Андрей Коровин о русской поэзии

Александр Карпенко
Литературная жизнь бурлит – не проходит и дня, чтобы кем-нибудь не переоценивались ценности – не важно, где – в частной беседе или на страницах журналов. Поэт Андрей Коровин тоже решил внести свою лепту в эту глобальную и перманентную переоценку. Он высказал мысль, что народ у нас постоянно грубо ошибается в определении национальных гениев. Речь шла о русской поэзии. Так вот, Коровин пытался доказать, что из двух поэтов золотого века – Пушкина и Баратынского – истинным гением был Баратынский, а люди, не разобравшись, как следует, объявили им «легкомысленного» Пушкина. Дальше – больше: из двух поэтов серебряного века – Блока и Белого, по мнению Коровина, гением был экспериментатор Белый, а народ этого не понял, одурманенный мистикой автора «Незнакомки». Что же касается конца ХХ века, то из двух поэтов – Бродского и Губанова настоящим гением был не Бродский, а Губанов.

Мне почему-то сразу вспомнилось, что было время, когда Некрасова вдруг посчитали выше Пушкина. И представилось, что спустя лет сто кто-то скажет: «А Вы знаете, истинным гением начала ХХI века был не Бахыт Кенжеев и не Александр Кабанов. Им была... и назовёт другое, совсем неожиданное для нас имя".

Бедный человеческий разум! Нам и без иерархии невыносимо (нет ориентиров, не на кого «равняться»). И с иерархией – тоже сложно: современность постоянно её «подмывает», а то и разрушает. Правда, нынче уже никого не сбрасывают «с парохода современности». Места под солнцем вроде хватает всем. Но вот постоянно кто-то норовит рассчитать поэтов на первый-второй. И это даже не оголтелая провокационность и стремление привлечь к себе внимание. Просто роль классиков постоянно меняется в зависимости от вектора жизни. И на какой-то момент поэт, считавшийся до этого второстепенным, может выйти на первый план. Как это произошло в своё время с Тютчевым. Да что там Тютчев! Подумайте только: самого Вильяма нашего Шекспира «забыли» на двести лет, точно герметичного Вильяма Блейка!

Что же касается коровинской теории, то у меня сложилось впечатление, что он её не выдумал, а «выстрадал», то есть что она находит действительный отклик в его душе. "Проблема" в том, что иные эпохи чересчур обильно плодоносят гениями, и трудно этих высококлассных поэтов рассчитать на первый-второй, даже для самого себя. Вон Кузмина в гении никто пока не жалует, кроме, может быть, «голубых», а скажите, пожалуйста, написал ли кто-нибудь в русской поэзии что-нибудь подобное его циклу верлибров «Александрийские песни» или его книге «Форель разбивает лёд»? А куда мы будем девать Ахматову, Цветаеву, Гумилёва, Пастернака, Мандельштама? Ведь они тоже были современниками Блока и Белого! И в это же время творили такие культовые поэты, как Есенин и Маяковский!

Так что давайте мы будем просто любить поэзию прошлых лет, находить ей отклики в нашем сердце – и не будем пытаться выстроить наших классиков по ранжиру. Хотя, например, французы тоже всё время пытаются это делать. И на вопрос, кто же лучший поэт Франции всех времён, сегодня порой, задумавшись, отвечают: «Увы, Гюго...»