Вот и славненько! или закон Хаммурапи?

Татьяна Кезина
Сегодня у меня так много дел!
В ванной лежит ворох белья - нужно погладить. На кухне лежит камбала - нужно поджарить. А сама я покоюсь на кровати в спальне, хотя время совсем не раннее. Иногда по утрам стоит большого труда активно начать день. Вот и сейчас я ещё нахожусь в горизонтальном положении.

Ни о чем не думаю, не строю планов, а просто механически переключаю телевизор с одного канала на другой. Из такого состояния, как правило, выводит телефонный звонок или вдруг внезапно проснувшийся зверский аппетит. Тогда дорога короткая. Пять метров - и вот он, волшебный холодильник.

Но сегодня неожиданно раздался звонок в дверь. Пришла Маша, без предупреждения.
-Тетя Света! - начала с порога. - Если вы хотите, чтобы сессия была сдана, готовиться буду тут. С Сашкой этого делать совершенно невозможно: все время орет, что мешаю, потому что читаю учебники вслух. А что делать, если я только так могу запомнить?

Нет худа без добра! Вот и проснулась!
Я, конечно, не стала объяснять Маше, что в годы нашей университетской жизни мы, как правило, готовились к экзаменам в читальном зале библиотеки. Сидим эдак сразу человек пятьдесят и готовимся! А здесь, видите ли, двухкомнатной квартиры для двоих не хватило. Родненький братик, видите ли, не выдержал единственную сестрёнку.

После того как очаровательные близняшки-хомячки, как их ласково называли все, кто искренне любил, приехали на учёбу в город, где проживал их дядя, т.е. мой муж, воспитанием молодого поколения пришлось заниматься мне.

Сестра Владимира Людмила жила на Сахалине, так что с любимыми детками могла общаться только по телефону. Мой муж из-за постоянных командировок тоже не так часто мог их лицезреть. Так что о моральном облике близняшек (сюда же отнесем и учебу) должна была беспокоиться я.

Маша и Саша сильно изменились после того, как стали студентами. Машка - просто модель. Высокая, стройная. Но что мне абсолютно не нравилось в ее внешнем виде, так это прическа. Свои шикарные каштановые волосы она сумела так испортить, что для этого требовалось просто "искусство". Теперь у нее на голове было всего лишь три пера, причем разноцветные. Про себя я новой стрижке дала название: "Я у мамы дурочка и у дяди тоже".

Кроме того, в лексиконе Машки появилось новое слово, которое она безо всякой нужды употребляла когда не попадя. Рассказывая о своей новой подружке, она говорила: "Она такая славная!" Характеризуя нового друга Саши, который ей определенно не нравился, Машка отмечала: "Нет, он, конечно славный, но…". Даже когда узнала, что тридцать первого декабря им предстоит сдавать зачет по самому трудному предмету, негодование выразилось такой фразой: "Представляете, как славненько!" Ее "славненько" было полной противоположностью моему "кошмару", но и то, и другое у меня вызывало полное неприятие.

Что касалось Саши, то он, наоборот, отрастил себе волосы, что позволяло ему их вообще не стричь на протяжении долгого времени. Хвостик, в который они были аккуратно собраны, мне казалось, был предметом его особой гордости.
-Ну, ничего, мама приедет попроведовать любимых "хомячков"- так уж разберется who is who,- сладострастно думала я.

Машка преспокойненько разложила свои учебники на кухонном столе. Видя мой недоуменный взгляд, она пояснила:
-Я когда вслух читаю, у меня горло пересыхает. Мне приходится часто чай или сок пить. Поэтому на кухне удобнее. Не беспокойтесь, тетя Света! Вы мне совсем не мешаете!

Нет! Все-таки современное поколение совершенно страдает отсутствием логики. Если уж им невмоготу было вдвоем находиться, что стоило все сделать наоборот: Маша осталась бы у себя в квартире и читала вслух свои учебники, а Саша пришел бы к нам. Или Маше, чтобы хорошо запомнить, еще чьи-нибудь уши нужны? - размышляла я, обваливая камбалу в муке.

Это рыбу неблагородного происхождения я покупала не так уж часто, но мне она нравилась. С некоторых пор я даже я умело скрывала свое пристрастие к ней. Как-то при очередной покупке продавщица любезно спросила меня:
-Вы для себя берете или для кошки?
Вопрос в лоб застал меня врасплох, и неожиданно для самой себя я ответила:
-Для кошки.

На самом деле у нас в доме кошки никогда не было, и никто даже не собирался ее заводить. Видимо, моя норковая шубка, по мнению продавца, обязывала меня питаться семгой или форелью. В следующий раз, сознательно скрывая свой плебейский вкус, я бойко просила:
-Мне камбалы для кошки, средненьких, штук шесть-семь.

Мой муж-сахалинец отдавал предпочтение красной рыбе, причем соленой или копченой. Первое время я постоянно забывала об этом и каждый раз, подавая к столу жареную кету или горбушу, вынуждена была выслушивать одни и те же слова:
-Жарить нужно белую рыбу, а красную следует есть копченой или соленой.

