Девочка, как тебя зовут?

Елена Берег
       Когда девочка была маленькой, ее звали Алёной. Ее не сразу так назвали. Сперва она была Леночкой, Ленусей, Лялей. Во всяком случае, эти имена есть на открытках и в письмах, которыми обменивались родные сразу после ее рождения. Девочка помнит, как дед однажды держал ее, крошечную, левой рукой за спину на уровне подмышек, а правую подставил под ее ступни, и показывал ее кому-то, говоря: «а вот Ляля». Кому ее таким образом представляли – неизвестно, но то, что она была «Лялей» – точно.
       Судя по всему, годам к двум она уже стала Алёной. Сперва это имя было в ряду других производных от Елены, а потом оказалось единственным. Взрослая Алёна знает, что инициатором имени был её папа. Папа говорил, что она стала Алёной в честь одной из сподвижниц Степана Разина, атаманши Алёны Старицы. Папа любил стихи Дмитрия Кедрина, а у него есть большое стихотворение про эту Алёну Старицу, как она "...сидит... в Москве на Вшивой улице, зипун простоволосая на голову набросила...".
       Однажды, когда девочка уже стала Алёной, мама пыталась начать звать ее Ёлкой, Ёлочкой. Алёне, наверное, было в это время уже года три. Алёна ужасно возмущалась, просто из себя выходила – ее, Алёну, называли каким-то деревом! Она показывала пальцем в сторону, в которой полагала сквер с голубыми елками (он был недалеко от дома, в него ходили гулять) и кричала, что «елки тама». Девочка ревела и говорила сквозь рев, что она не Ёлка, а Алёна. Взрослая Алёна хорошо помнит, что попытка изменить имя казалась ей ужасным насилием, и как она чувствовала, что имеет право сопротивляться.
       Потом девочка узнала, что у нее есть отчество и фамилия, и что она, когда вырастет, станет «Алёной Львовной». Ни про какую Елену Алёна тогда и не слыхивала. То есть слышала, конечно, такое имя, но оно было чужое, постороннее.
       Девочку, как всякого любимого балованного ребенка, звали разными именами и прозвищами. Например, «Обезьяной Фрикаду, Плисовой Шельмой». Неизвестно, откуда эта Шельма взялась. Еще почему-то звали Кыкылей: «Жили-были три Кыкыли. Кыкыля – папа, Кыкыля – мама, Кыкыля – дочка». Но настоящее имя было – Алёна.
       Но вот, когда Алёна пошла в первый класс, вдруг оказалось, что ее зовут Леной, Леночкой, Еленой.
       Сперва, во время первой переклички, Алёна даже не поняла, что это ее вызывают – фамилия, вроде, была её, а имя чужое. Но учительница на Алёну смотрела, называла её по фамилии, и Алёна поняла, что это зовут её, говорят про неё. А поскольку Алёна была очень законопослушным ребенком, настроенным изо всех сил соответствовать всему, что потребуется в школе, то она приняла своё новое имя, как должное. Раз Лена – значит Лена.
       Заодно и Елена, Елена Львовна. Наверное, это все-таки она, Алёна, только она правильная, она настоящая, просто до сих пор это было неизвестно. Значит все, что было с ней до школы – это так, не всерьез, понарошку, а теперь вот начинается настоящая новая жизнь.
       Алёна пришла первого сентября домой и сказала, что ее, оказывается, зовут Леной, и что это только дома она «была Карабаска какая-то». Родители очень смеялись, но звать её Алёной не перестали. Алёна и не возражала, просто с этого момента ее жизнь разделилась на две части – ту, где она была Алёной (с бабой и дедой, с мамой и папой, с мамиными подругами, своими знакомыми тётями, с детьми, знакомыми ещё до школы) и ту, где стала Леной (в школе, с учителями и школьными ребятами).
       Потом все оказалось сложней: выяснилось, что часть от Алёны как бы относится к миру Лены – та, которая касалась школьных отметок, делания уроков, всяких школьных вещей. С другой стороны, и в мире Лены – школьном мире – образовались обширные области, имеющие, вроде бы, прямое отношение к Алёне. Это были друзья и подруги, разные увлечения и секреты.
       Но все равно, для своих школьных друзей, начиная с первого класса, Алёна всегда была только Леной. Никогда она не попыталась вступиться за свое имя, сохранить его, как это было в три года, с Ёлкой. Наверное, так получилось потому, что Леной её назвала прямо первого сентября первая учительница – самый важный, в этот самый важный момент, человек.
