Про соображалку

Олег Нефёдов
На днях прочитал одну интересную информацию, которая, в очередной раз заставила призадуматься о некоторых довольно любопытных вещах, которые неминуемо, или почти неминуемо сопровождают нас в жизни.

Давненько уже, лет тридцать пять назад, т.е. после своих уже прожитых к тому времени четырех десятков лет, заметил, что начал хуже, чем раньше, соображать.
Проявлялось это по разному, но, прежде всего, в том, что для придумывания какой-нибудь схемки, вместо десяти-пятнадцати минут, мне требовался уже час, а то и два… Стало сложнее воспринимать новые знания, не связанные напрямую с профессией...
Спросил своего ровесника Юру Вергилеса, нет ли у него подобного ощущения.
Он говорит, - конечно, есть!

Сейчас вот вспоминаю, как я проводил занятия по технической учебе. Было когда-то положено проводить такие занятия по четвергам, в рабочее, естественно, время. Так вот среди моих слушателей было два «старичка», которым тогда уже перевалило за сорок. Анна Петровна и Анатолий Иванович устраивались куда-нибудь подальше и тихонечко себе посапывали.
Анна Петровна, говорю, вы ж послушайте, как интересно устроена эта аппаратура!
А она мне, - Олежек, мне бы поспать лишний часок, какая уж там ЧВТ, она мне и в голову не лезет!
(Тогда у нас установили новейшее, по тем временам, оборудование частотно-временного телеграфирования, от которого я просто балдел!)

Вспоминается еще один запомнившийся на всю жизнь эпизод, когда один молодой, совершенно безграмотный в общепринятом понимании этого слова, но отменный мастер своего дела, парень, Володя (фамилию его здесь и пока я называть не буду), «наехал» на уже вполне пожилого своего коллегу Дмитрия Петровича (Забавского) , за то, что тот что-то не так сделал.
Очень грубо, с матом и прямым оскорблением типа «старый дурак»!
Жуткое дело.
А ведь этот «дурак» был его учителем и буквально два-три года назад совершенно непревзойденным мастером по ремонту сложнейших телеграфных аппаратов.

Я много думал по поводу возрастных изменений в способностях людей и пришел к неутешительному выводу, что они, во-первых, существуют, а во-вторых – необратимы.
Правда, далеко не все «старики» готовы согласиться с этим утверждением (многих спрашивал!), но еще больше молодых, которые этого не понимают!

Еще два вспоминания.
Несколько лет мы, что называется, бок о бок работали с одним очень уважаемым мною человеком, который незадолго до этого занимал очень крупную должность, где просто не мог работать бестолковый... А еще, довелось общаться с отставным генерал-лейтенантом, которому еще и шестидесяти не было.
Просто поражался, как настолько «тупые» люди могли занимать должности, где под их руководством находились десятки тысяч людей!
Поэтому сейчас меня совершенно не удивляет, что мои младшие коллеги, да что греха таить, сильно подозреваю(!), даже сыновья, меня воспринимает наверняка так же как я, в свое время, оценивал умственные способности моих вышеупомянутых знакомых!
Не удивляюсь и тому, что уже не могу писать стихи, хотя раньше мне нужны были только повод, бумага и карандаш. Не могу тратить чрезмерно много времени на изучение и освоение новых технологий... Много чего не могу.
Возможно, даже, наверное, есть люди, у которых, по выражению моего знакомого Игоря Пастуха , мозги не отравлены табаком и алкоголем, поэтому и в зрелом возрасте соображают нормально, как молодые.
Игорь, в частности, имел в виду крупного специалиста в телемеханике, изобретателя и нынешнего академика «Академии инженерных наук Украины» Михаила Львовича Портнова.
Но даже великий Н.М. Амосов, который ставил над собой эксперимент под лозунгом «Победить старость!», признал, что этот его опыт оказался неудачным. Правда, он писал, что когда садится за компьютер, то чувствует себя юным, а вот ходить не может!
А мне кажется, что лукавил Николай Михайлович … Или просто подзабыл каким он был в молодые годы.
Скорее я соглашусь, что в какой-то степени можно отодвинуть физическое старение, если позволяют гены и окружающая обстановка, но вот с мозгами дело обстоит похуже.
Возвращаюсь к первой фразе этой статейки про одну интересную информацию.
На днях в новостях прочитал о списке самых богатых людей России.
И о самом богатом из них, - Олеге Дерипаске , с которым, как видите, у нас много общего, - оба Олеги, у обоих в фамилиях есть буквы «Д» и «Е».
Существенная разница только в возрасте! Ему 38 лет, а мне на четверть века больше!
Почитал его биографию. Безусловно, это исключительно талантливый молодой человек, вовремя и в нужном месте родившийся.
Но как-то сразу возник вопрос, а каковы другие миллиардеры, с точки зрения их возраста.
И вот что выяснилось по первым ста.
Самому молодому 34 года, пятеро до 36-ти лет, семнадцати еще не исполнилось сорока, в возрасте от 40 до 44 лет – тридцать два, от 45 до 49 – двадцать,
от 50 до 59 – девять, 61 и 62 по одному, 75 – один! Как вам это?