Я и сама прекрасно знала, что различные сорта рыбы требуют различной кулинарной обработки. Но во всех книгах по кулинарии говорилось, что рыбы лососевых пород можно варить, жарить, солить, коптить. Поэтому никаких инструкций по приготовлению этого высокопитательного пищевого продукта я не нарушала. Просто муж так привык, а привычка, как известно…

После нескольких таких замечаний я, демонстрируя какое-то время обиду, вообще рыбный день из еженедельного рациона исключила. Муж, казалось бы, не замечал этого. А когда, сама соскучившись по рыбке, наконец на ужин приготовила камбалу, он, хотя никогда не испытывал от нее особого восторга, радостно произнес:
-Молодец! Запомнила! Белая - жареная.

Можно было подумать, что я соленой или копченой камбалой его потчевала. Вот когда приготовлю кету или горбушу, тогда и узнаешь, запомнила или нет.
-Не радуйся преждевременно, а то могу опять забыть, девичья память коротка,- подумала я про себя, но вслух ничего не сказала.

Почувствовав какой-то жуткий дискомфорт, я внезапно очнулась от размышлений. Казалось, что над головой летал истребитель. Что это за звук? Откуда он? Слуховая галлюцинация что ли начинает развиваться? Этого мне только недоставало. Я повернула голову к Маше, чтобы узнать, слышит ли она то же самое или мне это чудится. Я…

Я все поняла. Можно было уже не спрашивать. Эти звуки производила любимая племянница моего мужа, читая свой злополучный учебник. Бедный Саша! Выдержать такое! Он, наверное, просто не смог прийти, иначе бы не стал подвергать меня таким испытаниям. Воображение быстро нарисовало картину, как Саша лежит на диване с компрессом из мокрого полотенца на лбу и никак не может избавиться от головной боли. А как же теперь ему вести подготовку к экзаменам? Вот уж кто кандидат на то, чтобы завалить все предметы.
 
А Маша? И тут вдруг я прониклась особой жалостью к ней. Бедная девочка! Если тебя кто в такой момент из женихов услышит, не быть тебе невестой никогда. Сашка, он, может, хитрый, специально тебя ко мне заслал, чтобы я его сильнее полюбила.
-Маша! - обратилась я к ней, - Сегодня какой день недели? Вторник или среда?
-А вы уже спрашивали меня об этом, тетя Света, - ответила она своим вполне приятным голосом. - Сегодня среда.

Да! Такая метаморфоза с голосовыми связками - случай просто феноменальный. Когда она читает учебник, она не слышит себя, это точно. Иначе бы тоже испугалась. Да это просто можно использовать в качестве особого вида оружия. При внезапном применении успех обеспечен.

Теперь можно не переживать, когда Машка будет возвращаться одна от своих подружек. Главное, нужно ее научить пользоваться таким даром природы. И я представила, как она, окруженная тремя незнакомыми парнями, желающими с ней "познакомиться", вдруг заговорит так, как сейчас с упоением читает научную литературу. Лишь бы сердечного приступа ни у кого не было, а то, не дай Господь, еще и отвечать по статье за превышение меры по самообороне придется.

Бедный, бедный Саша! Я представила любимого племянника моего мужа со своей косичкой-хвостиком, когда к нему подошли бы те же трое парней и попросили закурить, а он вдобавок ко всему еще и не курит… Нет, в такой критический момент оставлять его без помощи просто нельзя. И … Тут неожиданно как из-под земли появляется сестренка-близняшка и …
Happy end. Враг повержен, и брат с сестрой благополучно добираются до дома.

Постепенно я даже стала понемногу разбирать слова, которые произносила Маша, читая учебник.
-Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличающего его должно убить, - громко как приговор цитировала она.

-Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить, - продолжала Маша, и в ее голосе не чувствовалось никакой жалости.
-Если сын ударит своего отца, то …
-То его должно убить, - неожиданно для самой себя вслух произнесла я.
-Вот и нет! - обрадованно воскликнула она. - То ему должно отрезать пальцы.

-Славненько! - сказала я, сама удивляясь такому выражению эмоций.
От Машки переняла, это точно. Слово "кошмар", по-моему, было бы гораздо уместнее для характеристики такой ситуации.

А любимая племянница моего мужа бойко, как о чем-то приятном, продолжала читать вслух:
-Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз. Если он сломает кость человека, то должно сломать его кость. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.

-Маш, это что за предмет такой, к которому ты сейчас готовишься?
-Римское право, - сладеньким голоском произнесла она, и тут же вновь я услышала звуки реактивного самолета, поднимающегося вверх:
-Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.
       
С этим могла бы согласиться даже я. Дача, построенная два года назад, мне кажется, скоро точно обвалится. И хотя угрозы для жизни хозяев не было, потому что никто туда не ездит и навряд ли когда захочет поехать, но суровость приговора, на мой взгляд, достаточно обоснована.
-Маш, а чьи это законы-то? Кто их придумал? - опять отвлекла ее я.
-Законы Хаммурапи, царя Вавилона.

Я представила, как Маша (а ей хочется быть судьей) выносит приговор. Громко, четко, монотонно раздаются звуки ее голоса. Она уже не задает никому никаких вопросов:
-Вспомните, пожалуйста, где вы были в ночь с четверга на пятницу.
Она читает решение суда. И, возможно, кого-то слабонервного попросту спасет от пожизненной меры наказания, потому что он может умереть прямо в зале суда, восприняв Машкин голос как божью кару за грехи.

Теперь-то мне стало ясно, откуда пошло выражение "око за око, зуб за зуб". Вот и хорошо, что Маша вслух читает, готовясь к экзаменам. Может, и я стану не просто законопослушным, но и юридически образованным человеком?