О революциях

Олег Нефёдов
Как же бежит время, елки-палки!
И как же мне повезло, что довелось жить в середине прошлого и начале нынешнего веков!
Сейчас я не буду говорить о том, что на моих глазах, и смею сказать, что при моем, пусть мизерном, но непосредственном участии началась и продолжается научно-техническая революция!

Сегодня мне хочется поговорить о других революциях, двух политических революциях, о той, которой в сегодня исполнилось ДЕВЯНОСТО лет и нынешней разноцветной.

На сайте http://vip.subscribe.ru/ почитал оценки события октября 1917 года пятерых умных людей, и посмотрел результаты голосования посетителей сайта по этому поводу.
48 % проголосовавших относятся к тем событиям резко отрицательно, считая, что, если бы не революция, не было бы гражданской войны.>

Нельзя не согласиться…
Любое насилие чрезвычайно омерзительно. Тем более, что страдают больше всего не организаторы насильственных действий, а их рядовые исполнители. Мой дед, кстати, участвовал в той войне, правда мама так и не сказала, на чьей стороне, да мне, в общем-то, это и безразлично, поскольку тогда, как и сейчас происходила борьба за власть, а в таких случаях всегда гибнут люди.

Т.е. я абсолютно убежден во вреде любых революций, хоть социалистических, хоть оранжевых, тем более что они, на мой взгляд, всегда привносятся извне…

И цель у них тоже всегда одна – захват власти! А уж для чего? Другой вопрос!

Помните китайское пожелание: «Не дай вам Бог жить во времена больших перемен!»
Вот они как-то умудрились без этих самых больших перемен, безо всяких запретов коммунистических партий, потихоньку, полегоньку занимать все более значительное место в мире, хоть в экономике, хоть в технике, т.е. пошли по эволюционному, а не революционному пути.
Но ведь помню времена, когда нам рассказывали о голоде в Китае, о том, что они якобы переловили для еды практически всех воробьев и другие подобные ужасы.
А что у них сейчас?

Возможно был и другой, более мягкий путь развития России, но, тем не менее, должен сказать, что, моя оценка далеких событий начала века совпадает с ответами почти десяти процентов опрошенных – благодаря этим событиям страна стала сверхдержавой.
Так получилось, что я не был членом компартии и не потому, что меня не хотели принять в партию или я расходился с «линией», скорее наоборот, несколько раз предлагали, начиная с армейских времен, но я совершенно искренне считал, что не достоин быть коммунистом!
Не созрел!
А потом предлагать перестали, зато не наградили орденом «Трудового Красного Знамени», к которому представляли.
Как и не присвоили звания «Заслуженного рационализатора»!
Тем не менее, я очень гордился тем, что живу в Союзе Советских Социалистических Республик, крупнейшем и могущественном государстве мира, где жили действительно братские народы.

Позже, правда, выяснилось, что это не совсем так, по разным причинам.
Если говорить о Прибалтике, то мне помнится командировка в Таллин (будет статья), где я сам увидел, что там есть явное деление на «своих» и «чужих», да и уровень жизни несколько отличался от нашего.
Например, при моем тогдашнем окладе старшего инженера 165 рублей, монтер телефонной станции завода «Талэкс» получал что-то около 400, а директор раз в пять больше нашего первого секретаря обкома.

Если вспоминать о событиях последних десятилетий, то «братство» наше разрушалось искусственно и очень умело и, полагаю, одной из причин, опять таки была и остается борьба за власть, которая позволяет откусывать самые лакомые куски от остатков канувшего в лету Союза.

У меня никогда не возникало сомнений относительно того, что я живу в лучшей в мире стране и, тем более, не появлялось мысли покинуть пределы СССР, по каким бы то ни было причинам.
А несколько ребят из Житомира, в том числе один мой знакомый Юра Я. в конце 50-х годов убегали в Турцию, правда, их перехватили, кажется, в Одессе.

От чего они бежали? От социальной несправедливости?
Возможно!
Конечно, была эта самая несправедливость!..
Помню, мы когда-то с В.А. Бурбелой под утро уже шли из обкома, где делали связь, и я никак не мог взять в толк, почему В.М. Кавун, (первый секретарь обкома), получает в десять раз больше уборщицы, которая должна довольствоваться 65 рублями.
Он мне сказал, что, мол, ответственность разная.
Все равно не понимал...
Сейчас-то это кажется смешным, когда думаешь о новоиспеченых «местных» миллионерах и миллиардерах!

