О понятии - Инженер

Олег Нефёдов
Этой статейкой я попробую начать серию очерков о моем отношении к инженерии, как одной из важнейших, я бы даже сказал, всеобъемлющей , сфер деятельности нашей цивилизации и о тех инженерах, с которыми мне довелось работать или просто общаться.
Для меня значение слова инженер, давно уже имеет, я бы сказал, несколько особое значение.

Когда-то, наш преподаватель, профессор одесского института связи сказал:
«Вы должны гордиться званием инженера! В переводе с французского, инженер (иммажиниер – он так произносил это слово) означает – изобретатель!»
Мне это хорошо запомнилось, но вот сейчас, когда решил писать эти записки, покопался в словарях и выяснил кое-что любопытное!

Инженер – (франц. ingenieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность), специалист с высшим техническим образованием, первоначально - название лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданский И. появилось в 16 в. в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и др. странах. (БСЭ)

Инженер - м. франц . ученый строитель, но не жилых домов (это архитектор, зодчий), а других сооружений различного рода. (В.Даль)

Инженер , а, мн. ы, ов, м. | ж. инженерша, - Специалист с высшим техническим образованием. ( Толковый словарь русского языка)

Инженерное искусство , совокупность наук о постройке различного рода сооружений…техники. (Брокгауз и Ефрон)

Но, кроме всем известных инженеров-экономистов и инженеров по технике безопасности, оказывается есть еще и такие термины:
Инженер-генерал – звание утверждено 24 января 1722 императором Петром1; Инженер по знаниям - специалист по искусственному интеллекту, инженер зеленого строительства, инженер - резидент...
Вот так-то, господа инженеры!

Но для меня понятие Инженер, это Творец техники.
Сейчас, когда все главные цели и задачи в моей жизни уже выполнены, могу с с некоторой долей самоуверенности сказать, что я таки какой-никакой инженер , поскольку практически ни одного дня не проходит, чтобы я чего-то не выдумал, даже если это относится к самым обыденным бытовым техническим задачкам!
Когда я о ком-то говорю, - это инженер , я подразумеваю совершенно особый склад ума…
Склад творческий, причем в совершенно конкретном направлении – техническом творчестве. Больше того. Для меня Инженер, это не только «светлая» голова, но и «умелые» ручки!..

В моей жизни, среди множества знакомых инженеров, совершенно особое место занимают три.
Самого первого в моей жизни Инженера я встретил в 1962 году, когда служил в армии.

Петр Гирович, с четырехклассным образованием, был очень похож на большую обезьяну.
Весь черный, с огромной головой, плоским лицом, массивным туловищем и непропорционально длинными руками он был самым «старым» из нашего призыва.
Привезли его из какого-то Богом, но не военкоматом(!) забытого лесного села Овручского района Житомирской области.
Единственный среди новобранцев, он был женат и, кажется даже, имел ребенка. Но год призыва (1961) был бедным на молодых людей, - последствия войны, поэтому подбирали всех подряд, даже явных инвалидов и девушек.

Так вот у Гировича, несмотря на несколько устрашающую внешность, были совершенно изумительные руки, руки скрипача или пианиста, - узкие ладони с тонкими и изящными пальцами…
Петя рассказывал, что у них в селе, состоящем из нескольких десятков крытых соломой хат, был единственный радиоприемник «Родина», который питался от термоэлектрогенератора.
Я такие видел еще в Братске, - на стекло керосиновой лампы одевался ребристый «абажур», который и вырабатывал небольшое напряжение.
Так вот, приемник тот был совсем старенький, часто ломался, а Петя его чинил.
До его призыва это был единственный электронный прибор, с которым он имел дело.
Поэтому для меня остается совершенно непостижимым, каким образом он умудрялся мигом отыскивать неисправности в телевизорах и приемниках, которыми его немедленно завалили офицеры нашего полка.
Не было у него проблем и с починкой любой другой техники…
Но особенно запомнилось, как однажды Петя сделал секундную стрелку в мои часы «Победа».
Для этого ему понадобился кусочек «кроссировки», - тонкой медной проволоки, здоровенные плоскогубцы, нож и иголка.
Стрелка ничем не отличалась от заводской и еще много лет напоминала об этом талантливом парне.

