Летопись обращения. Окончание

Тина Гай
09 апреля 1999 г.( продолжение)
Поймала себя на том, что играю. Идет игра с жизнью, не со смертью. Люди пытаются обхитрить не смерть, - жизнь. И самое интересное в жизни – сама Жизнь, как она пробивается сквозь смерть, сквозь всё.

Бешеная энергия. Все не напрасно: ночные бдения, многочасовые службы, посты. Подвижники знают это. И они готовы ради этого на всё. Это состояние ни с чем не сравнимо! Пишу и пишу, не могу остановиться. Удивительное состояние. А всего-то 40 дней кое-как попостилась, а если 40 лет! Да тут не только исцелишь и увидишь через запечатанный конверт...

Сознательно подчинить жизнь чему-то сверхценному. Тогда начинает пробиваться и упорядочиваться Жизнь. Человек либо сам сознательно связывает хаос, либо он вяжет его. А когда приходишь в сознание, трезвеешь от свободы, которой воспользовались другие без твоего ведома, видишь себя повязанным со всех сторон. И, чаще всего, снова закрываешь глаза, сердце и душу, чтобы не видеть ада, в котором оказался за время слепой жизни. Но если есть мужество оставить глаза открытыми, тогда горе другим. Тогда бунт против других, бунт, потому что ты – раб других, а раб может только бунтовать. Бог сжигает вынужденное пленение законом, неважно каким Божественным или человеческим.

Церковь – зона нерационального: подношения, милостыни, многочасовые молитвы, бдения, послушание. Здесь все рационально с Божественной точки зрения и нерационально – с человеческой. Нерациональная рациональность. Смысл, великий смысл церковной жизни – в постоянном длении и воспроизводении жизни сакральной, нерационального, сверхъестественного. Церковь – не здание, а пространство соединения Бога и человека через растяжку "нерациональное - рациональное". Посещение церкви – это не поход в концерт или кино, это выход в нерациональное пространство, в иной мир, в инобытие. Здесь все живет по законам искусственного, здесь нет места хаосу, свободе от. Свобода связана необходимостью. Это машина, где все – по правилам человеческого пробуждения, человеческого обОжения, человеческого очищения. В мирском нет такой машины. В нашей жизни священное и профанное разделены и человек прыгает туда и сюда. Он должен связать эти два пространства через внутренние смыслы, через установления внутри себя главенства Божественного закона. Подчинение Ему сознательное, полное и безоговорочное. Внешний закон руководит смертью. Внутренний - Жизнью. Жизнь как награда, бессмертие как благодарность. Я не могу до конца уловить и выразить этот момент. Спиноза: «Соединение ума с Вечным никогда не может закончиться смертью. Смертью заканчивается только конечное, а бесконечное всегда заканчивается вечной жизнью».

Когда подходишь к моменту открытия глаз, когда не понимаешь, что делать со своей жизнью, данной тебе не по твоему желанию, и ты должен эту жизнь превратить в нечто полезное для себя, вот тогда разверзается пропасть. Потому что жизнь изначально дается тебе как биологическому существу, как животному. А тебе надо превратить ее нечто совсем в иное – это и есть проблема и задание на всю оставшуюся жизнь. Как животное ты умрешь, как человек – обретешь бессмертие! Как человек ты живешь и после биологической смерти. Жизнь человеческая – вечна, человек никогда не умирает. Он остается жить в сакральном пространстве, в вечности. И ради этого стоит жертвовать. Я хочу жить вечно! Я хочу быть бессмертной! Я верю в вечную жизнь. Она – в культуре, в Царстве Божьем. Этот пафос – предпасхальный. Сегодня пятница. Сегодня Иисус Христос был распят на кресте и умер! Умер, но послезавтра Он воскреснет!

У меня сегодня внутри что-то необыкновенное! После причастия? Поста? Исповеди? Всего вместе!! Исповедоваться и причащаться надо чаще – это действительно вкушение тела и крови Христовой, но при условии … приготовления к нему! Без Церкви нет спасения! Спасение – это выход из животного состояния в человеческое!