Может быть, ребята бежали от низкого уровня жизни?
Не знаю!
Никак не могу сказать, что мы жили богато, но, по крайней мере, на еду и на одежду почти всегда денег хватало, хотя никогда и не роскошествовали.
В трудных случаях, а они, конечно, бывали, всегда можно было попросить помощи в месткоме, можно было подрабатывать «налево»…
У меня таким «левым» заработком несколько лет были халтуры на свадьбах, а позже преподавание и работа в ОКБ.
В общем, выкручиваться при желании можно было.
Да и мама всегда работала на полторы-две ставки.
Кстати, если говорить о том, что мне наиболее близко, о техническом творчестве, которое тоже давало существенный приварок в виде вознаграждений за изобретения и рацпредложения и содействия их внедрению, то совершенно точно могу сказать, что поддержка этому важнейшему в деле выращивания инженеров направлению в мои годы была отменная.
Начиная от Дворцов пионеров, где работали масса технических кружков, (сам участвовал в авиамодельном, а потом в театральном), до общественных КБ, кооперативов, клубов самодеятельного технического творчества и т.д.

На минутку отвлекаясь упомяну, что когда в 1998 году уничтожали ЭЛТОКС, я послал телеграмму Президенту Л.Д. Кучме, где просил не дать погибнуть нашей и подобным уникальным организациям.
Тогда еще что-то оставалось от советской идеологии и, буквально на следующий день, мне позвонил из администрации Президента, кажется Ващенко (точно уже не помню, может быть и другая была фамилия!) и спросил, что я хочу. Попросил изложить в подробном письме. Потом настала целая серия жутких событий, и мне уже было не до «государственных» забот!

В общем, в те времена было точно по принципу - кто работает, тот ест.
А кто имеет хорошие возможности, тот ест хорошо!

Я когда-то проводил среди своих знакомых микроопрос: «Как вы живете?» с тремя вариантами ответов – богато, средне, бедно.
Так вот «бедными» себя назвали двое из десятка опрошенных, и как раз те, у кого в квартирах было по два-три ковра, полно хрустальной посуды, и даже были автомобили, что по тем временам никак нельзя было назвать внешними признаками бедности.

Сейчас ситуация несколько иная.
Мне до слез обидно и больно видеть на нашем базаре бывших инженеров, стариков уже, вроде меня, продающих ворованные на бывших заводах детали.
Да, может быть, это не очень талантливые люди, но это люди достойные куда большей благодарности от общества, которому они отдали лучшие годы жизни…
Но не дождутся они её. Не успеют!
Как и мой дачный сосед, почти восьмидесятилетний Константин Иванович, бывший солдат, прошедший всю войну, инженер-строитель, построивший десятки сооружений связи во многих республиках Союза, начальник проектно-конструкторского отдела областного управления связи.
Может быть те «диссиденты», о которых я говорил, бежали из-за идеологических разногласий с политикой КПСС?
Тогда возникает вопрос, - от какой идеологии они бежали и к какой?
В Союзе была действительно единая идеология, направленная на воспитание, что называется с младых ногтей, любви к своей Родине, соблюдение основополагающих моральных принципов (позже я вычитал где-то, принципы эти заимствованы от христианства), самоотдачи не только для собственного, но, в основном, общественного благополучия…
А какие идеологии насаждаются сейчас?
Любви? Братства? Чего?
Можно ли назвать нормальным идеологическим направлением призывы одной из наших партий нарожать миллион детей?
На какой основе? Чем кормить этих детей? Ножками Буша? Соевой колбасой? На чем воспитывать?
На покемонах, татушках и Гарри Поттерах?
Как-то забывают наши «выдающиеся политики», что основой благосостояния любого развитого общества является его стабильность и непрерывное экономическое развитие собственного производства.
Вот американцы и прочие европейцы вкупе с азиатами понимают это, а наши чего-то все никак не могут утихомириться и продолжают возиться в развалинах, выдергивая последние камушки из когда-то прочного фундамента…

Знакомо, правда!
«Весь мир насилья, (можно подставить – бандитов, уродов, богатства или еще чего-то рифмующегося, в соответствии с пиаром партии!) разрушим, до основанья, а затем!»
Что затем? И когда?
Конечно, в любом обществе (хоть в животном, хоть в растительном, хоть в человеческом) всегда есть чем-то недовольные особи, и существует конкурентная борьба, где выживают сильнейшие...
Но все-таки человеческая стая должна хоть как-то отличаться от волчьей? И не только еда и деньги, деньги и еда определяют смысл существования человека.
Еще же и придумывать что-то хочется! И строить! А не разрушать построенное!
Поэтому мы сегодня с Ниной поднимем рюмки за наши лучшие годы, годы, прожитые в Союзе нерушимом, республик свободных и пожелаем скорейшего счастья всем, кому сегодня приходится особенно трудно!
Выпьем и за здоровье тех, кто остался на своей Родине и хоть как-то способствует ее восстановлению, возрождению производства, а, следовательно, выращиванию не только адвокатов и супервайзеров...

Но и нового поколения обожаемых мною инженеров-творцов!