Эта джинсовая планета

Викторина Аверьянова
       Джинсы - их окрестили одеждой века! И с этим спорить не приходится. Джинсы давно перешагнули границы молодёжного ареала, им сейчас все возрасты покорны.
       Кто же создал это «чудо света»? А всё началось в 1850 году. Американский коммерсант Леви Страус отправился в западные штаты с большим грузом брезента для палаток. Однако брезент по назначению использован не был. Возможно, местные «снабженцы» не завезли вовремя кожаных брюки, которые тогда были основной одеждой ковбоев, быть может, причина заключалась в чём-то другом - сейчас легенда о рождении джинсов насчитывает столько вариантов, что трудно определить, какой из них достоверен. Во всяком случае, предприимчивый Леви Страус весь привезённый брезент пустил на брюки, по покрою имитирующие ковбойские.
       Неожиданно его продукция пришлась по вкусу. Особенно золотоискателям, на которых обычные брюки буквально «горели». После того как запас привезённого Страусом брезента закончился, джинсы стали шить из прочной хлопчатобумажной ткани цвета индиго, которую доставляли из французского города Нима.
       Овеянная сейчас ареалом романтики, история джинсов на самом деле более чем прозаична. В течение многих десятилетий они были дешёвой повседневной одеждой трудового люда – ковбоев, рыбаков, шахтёров, фермеров. «Ни один парень из буржуазной семьи, не говоря уже о взрослом мужчине, - вспоминает американский писатель Филипп Боноски,- ни за что не согласился бы надеть их, потому что синие джинсы были неизменной одеждой рабочего человека… В такой одежде было по-настоящему удобно работать, а работа – это самое главное человеческой жизни…»
       Второе рождение джинсов произошло в шестидесятых годах нашего столетия одновременно с расцветом движения хиппи и появлением на Западе такого течения, как «антимода». Джинсы стали непременным атрибутом протестующего молодого человека, который таким образом как бы приобщался к миру угнетённых и обездоленных. Однако юношей и девушек подкупало и другое – функциональность этого вида одежды. А это качество наиболее ценимо молодыми в наш рациональный, мобильный век.
       Расцвет джинсового бума приходился на 1968 год, когда по странам Западной Европы и Америки прокалилась волна студенческих выступлений. Фотографии в газетах и телевизионные репортажи показывали одетых в джинсы бунтарей из Сорбонны и Кентского университета. О лучшей рекламе фабриканты не могли мечтать!
       Сначала эту «бунтарскую форму» носила молодёжь. Затем «джинсовая болезнь» перекинулась на старшее поколение. Правда, джинсы теперь значительно отличались от рабочей формы. Они стали расклешёнными, на них появлялись различные вышивки, аппликации и узоры. Так на смену джинсам пришёл джинсовый стиль. Из джинсовых тканей стали шить юбки, сарафаны, рубашки, шорты, пальто, сумки… В общем, в «джинсы» можно было одеться с головы до ног!
       Однако, как отмечают многие искусствоведы, начиная с середины семидесятых годов «джинсомания» пошла на убыль. Возможно, дело в том, что джинсы вновь возвращаются к своему классическому виду, а потребитель – к настоящим джинсам, к безупречному качеству тканей и исполнения без «излишеств».
       Пришла «джинсомания», правда, с некоторым опозданием, и к нам. И вот уже на страницах центральных изданий осуждается волнующая всех «джинсовая проблема». Они даже появляются на прилавках в нашем исполнении, правда, единственное, в чём они приближаются к зарубежному образу,- это в цене. Увы, нашим «капитанам лёгкой промышленности» так и не хватило оборотистости Леви Страуса. Да и наш покупатель, надо отдать ему должное, куда более терпелив и покладист, чем золотоискатель 19 века. Тогда для критики скверного качества изделия не требовали «жалобную книгу», а находили более «весомые» аргументы…
       С тех пор джинсы прочно завоевали симпатии и вошли в гардероб каждого человека. И это естественно. В самом деле, что может сравниться с джинсами по своему удобству: они прочны, не мнутся, в них, как говориться, острее чувствуешь импульс жизни!

(А ты хочешь знать, что ты носишь?)