Наша современная музыка

Александр Карпенко
       ...ИЛИ ОБРАТНАЯ СТОРОНА ДЕМОКРАТИИ...

       Развитие культуры на Руси до ХХ века всегда было делом избранных. В средние века православное монашество, а затем, после Петровских реформ, российское дворянство создавало произведения искусства – и, за редким исключением, само же и потребляло эти произведения, являясь носителем культуры. Могут возразить: а как же крестьянин Ломоносов – целая эпоха в Русском просвещении, как же Тарас Шевченко, крепостной крестьянин, ставший великим украинским поэтом? Но, повторюсь, всё это исключения, только подтверждавшие правило. Ситуация кардинально меняется уже на рубеже 19 и 20 веков. Первым забил тревогу Андрей Белый. В своей знаменитой в своё время статье «Штемпелёванная культура» он пишет об уродливых, с его точки зрения, явлениях в музыкальной культуре, когда музыку стали широко писать на потр*** масс (замечу в скобках, тревожные симптомы этого появились задолго до Октябрьской революции). Белый решил, что это какая-то диверсия инородцев против классической русской музыкальной культуры Глинки, Мусоргского, Скрябина, Чайковского, Бородина и других замечательных композиторов.

       Время показало, что это было только начало такого широко распространённого ныне явления, как поп и масс культура. Конечно, агрессия примитивных форм искусства является не диверсией инородцев, а следствием того, что потребителями культуры стали некультурные, неинтеллигентные, а зачастую и просто необразованные люди. Это происходит не только у нас в России, но и повсеместно в мире. Низшие слои населения тоже захотели «культурно отдыхать», и музыка – наиболее доступный для них вид искусства.

       Как ни странно, государство рабочих и крестьян не опускало популярную музыку ниже определённого уровня, не продвигало музыку для ног или танцевальную музыку для подростков. Всё-таки в Советском Союзе, при всех недостатках системы, композиторы и поэты старались писать музыку для души. Можно сказать, что искусство этого времени не потакало зрителю или слушателю, а занималось собой.
       
       Сейчас же, с развалом единого государства, лжедемократия, царящая в политике, перекочевала и в искусство, и наиболее ярко это проявляется как раз в массовой музыкальной культуре, окрестившей себя «шоу-бизнесом». Да и литература, если уж смотреть правде в глаза, на мой взгляд, чересчур больна "демократией". Когда все вокруг "творят" – и министр, и дворник, это, конечно, замечательно! Все что-нибудь куда-нибудь пишут, хвала Интернету. Но давайте всё-таки как-нибудь отделять мух от котлет. А то, получается, странички гениев соседствуют с опусами людей, впервые взявшихся за перо. И это удручает больше всего: первобытнообщинный лад, отсутствие всяческой иерархии.