдержки была, но, к счастью, не знаю уж в результате каких катаклизмов, блокировка была снята и сейчас у меня снова нет никаких проблем с хостингом.

Стучу по деревяшке!

Возвращаясь к основной теме статьи, мне хочется отметить, что если с ААА все понятно, - ребята делают бизнес, не особенно заботясь о нравственности, то относительно РРР этого не скажешь, просто они действуют по принципу:
«Говори правду, только правду, но никогда всю правду!».
По крайней мере, у меня именно такое ощущение осталось от общения с ними.

Возвращаясь к определению понятия порядочность выделю еще одно,
- в случае случайного или вынужденного нарушения этих норм — способность испытывать чувство вины и стыда.

Как-то, вскоре после того случая, о котором рассказал вначале видел отца (тоже нашего дачника!) Банкира.
Разговорились и, между делом, он рассказал, что сын восстановил дворянство, сейчас то ли отдыхает, то ли живет в Швейцарии, а здесь, в Житомире ему какой-то негодяй сорвал дело! Олег, какой-то! Правда я так и не понял, он вроде бы говорил, что Дизайнер!

Пару лет назад, здесь же на даче, встретился с Сашей, в общем-то, знавшим всю историю с банкиром, - они всегда вместе приезжали.
Спрашиваю, - что ж ты Саша не заходишь-то?
Он ответил, – стыдно!
А я его и так всегда считал честным и порядочным парнем, хотя поначалу и крепко злился, считая его соучастником той "операции"!
Оказалось, что он просто так же влетел в ситуацию как и я! Жаль, что дружба прервалась…

А тот Алик, начавший свой бизнес с торговли автозапчастями, о котором я писал в предыдущей статье, денег так и не дал, как и другие молодые бизнесмены, в том числе выросшие из ЭЛТОКСа!

Делать бизнес, означает делать деньги...
Быстрый бизнес - быстрые деньги!

А порядочность?
Уж никак не на первом месте, это точно!

P.S. К чему я написал эту статью! Она, честно говоря, мне трудно давалась, несколько недель писал! Ведь говорят: "Кто старое помянет..."
Тем не менее, хотелось бы предостеречь, особенно молодых моих читателей и особенно в наше время, быть предельно внимательными при выборе партнеров и меньше всего верить доброжелательным улыбкам и велеречивым обещаниям.
Вспомнился один из первых наших крупных бизнесменов Ф-сов, с которым у меня тоже была встреча.
Первое впечатление было не очень. Владелец нескольких магазинов сидит в малюсеньком кабинетике и в моем присутствии устраивает "разгон" сотрудникам. Очень прямолинейный, грубоватый и даже жесткий...
Зная о нас, сразу же согласился на сотрудничество, но ...
Потом так все закрутилось, что остается только сожалеть об упущенном шансе поработать с настоящим порядочным бизнесменом!
P.P.S. Уже после того как написал, поискал в интернете Банкира.
Есть такой оказывается! Ссылки, правда десятилетней давности и обе из судов, где он отстаивал свои права, в одном случае, как совладелец фирмы, а в другом, как вкладчик банка, где у него был вклад около миллиона долларов!
Так что я могу гордится своим знакомством не только с маршалом Н.И. Крыловым и членом ЦК КПСС В.М. Кавуном, но и с настоящим миллионером!