Нищие люди

Владимир Павлинов
    41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня проклятые, в огонь   
    вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
    42 Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
    43 Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не
    посетили Меня".
    44 Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или
     жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили   
     Тебе?"
     45 Тогда скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так-как вы не сделали этого одному из
     сих, меньших, то не сделали Мне".
     46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
       Евангелие от Матфея. Глава 26. стих 41-46.
       ---
     Многие старенькие бабушки и дедушки, стоящие на панелях с протянутой рукой, не всегда были таковыми, и, возможно, когда-то, в своей молодости, они, встречая нищих, свысока смотрели на них, даже в страшном сне не предощущая, что они видят свое будущее.   
     Возможно, они и ворчали, и ругались на них, подобно гражданину помятой наружности, бросившему в спину маленькой девчушки-попрошайки: "Это ее мать гоняет выпрашивать деньги на выпивку".
     Дело было в трамвае, он, конечно же, не знал, ни мать, ни ее дочку, случайно зашедшую на остановке именно в этот трамвай и жалобно просившую: "Люди, помогите, чем можете, хоть хлебушка дайте…", потом она запела песенку: "Детство, детство ты куда ушло…", прошла по вагону, кто-то, что-то ей подал, а этот джентльмен выплюнул ей вслед свои грязные слова.
     Пожилой мужчина, обернувшись в его сторону, произнес: "Радуйтесь, что она просит милостыню, а не идет воровать, счастливые дети подаяния не просят ".
     А рядом стоящая женщина добавила, что гавкаешь, можешь подать, так подай, а не можешь, так сиди и помалкивай. В этом вагоне нашлись Люди, воспротивившиеся агрессивному бездушию.
     А вы заметили, ведь нас уже длительное время отучают от сострадания и милосердия, от сочувствия и стремления хоть как-то откликнуться на человеческое страдание и обездоленность? И этот говорун с ему подобными – продукт этой бесчеловечной выучки.
     Многим из нас приходилось видеть и слышать, как записные хохмопошляки, по своей ли душевной ущербности или по негласной команде хозяев, с телеэкранов и по радио, немало поиздевались и продолжают глумиться над просящими милостыню согражданами. Их стараниями создан образ богачей, маскирующихся в лохмотья согбенных стариков и калек и, лопатой гребущих на панелях деньги от сердобольных людей.
     Следствием этого стало резко негативное отношение многих успешных граждан к этим обездоленным. Почему этим людям не приходит в размышление то, что прежде чем протянуть руку за подаянием, все эти страдальцы, очевидно, пережили сильнейшие психические, нравственные потрясения и многочисленные горестные утраты, которые согнули их и лишили всяких средств к существованию и возможности, как-то, зарабатывать на кусок хлеба и лекарства.
     Подумайте, кто из нас смог бы вот так, встать на улице и простить подаяние? Наша гордость и человеческое достоинство говорят, да никогда в жизни!
     Вот так же и их человеческая гордость и достоинство долго заставляли их мерзнуть и голодать, прежде чем сработала пословица: "Голод не тетка, уговаривать не станет".
     Нужно просто понять, за каждым нищим человеком стоит его горестная судьба, с избытком наполненная страданиями и лишениями, какие нам, как-то обустроенным людям, трудно представить. Именно эта судьба и вывела их на панель.
     А каково этим несчастным ходить по подъездам и, позвонив в очередную дверь с просьбой: "Помогите чем можете" – видеть в ответ раз за разом ожесточенные, черствые лица, лишь изредка сменяющиеся сердобольными жильцами, что-то да подающими.
     Каково это несчастному, в ответ на свое унижение и мольбу, видеть презрение, добивающее, еще теплящуюся в нем надежду на человеческую добродетель.
    На Пушкинской улице , рядом с домом реабилитации детей, на фронтоне которого написаны прекрасные по содержанию слова: "Не отказывай в благодеянии, когда рука твоя в силах сделать его" стоял согбенный человек, лет семидесяти.
     Я уже прошел мимо него, но взгляд выхватил в его позе, что-то трагическое и я вернулся.   
     Что с вами?
     -Миленький, я прошу на хлебушек и на лекарства, совсем оголодал.
     А что же вы не положите блюдце или хоть что-то, что бы люди видели, что вы просите их милости? Ведь так не всякий поймет, для чего вы здесь стоите.
     - Миленький, я не могу согнуться, ни положить, не поднять…
     Рядом с ним, около стены дома, был парапет, на уровне его поясницы. Так вот, положите сюда, показал я ему, и вам будет нетрудно доставать то, что вам подадут.
     - Миленький, не разрешают, меня и так гонят ото всюду…
     Его зовут Александр, он пятьдесят лет проработал на обанкротившемся ныне производстве, дважды перенес инфаркт и похоронил супругу. Мизерной пенсии не хватает даже на лекарства…
     А через три квартала, просила милостыню Евгения, работавшая ранее директором дома культуры. Тяжелая болезнь привела к ампутации ног и, вот теперь, на инвалидной каталке, оставшись одна, дети бросили ее, она просит милостыню.
     Люди добрые, что ж это мы с вами так ожесточились, что добиваем своей бессердечностью того, кто и так чуть живой? И ведь это мы, мы – сами себя считающие и добрыми, и щедрыми, и хорошими. Может быть, мы давно уже не такие? Если это так, то ничего хорошего не ждет и нас с вами.
     Нищие, попрошайки – это явление, веками сохраняемое народами. В истории отмечались случаи, когда нищих сажали в тюрьмы и отправляли на каторгу, собирали в приюты или выгоняли из городов.
     Ни к чему хорошему это не приводило и, через время, все возвращалось на круги своя.   