11 апреля 1999 г.
Сегодня Пасха!! Праздник праздников! Моя вторая Пасха. Новый Духовный год. Прошедший год – мой первый сознательный духовный год. Я покрестилась и с 1998 г. веду отсчет своей новой жизни. Сегодня мне годик. 31 декабря – это Новый биологический год. Его празднуют миряне, католики, для которых – биологическое рождение – главное и Рождество – самый большой праздник. С 1998 года я перестала справлять этот праздник.

С новым Духовным годом, с Воскресением Христовым! Каждый рождается, не каждый воскресает! «Много призванных, но мало избранных». Новый Духовный год – Пасха – праздник Жизни, т.к. рождается духовный человек. Смертию смерть поправ! Воскресением уничтожена смерть человека как животного. И сущим во гробех (нам, биочеловекам, которые в этом качестве всегда существуют в гробах, в смерти) живот даровав. Он дарит нам в этот день Жизнь вечную, которой не будет конца! Всякий ли возьмет и оценит этот дар?

Великий праздник и празднуют его ночью в Церкви. Это так странно! И так здорово! Старушки и старики, мальчики и девочки, женщины и мужчины, все - приносят куличи, пасхи, яйца на освящение. Эта Пасха стала для меня действительно праздником, потому что:
• Постилась 48 дней, из них половина – строго.
• Стала учиться молиться по-настоящему: со смыслом, пониманием, по чину (часослову), вернулась в церковь и начала понимать значение богослужений.
• Нашла свой приход и там первый раз по-настоящему исповедалась и впервые по-настоящему причастилась, поняла, кажется, смысл частой исповеди и Причастия, наконец, получила первую епитимью.
• Почти неделю (с четверга) готовилась к Пасхе закупками, как на Новый год.
• Впервые приготовила сама кулич, пасху, красила яйца, готовила все по православным рецептам.
• Впервые присутствовала на ночной пасхальной службе.

Сейчас я чувствую этот день, этот праздник, я понимаю слова И. Златоустого: «Каждая Пасха – это начало новой, более высокой ступеньки жизни. Мы, как по ступенькам небесной лестницы, восходим через Пасху, отсчитывая Духовные годы». Мне только 1 годик, хотя биологически - много больше. Как долго я спала! Мирское меня держит, не отпускает, но я уже могу отличить его от духовного! А служба! Стояла и думала, что эти многочасовые стояния и есть самое главное. Стояние - это испытание каждого жизнью на стойкость, если переводить на мирской язык.

Интересно было наблюдать, как кто себя ведет в этом ночном бдении.

Дети: устают, бегают, не выдерживают ни психологически, ни физически, глаза слипаются, взрослые их приобщают к этой новой реальности, а они не понимают ее. Они видят только внешнюю красивую картинку: красивые одежды, красивое пение, красивые ритуалы, а смысла не видят и не понимают глубины, так же, как и в жизни: видят только красивую обертку жизни, и не понимают ее глубины.И тянутся к ней, как к красивой обертке, к тому, что написано на ее поверхности, пока не зайдут в тупик.

Старики и старухи – самые стойкие, хотя физически немощные (если бы молодость знала, если бы старость могла). Они уже все понимают про жизнь. Им тяжело, кряхтят, стоять тяжело, но стоят мёртво! Они чувствуют смысл праздника, хотя, может быть, и не могут его высказать. Старики и дети два крайних полюса.

А между ними - самая интересная категория – взрослые зрелые люди. В основном – женщины. Большинство – суеверных, не понимающих смысла, принимающих религию по-язычески, как заговОр, заговОр жизни как заговОр больного зуба. Одни спят, другие – бдят (меньшинство), третьи стоят упорно и ждут конца, четвертые –искренно радуются. Пятые ждут момента освящения пасхи, куличей и яиц. Как в жизни здесь есть всё: и хорошие хозяйки, и любящие суету и показуху, бдящие и искренне радующиеся.

Но главное – напряжение, усилие воли. НужнО преодоление: усталости, желания спать, боли в пояснице, ногах, сердце, во всём теле, рассеяния мыслей. Как в жизни: бдеть, не спать, преодолевать, идти вперед как бы ни было тяжело. И только тогда – радость и жизнь!