       Неизвестно, что выросло бы из Алёны, если бы мама предупредила учительницу о её имени – ведь бывают же Елены, которых зовут Алёнами! Или если бы она научила дочь саму сказать, что её имя – Алёна. Алёна бы, наверное, сказала, ведь это очень важно – чтобы тебя звали правильным именем.
       Словом, так или иначе, если бы мама или папа дали девочке понять, что имя Алёна – правильное, что оно может принадлежать ей навсегда и для всех, наверное, она получилась бы совсем другая. Или если бы они сами с самого начала звали бы её Леной… Наверное, Алёна стала бы тогда более цельным, уверенным в себе человеком. А так получилось, что дома человека звали как-то не так, не по-настоящему, и только в школе открылось, кто он такой на самом деле.
       Дело усугубилось тем, что, кроме имени, в Алёниной жизни в это время изменилось многое другое. Например, дом.
       До школы Алёна, вместе с мамой и папой, бабой Ниной и дедой Васей, жила в двух маленьких смежных комнатах в старом двухэтажном доме на Щипке. А тут мама, папа и Алёна переехали в свою новую, большую и светлую комнату в высоком и красивом Доме Преподавателей МГУ на Боровском шоссе – «на Боровок». У них в семье теперь так и говорили –«Щипок» и «Боровок».
       Между Щипком и Боровком ходил двухвагонный медленный трамвай номер двенадцать. Можно было сесть на него на Боровке – на остановке, где позднее построили кино «Прогресс», – и ехать через всю Москву. Мимо пустырей, где потом появились институт педиатрии, Черемушкинский рынок и шестьдесят четвертая больница, потом мимо страшноватого, желтого, в потеках, полосатого Дома Коммуны, мимо крематория в Донском с его огромными лиственницами за кирпичной стеной, потом вдоль бульвара к Даниловке и по узкой нежилой Дубининской до остановки «улица Щипок». Там надо было с трамвая слезть и пешком идти до Щипка – старого дома в Первом Щиповском переулке.
       Новая квартира на Боровке была тоже, как и на Щипке, коммунальная. В ней жили целых три семьи молодых преподавателей МГУ с женами и маленькими детьми. Но коридор и кухня в ней были большие, а комнаты светлые и высокие. В комнате Алёниной семьи было два окна, и из того, возле которого стояла Алёнина кровать, был виден, как далекий сказочный город, сам Кремль.
       Вечером, когда гасили верхний свет, Алёна любила встать в кровати на коленки, опереться локтями о широкий подоконник, рядом со стопкой своих учебников, и глядеть на Кремль. Это было очень красиво, особенно зимой, когда крыши и улицы обводил белым снег, и светила луна, и горели уличные огни, и было пусто на чистых городских просторах.
       Рядом с Алёниной кроватью (металлической, с никелированными стойками и шишечками) стоял маленький письменный столик и этажерка с книжками и безделушками. Все это, вместе с родительской кроватью, было отгорожено шкафами от передней части комнаты.
       Это был Алёнин уголок. А игрушек тут не было, они остались у бабы-деды. Алёна по ним и не скучала, даже и не думала, что они тут нужны, ведь в новом доме была другая, новая жизнь. К игрушкам она ездила в воскресенье. Конечно, кое-какие мелочи потом набрались, но и это были больше не игрушки, а всякие сувениры и статуэтки. Алёна должна была стирать с них пыль, и с мебели тоже.
       Статуэтки стояли на этажерке и на пианино, которое тоже появилось в Алёниной жизни только здесь, хотя заниматься музыкой она начала еще до школы, на Щипке. Там, в квартире напротив, жила тетя Юля, мамина подруга, которая училась в консерватории. Мама договорилась с тетей Юлей, чтобы Алёна к ней ходила два раза в неделю.
       Перед тем, как этому начаться, мама спросила: «Алёна, ты хочешь заниматься музыкой? Только это будет серьезно, по-настоящему, как в школе». Конечно, Алёна с восторгом согласилась. Интересно, есть ли на свете ребенок, который, в свой предшкольный год, весь полный радостным ожиданием нового высокого звания и достоинства, отказался бы учиться хоть чему, лишь бы это было «серьезно, как в школе».