     Почему? Не оттого ли, что эти люди, упавшие на социальное дно, предоставляют обществу, каждому его благополучному члену, доступную возможность хотя бы время от времени проявлять милосердие и сочувствие, и тем самым не давать закосневать своей душе, сохранять свои лучшие человеческие качества. А в целом, невольно, не позволяют человеческому обществу духовно деградировать.
     Ибо, если придет время, в котором нищему никто подавать не будет, они, конечно, переведутся, но остальным людям жить станет в таком обществе страшно и невыносимо, ибо это будет жестокое безмилосердное общество.
     И еще одна тревожная и страшная тенденция. Относительно недавно, среди нищих, появились женщины с младенцами и маленькими ребятишками, этого явления лично я раньше не видел, а на моей памяти жизнь страны с начала пятидесятых годов прошлого века.
     Их гонят, их ненавидят. Но кто попытался разобраться и изучить это явление? И не являются ли эти женщины с ребятишками рабами неких бездушных нелюдей, полонивших их, и заставивших, таким способом, работать на них?
     А то, что многие калеки и беззащитные люди, и так лишенные человеческих радостей и помощи, лишенные всякой возможности постоять за себя, находятся в рабстве, это ни для кого не секрет, уже не мало было на эту тему телевизионных передач.
     Какая государственная или общественная структура поможет им, и есть ли таковая в нашем государстве?
     Ау, правозащитники, ау! Где вы? На ваших глазах, на глазах всего мира тысячи людей лишены важнейших человеческих прав, а вы, столько
наговорившие о "правах абстрактного человека", все упорно не хотите их видеть и все о печетесь о Ходорковском и иже с ним! Видно вам заботу об обездоленных не оплачивают, не то что о миллиардерах!
     Очень часто, говоря "нищие" мы забываем, что это всего лишь прилагательное к слову люди. Да именно люди, но волею судьбы, впавшие в нищету и лишения.
     Так удержим же себя от того, что бы, не стать тем, о ком сказал поэт: " … и кто-то камень положил, в его протянутую руку".
     А камнем этим являются и наши насмешки над обездоленными, и наша обида на них, за то, что портят пейзаж своими лохмотьями и изможденным видом, и наши недобрые слова в их адрес.
     Как тут не вспомнить еще раз слова женщины из трамвая: "…можешь подать, так подай, а не можешь, так помалкивай!"
     Никто еще, из подавших милостыню, не обеднел, ибо неведомыми нам путями, все доброе, впрочем, как и злое, всегда возвращается к нам с прибытком. Вот и милостыня, подаваемая нами, прежде всего, благотворно воздействует на дающего, сохраняя все лучшее, что в нас есть, обогащая этим и нас самих и наших близких, а уж потом, помогает страждущему.
     Негативное отношение к нищим уже взращивает свои плевелы в наших душах. Это отношение исподволь, маскируясь под благовидными рассуждениями, взращивает в нас жадность и убивает многие добродетели.
     Есть древняя и прекрасная традиция в народе, праздничная и радостная, приносящая в дома наши сердечное волнение и сакральные посевы нашего будущего благополучия и удачи.
     Какое счастье для каждого доброго человека, когда к нему в дом в Рождество, на Пасху или на Новый год приходит ватага пацанов и многоголосо, чистыми детскими голосами желает ему и его семейству счастья и засевает квартиру его зернами злаков – олицетворением добра и благополучия.
     Как же мы должны дорожить этим, и как же мы должны ждать их прихода и радоваться им. Очень многие из нас, взрослых и сами когда-то, в детстве, не раз участвовали в этом прекрасном обряде, ходили славить и колядовать.
     Так вот, очерствение душевное у многих наших сограждан уже дошло до того, что гонят этих детишек так же, как и нищих, пускать на порог их не хотят! Люди не ведают, что творят, чего себя лишают. А, глядя на такое отношение родителей, черствеют душой и их малолетние детки.
     Вдумаемся, какое прекрасное определение дал народ этому возвышенному многовековому явлению: ходили славить. Славить Творца, славить радость, славить будущее всех, к кому, волею судьбы, ребятишки заходили. Да именно славить, а не выпрашивать копеечки или сладости.
     Угощения, коими вознаграждали жильцы явившихся к ним в дом вестников добра, это была лишь их радостная благодарность за светлые чувства и слова, подаренные ребятишками. Неужели и этой жемчужины, прекрасной традиции – порожденной народной мудростью и просуществовавшей столетия, мы лишим себя, в угоду жадности и бездушию!?
      Милостыня – от слова милость. Слова глубочайшего, бездонного по своему смысловому содержанию и роли в жизни человека и общества.
      И недаром, наш великий поэт А.С. Пушкин, провидчески ощущая великую важность милости в жизни народной, для его духовного возрастания, немало делал для сохранения и развития этого спасительного для людей, многогранного и многоуровневого явления, потому то он и подчеркнул данное, присущее ему качество, считая его своим большим духовным богатством: "…и милость к падшим призывал…".
     Так будем же милостивы. Ибо истинный нищий – это человек, утративший сочувствие, сострадание, сопереживание, желание и готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней, то есть утративший те божественные свойства души, которым учил всех людей своей земной жизнью и восхождением на Голгофу Господь Бог наш Иисус Христос!
      Многие из нас слышали прекрасный старинный романс о старой женщине, стоящей и просящей милостыню. Когда-то она была блестящей певицей, имела массу поклонников, купалась в роскоши, но все исчезло в былом, и вот, теперь, поется в романсе: "…подайте ж милостыню ей…"
     Да поможем если можем, да не осудим…

     22 февраля 2007г