Между прошлым и будущим

Лев Раскин
Зачем на прошлое пенять?
Да для урока –
одни лишь вывески менять
легко снаскока.


В самой читающей стране мира, обители поголовной грамотности, в СССР, книги стали помаленьку исчезать из досягаемости годов этак с 70-х. Тут-то они и вошли в моду – дефицит: ни у кого нет – у тебя есть. И – чем дальше, тем больше, хотя книг, именно поэтому, всё меньше и меньше. Или ещё почему. Точно трудно сказать, хотя и можно подозревать.

Официальная цензура, это пугало сегодняшней вроде бы рыночной как бы анархии, кой-чего официально запретить тогда была бессильна.
Ну за что, скажите, было официально запрещать, например, тогдашние бестселлеры Ефремова или Стругацких? Всего-то навсего – сказочки для продвинутых детей старшего возраста об идеальном отдалённом будущем человечества. Самая, казалось бы, идеальная фантастика вполне коммунистической идеологии.
Их официально и не запрещали. Но и прочитать простому смертному было никак.
Очень уж реальность высвечивалась далекая от декларируемой идеи. Такое видение, видать, очень не нравилось тогдашним официальным идеологам.

В разгар перестройки в городишке одном вдруг объявился фильм - экранизация "Трудно быть богом". Слово "бог" тогда вроде бы ещё писали не обязательно с большой буквы.
Ну, население и повалило на эту русско-немецкую ширококрасочную киноверсию вчерашнего дефицита.
Фильм был где-то далёк от оригинала, где-то просто недалёк, постельная сценка откровенно в нём уже присутствовала, свинье брюхо вспороли натуральнейше… Всё это оказалось побоку.
Публика была разочарована:
- Какая тут, к чертям, фантастика – опять они про нас, грешных!"

Но ведь поняли, простые, неподготовленные и случайные, о чём разговор! Да именно, что о нас, всяких, о нашем прошлом и – как вывод – будущем.
Но и разговоров тогда на эту тему по тому же теле было ну очень много. Вот и приелись.

Может, потому все и остались – с разговорами?

А может – по другому.

– Какие разговоры, когда в стране шоковая терапия, т. е. жрать бывает нечего и денег на работе не платят! Тут не в будущем каком – в настоящем бы не окачуриться!
– Реформы – и скорей, скорей, пока никто не понял… Верьте нам, люди!
А тут, верь-не верь, оглянулся – и выбирать не приходится: всё за тебя выбрали и всё из-под тебя тоже.
И успокойся.

И ты, главное, никаких уже реформ не хочешь. Лишь бы не трогали.
Наговорились, насмотрелись, навоевались…
Довыбирались!

Что ни делается, всё – к худшему, получается?
Неужто сказочки виноваты? Заманили и бросили!
Или опять проделки вредителей?

Сказочки всякие рассказывают.
Вопросы всякие задают.

– Кто, кого, куда заманил и где бросил?
– Что за штука эта перестройка, в чьих интересах и с какой подачи, удача это наша или неудача?
– Почему где-то там идут себе потихоньку какие-то экономические реформы без такого, чтоб – на раз, здесь и сейчас, многими головами – в унитаз? Но только не у нас!

Сверху сказали: "Революции – бяка: кровь, разруха, нищета, бардак…"
И сразу – такое, что снизу незамедлительно назвали: "Революция сверху в России".
Причём самая что ни на есть зловредная – политическая.
И народ, как водится, безмолвствует.

А народу куда деваться, если не то, что слово вставить, подумать некогда!

А так, видать, и было задумано.

Некие продвинутые прагматики – ещё и никакими реформами не пахло – собрались, отнюдь не на кухне, а, к примеру, в комфортабельном гараже, и порешили, что ждать милостей от природы не стоит. Будущее – будущим, а хорошо жить, никого не стесняясь, вот им конкретно, пора начинать здесь и сейчас.

Сказано – сделано.

Всем прочим – на выбор: или теперешняя стабильность до посинения… или будет, как тогда.
Есть и ещё вариант для особо желающих – райское блаженство на том свете. Но перед этим, во имя всеобщего блага, очень желательно именно на этом хорошо помучаться.
Или наоборот.

Но это вряд ли!