При всем том, в делах касающихся обыкновенной солдатской жизни, он был непроходимо туп и невменяем.
Например, до него никак не доходило, что когда в казарму заходит командир роты, то, нужно хотя бы встать с койки, не говоря уже о том, чтобы «отдать честь»! Получал он за это дело на всю катушку, но, насколько я помню, абсолютно безрезультатно.
В нашей армейской группке разработки новой техники мы с ним работали не очень долго, его перевели в другую часть, где он вполне успешно «вписался» в новый коллектив.

Второй и вообще самый классный Инженер, из всех, кого я знал и знаю - Юра ( Юрий Трофимович) Вергилес !
В феврале 1941 года, при рождении Юрика, природа не поскупилась и щедро одарила талантами сына военного летчика и его жены.
Когда мы познакомились, это был высокий, худющий, внешне довольно замкнутый и даже угрюмый парень. Ходил он, несколько сутулясь, левым плечом вперед и взгляд какой-то странный.
Уже позже оказалось, что первое впечатление оказалось совершенно не соответствующим действительности.
Кажущаяся худоба скрывала жилистое, очень сильное и тренированное тело, а за маской угрюмости таились неистощимое и блистательное чувство юмора, хорошо сочетавшееся с миролюбием и добрым отношением к людям.
А несколько необычный взгляд объяснялся тем, что его любовь к технике сыграла с ним злую шутку в детстве, когда Юрка мастерил что-то взрывчатое, взорвавшееся прямо в руках.
Он писал стихи, как знаменитый эпиграммщик Иванов, а юморные картинки рисовал ничуть не хуже Бидструпа…
Но совершенно уникальными способностями его одарили боги, дарящие миру Инженеров.
Когда-то мы с ним крепко дружили и довольно много вместе сделали, вместе открывали Общественное конструкторское бюро (ОКБ), вместе сочиняли всякие штучки, хотя по технической соображалке мне, конечно, очень до него далеко и было и, я думаю, есть!
Высшего образования он так и не получил, да оно ему и ни чему.
Вполне достаточно было профтехучилища, книжек и практики…
В свое время, он был лучшим специалистом Союза по новейшей тогда автоматической телеграфной станции АТ-ПС-ПД…
А уж, сколько у него тысяч рацпредложений, вряд ли знает он сам.
Про него я могу много рассказывать, поэтому в задуманной подборке статей Действующие лица статья Вергилес, наверное будет самой большой!

Третий Инженер, с которым мне, к сожалению, пришлось работать не очень долго, Александр Александрович Панчук .
Сейчас, мы общаемся через интернет, но, в основном, это разговоры на всякие жизненные темы, о чем я тоже еще буду писать.
С ним мы познакомились, когда ЭЛТОКС был в пике своего существования, но гроза, тогда еще незаметная, уже формировалась в поднебесной наших правителей. Привет его к нам Женя Яковлев , подполковник запаса, который после перехода «на гражданку», вместе со своей женой Людой, работал у нас.
Однажды Женя пришел с очень симпатичным, невысоким, среднего телосложения, моложавым мужчиной.
Оказалось, что это и есть, знаменитый среди житомирских электронщиков, Сан Саныч, о котором я был уже изрядно наслышан.
В те годы это был сорокапятилетний полковник, кандидат технических наук, изобретатель, старший научный сотрудник, один из лучших и самых любимых преподавателей Житомирского высшего училища радиоэлектроники.
(Сейчас> Житомирский военный институт радиоэлектроники) .
Но все эти звания и титулы ничуть не мешали ему быть исключительно простым в общении, очень скромным и обаятельным.
Среди множества моих знакомых, это единственный «остепененный» инженер, который сам сочинял схемы, сам их и собирал.
Конечно, многие не считают это правильным – для пайки есть монтеры и лаборанты, для отладки – техники и инженеры, но, положа руку на сердце, должен сказать, что такой способ разработки – от схемы до образца одной головой и собственными руками, есть самый быстрый, надежный и дешевый!
Никому ничего не нужно объяснять, все сам взял и сделал…
Другое дело, что, например, я сам с удовольствием сочинял и рисовал схемы, но терпеть не мог ни паять, ни тем более, отлаживать...

Так что я инженер несколько ущербный!