       Правда, уроки у тети Юли Алёну несколько разочаровали – там не было ничего особенно «школьного». Играли одной рукой песенку для совсем маленьких детей, как «шишка угодила прямо Мишке в лоб, Мишка рассердился, но-гой-топ!». Играть было неинтересно, скорее скучно, а песенки были совсем малышовые, ничего взрослого и солидного. Но это было не часто и не подолгу, так что не сильно Алёну отягощало. Она, видимо, не блистала способностями, но никто от этого не испытывал дискомфорта. Алена как-то и подзабыла, что она «учится серьезно, как в школе». Позднее мама говорила, что тетя Юля занималась с ней не всю зиму, а только пару месяцев, но в Алёниной памяти осталось, что в год перед поступлением в школу она занималась музыкой, и что это она сама выбрала, решила, что будет заниматься – ведь ее об этом спрашивали.
       А на Боровке все пошло совсем по-другому. Купили красивое, светлое, из дерева «птичий глаз», с инкрустацией в виде медальона с Ростральной колонной, пианино по имени «Красный Октябрь», и поставили его в «парадной» части комнаты, там, где были столы – круглый обеденный, под зеленой бархатной скатертью, и папин письменный. Там же стояли застекленный книжный шкаф и важный полированный гардероб, в котором хранилась одежда всей семьи. Стала приходить два раза в неделю учительница музыки. Она задавала и проверяла уроки, и Алёне нужно было заниматься по часу каждый день – играть гаммы, упражнения, пьески из «Школы игры на фортепьяно». Учеба была, видимо, посерьезнее, чем у тети Юли на Щипке, а Алёна опять оказалась не слишком усердной.
       Пианино стало самой нелюбимой домашней вещью. Но, несмотря на нелюбовь, постепенно, отлынивая и спотыкаясь, с трудом разбирая этюды Черни и пьесы Раухвергера, Алёна все-таки кое-чему научилась. В результате к десяти годам она играла примерно то, что и должна играть девочка этого возраста, занимающаяся музыкой, но никакого удовольствия при этом не испытывала.
       Лет с десяти занятия музыкой стали тяготить Алёну еще и как никчемная трата времени. Не то, чтобы она это время активно экономила, но ее задевало, что у большинства подруг, кроме уроков, не было других обязательных занятий, и они могли гулять, сколько захотят, а ей надо было спешить домой за пианино. Алёне это казалось несправедливым и неправильным, и она не понимала, почему должна мучиться с этой музыкой. И очень досадовала на себя шестилетнюю, которая с охотой согласилась заниматься музыкой «серьезно, как в школе».
       Алёна не раз рассказывала подружкам, как она сама себе устроила эту неприятность. Отчасти даже гордилась тем, что мама ее спрашивала, как большую, а уж необдуманный ответ – это было что-то вроде естественной платы за право выбирать. А одна подруга все предлагала Алёне теперь, сейчас сказать маме, что она больше не хочет заниматься этой проклятой музыкой. Ведь, говорила подруга, Алёна не давала честного слова на всю жизнь, а просто согласилась учиться, а теперь вот расхотела – ну и что, ничего особенного. Алёна слушала с интересом, но все не решалась поговорить с мамой, ей казалось, что это как-то неправильно, не так – отказываться от своего выбора. При этом у Алёны не было сомнений, что выбор – её, что  от него можно отказаться.
       И вот однажды, уже в четвертом классе, Алёна, после долгих колебаний, все-таки отважилась поговорить с мамой. Она сказала, что помнит, как ее спрашивали, хочет ли она заниматься музыкой, и как она сама сказала, что хочет. Но вот теперь она поняла, что уже больше совсем не хочет заниматься этой музыкой. Она ведь долго занималась, а теперь расхотела. Выговорив все это, Алёна с облегчением перевела дух и стала ждать, что мама отменит надоевшие занятия.
       Но мама, к Алёниному удивлению, совершенно не отреагировала на это заявление. Она, вроде бы, и не помнила их с Алёной разговор про музыку. Мама не то, чтобы обвинила Алёну во лжи, а просто как будто не услышала ее, не поняла, что она говорит. Она даже не возражала толком, даже не стала объяснять, как это важно и хорошо – уметь играть на пианино, а просто никак не отнеслась к Алёниным словам, не придала им значения, и быстро перевела разговор на другое.
       Алёна, конечно, была страшно разочарована, но настаивать не решилась. Она, как и всегда в те годы, и позже, когда уже стала взрослой, была не уверена, что все правильно понимает. Вроде бы, она твердо знала, что мама ее спрашивала, хочет ли она заниматься, но что при этом конкретно имелось в виду – уже не очень себе представляла. И смиренно допускала, что, возможно, она дала в шесть лет обещание заниматься музыкой всегда, всю жизнь – тогда что же делать, надо терпеть. Алёна сильно изменилась с тех пор, как в три года кричала, что «ёлки в сквере, а я – Алёна».