Птичка певчая

Лариса Довгая
Певицу Ружену Сикору можно считать новороссиянкой в третьем поколении, ее дед, винодел Владимир Сикора приехал в Абрау-Дюрсо еще в позапрошлом веке из Тифлиса. Отец, Владимир Владимирович, чех, работал главным бухгалтером цементного завода «Пролетарий», в промышленном отделе горисполкома. Мама, Вероника Адамовна, полька, ее маленькой девочкой удочерил и привез в Новороссийск известный инженер Иосиф Гульбин. Ружена Владимировна появилась на свет 20 августа 1918 года, в этом году все, кто любит и разбирается в эстрадной песне, отмечают 85-летие мастера этого жанра.
Первыми слушателями «маленькой певчей птички» были соседи по двору дома 12\14 на улице Энгельса, где проживала семья. Для пятилетней девчушки устанавливали табуретку и летними вечерами слушали свою щебетунью. По просьбам соседок исполнялись все известные двору песни, даже оперные арии. Отец, более известный горожанам как певец, а отнюдь не бухгалтер, много и тщательно репетировал перед выступлениями, а дочка схватывала все на лету. Пианино в семье появилось в 1926 году, по случаю и за вполне приемлемую цену был куплен совершенно разбитый инструмент. Все фетровые вещи в доме были порезаны на прокладки к молоточкам, а на клавиши, которые должны быть белыми, наклеивались кусочки крахмальных воротничков и манжет. Клей, который отец также варил сам, своим злым запахом изводил всех. Но на этом-то пианино Ружена и стала учиться музыке.
Вначале она аккомпанировала в сольных концертах отца, который обладал сильным и красивым голосом, но вскоре стала выступать и сама, вначале с отдельными номерами, потом и с программой. Ее голос помнят эстрады сада имени Микояна, клубов лесного и торгового портов, но более всего – Дворца пионеров (Советов, 40) и Городского театра.
Голод, охвативший страну в начале 30-х годов, не обошел и Новороссийск. Получить продовольственные карточки могли работники предприятий. И Ружена идет работать на цементный завод «Пролетарий» в бондарный цех, где приходилось подбирать деревянные клепки для упаковки. Рукавиц не выдавали, вскоре от заноз руки покрылись нарывами. Молоденькую девчушку пожалели, направили работать аккомпаниатором немого кино, фильмы ежедневно крутили в клубе завода. Весь вечер приходилось проводить в темном душном зале, потом посмотреть фильм, который будут показывать завтра (ленты менялись часто) для того, чтобы музыкальное сопровождение к нему было уже готово. Транспорта не было и домой пешком Ружена добиралась в лучшем случае к двум часам ночи. Белые клавиши домашнего пианино из манжет папиных рубашек были порой мокрыми от слез: подобрать ноты к каждому эпизоду нового фильма дело непростое. А с восьми утра начинался рабочий день в конторе «Маслопрома» на месте нынешнего холодильника, где Ружена Владимировна работала бухгалтером (ох, уж эта наследственность), продовольственного пайка таперши не хватало. И все же острое малокровие не заставило ждать своего проявления. Работницы «Маслопрома» поступили жестко и сердито: чуть не силком вливали в девушку ежедневно стакан рыбьего жира, давая тут же закусить чем-то кисленьким, чтоб не вырвало.
Голод отступил. В 1936 году отца пригласили в труппу Киевского оперного театра, но внезапное горе постигло семью. Возвращаясь с концерта в парке Демьяна Бедного (Фрунзе), 16 июля того же, 1936 года Владимир Владимирович упал замертво: не выдержало сердце.
После одного из сольных концертов к певице подошел председатель исполкома Катенев, сообщил, что талантливую девушку направляют на дальнейшую учебу в Первое Ростовское музыкальное училище. Теперь Ружена будет приезжать в Новороссийск только на гастроли.
Ростовское училище Сикора закончила с началом войны и тут же была направлена в бригаду артистов, которая выступала перед фронтовиками, перед частями, уходящими на фронт, в тыловых госпиталях. Ее голос и талант заметил руководитель оркестра Всесоюзного радио Александр Цфасман и пригласил к себе на работу. Ее голос в сопровождении лучшего джазового оркестра слышала вся страна. Зал Театра эстрады, где она работала вместе с Юрием Силантьевым, всегда был полон на ее концертах.
Впервые в Новороссийск Ружена Владимировна вернулась в начале лета 1948 года. Поезд опаздывал. Но каково было удивление певицы, когда она увидела сотни встречающих, которые протягивали ей цветы. Багаж уложили в грузовичок, который еще мог проехать мимо огромных воронок от бомб. К гостинице военнослужащих на улице Свободы шли пешком. Первый концерт состоялся в тот же день в саду имени Микояна. Певица пела и веселые, и шуточные песни, а зрители все равно плакали. Каждое лицо собравшихся зрителей было знакомо, люди пришли послушать свою «птичку», с ее песнями вспоминалась такая мирная, спокойная довоенная жизнь, многие родные, друзья, соседи были еще живы…