О вкусах не спорят

Лорд Форштадт
       


Был конец апреля. Я собрался в дальнее стойбище, где бригадиром был шаман Ичанга. Выехав рано утром, я переночевал в березняке и следующим утром я уже ходил по прибрежному рыбокомбинату. Тянулся он вдоль восточного побережья километров на пять. Собак своих я оставил на крабовом заводе, где они лакомились крабовой икрой. У бараков сезонных рабочих я заметил оживленную толпу. Это была очередь за деликатесом, как мне объяснили стоящие женщины. В небольших деревянных бочках, в рассоле плавали зеленые шарики. Впереди стоящие расступились. – « Бери, поешь, это помидоры. Ты их ел когда-нибудь»? Конечно, я такое видел впервые. Молодая женщина, продавец сказала: «Давай, во что уложить, повезешь к себе, в стойбище», и положила не менее пяти килограмм. Еще я купил мешок хлеба, табак, чай плиточный и соль. Отдохнув на мягкой постели заводской гостиницы, и выкурив трубку, я продолжил свой путь. Погода была отличная, солнце по-весеннему светило нещадно, собачки сытые и отдохнувшие, весело бежали, не требуя понукания. К ночи следующего дня я уже был на месте. Моему приезду обрадовались, как могут гостю радоваться только северяне. Я принялся распаковывать гостинцы. Хлеб, редкий деликатес в стойбище, ели с большим удовольствием. И оленей побаловали гостинцем, рассыпали им соль, и они, блаженствуя, слизывали ее с ледяной корки тундры. (Сами оленеводы соль в пищу не употребляют). – « А вот это – сказал я – лучшая еда там, на материке. На побережье за ней в очереди стоят. Все вербованные это очень любят, – приврал я для пущей важности». Все смотрели на буро-зеленые шарики, но никто не изъявлял желания попробовать. – « Ты сам то ел, – спросил Ичанга»? – « Да нет, вот попробовать привез». Ичанга взял шарик, откусил, сморщился. « Это же соленая трава! Разве люди это едят»? Ничего, не понимая, я тоже попробовал. Горько-соленый вкус произвел на меня неприятное впечатление, ассоциируя со вкусом морской воды. Да, к этому надо, однако привыкнуть. Негодуя на улыбавшуюся продавщицу, я выбросил гостинец.
       Много лет спустя я прогуливался по-летнему
Владивостокскому базару. На одном из прилавков я увидел
зеленые шарики помидоров. – « Вкусные? – спросил я с иронией,
вспомнив те, что я пробовал в стойбище». – « А ты, морячок,
поставь их в темное место на недельку, тогда и попробуешь». –
«Что же будет? – подумал я, и взял у нее ящик. Поймав такси,
отвез на судно и бросил под брезент, закрывающий трюм.
Переход до родной гавани занял чуть меньше месяца. Когда
открыл брезент, в ящике лежали очень красивые, ярко-красные
помидоры. А тут, кстати, пригласил меня друг, на проводы брата
в армию. Брата Валькой звали. А семья была та, старообрядцев и
главой Семьи был дед Афанасий, и было ему тогда, сто пять лет.
Ярким украшением на столе лежали помидоры. Гости тихо
перешептывались, спрашивая друг друга, что же это за «фрукт»?
Разлили по граненым стаканам, и дед Афанасий сказал
напутственный тост. Валька, которому впервые в жизни
пришлось хлебнуть водки, закашлялся и откусил помидор.
Поморщившись, он отложил его в сторону. Я. как тогда, в
стойбище, стал рассказывать о пользе этого овоща, но на меня
смотрели с недоверием. Наконец, дед Афанасий, глядя на Вальку,
сказал своим ровным, не терпящим возражения, голосом: «ешь»,
и Валька, а затем и все остальные стали жевать диковинный
овощ. Мы вышли во двор покурить. Валька подошел ко мне и с раздражением спросил: «Зачем ты привез эту дрянь? И что за вкус у этой травы? Как она может нравиться людям?
       Вот так вот! О вкусах не спорят!