(Еще любопытные сведения. Судя по фамилиям, русских – 51, украинцев 14, евреев 18, лиц, так называемых восточных национальностей 17! Женщина – одна!)

Но, ведь, насколько я понимаю, миллиард за годик-другой не соберешь, какие бы у тебя дяди, папы, блаты и «крыши» не были!
Значит «сколачивать» капиталы они начали лет на пять-десять раньше!

Вот поэтому я давно уже говорю и своим сыновьям и всем остальным молодым людям – то, что вы успеете сделать до сорока, будет вам на всю оставшуюся жизнь!

А вообще, видимо нужно признать, что каждый возраст для чего-то подходит лучше, а для чего-то хуже.
Ну вот, например, и слишком молодой, и слишком старый начальник вряд ли могут быть продуктивными. Молодой напорет сгоряча, а старый, закостеневший, молодым дорогу перекрывает...

И я даже не знаю, что лучше!?

Мы вот на совсем недавних примерах в Украине наблюдали некоторых молодых и горячих Министров. Они же буйные головушки не понимают, что здоровенную машину, с учетом ее физической инерционности, просто так не развернешь, обязательно что-то сломается, а хуже всего, когда из-за такой "горячности" ломаются человеческие жизни... Конечно, к каждом правиле есть исключения, но на то они и исключения!

На этом я бы уже и закончил, но…

Если среди читателей есть молодые люди, то во-первых, примите к сведению, то, что я сказал выше, а во-вторых, будьте более снисходительны к «старикам», точнее к их умственным способностям, очень часто они не не хотят делать как лучше, а просто и элементарно не могут, в силу утраты в значительной степени способности к быстрому и эффективному обучению; в силу устоявшихся в психике стереотипов, которые можно сравнить со старым каменным домом.
Можно подкрасить, можно даже сделать евроремонт, но нельзя построить новые стены из современных легких, экологически чистых и энергосберегающих материалов.

А другой категории читателей, возраст которых перевалил уже за определенный рубеж, от всей души желаю как можно дольше оставаться юными в душе.

Не нужно сердиться на нетерпеливость и непримиримость молодых. Вспоминайте почаще свои молодые годы, но вспоминайте без сожаления о них, - безвременно и неуловимо быстро оставшихся позади.

Вспоминайте, какими были умными и толковыми были вы и какими «тупыми и недалекими» были ваши начальники и деды, работавшие с вами!

Ведь у нас наступила самая приятная пора жизни – старость!
Впрочем, об этом я уже писал.

Главное, не отказывайте себе ни в чем, что вам доступно, в том числе и от рюмочки-другой.
Впрочем, об этом я еще напишу!

Недавно прочитал анекдот.
- А я еще ого-го!
- Ты так думаешь?
- Нет, это врач сказал, когда померил мне давление!

Так вот мы с вами еще ого-го!!!
И много, много есть такого радостного, что молодым и не снится!

12 декабря 2007 г.
Результаты сравнения состояния головного мозга молодых и пожилых людей свидетельствуют о том, что даже нормальное старение может приводить к ухудшению познавательных функций из-за разрушения контактов между нервными клетками, формирующими крупные нейронные системы.
А что я говорю?!
Все дело в этом самом, как его (!) - аномальном белке бета-амилоиде, будь он неладен!
Тупеем-с!

Но это и хорошо. Меньше знаешь - лучше спишь! И так бессонница достает!