Идеал. Татьяна Октябрьская

Сборник Избранных Рассказов
Жители Геймса любят рассказывать приезжим эту историю. Вот только никто не помнит точно, когда она произошла. Я услышал ее от старого Марка, хозяина кабачка на набережной. Был уже конец сезона и Марк с женой управлялсь в своем заведении, популярном в любое время года, сами, отпустив прислугу, кроме одной довольно шустрой девчонки лет шестнадцати на вид. Марк уверял слушателей, которыми в тот вечер были немногочисленные посетители кабачка, что слышал ее от своей бабки. А его жена Сантуцца, красивая даже и сейчас в свои шестьдесят лет, спорила с ним, уперев руки в бока, когда услышала, что ее муженек опять самозабвенно рассказывает про Виктора и Марию любопытным, потягивая вино из своей потерявшей цвет кружки. «Что ж, - говорил он, - раз вы не знаете, я расскажу вам о том, как он погубил себя и свой талант. Все случилось из-за женщины, все беды, как известно, случаются от них. Ох, и красавица она была!»: «Что ты мелешь, старый пьянчужка! Тебе бы только сидеть и рассказывать сказки добрым людям. Они хотят послушать интересную историю, а ты все про свою Марию с Виктором, да и приврать не прочь. Бабка твоя еще и не приехала в наш город, когда это случилось. Вы ведь неизвестно откуда появились у нас. Как же она могла знать про Виктора и Марию?» - вот что кричала ему Сантуцца, посмеиваясь и глаза стали веселыми и молодыми.. «Это верно… Приехали мы издалека,- ответил ей Марк, с тех пор у вас в городе появилось много красивых детишек, мой дед был мастак на это!» Слушатели стали смеяться, и громче всех смеялась Сантуцца. Она умеет смеятся так, что серебряные украшения у нее на шее звенят и подпрыгивают на груди, и от этого она становится еще красивее и моложе. Приятно смотреть на смеющуюся Сантуццу. Говорят, в молодости она была первой красавицей в городе, многие парни старались понравиться ей, а вот неожиданно появился Марк, и она выбрала его себе в мужья. Всего то один раз они повстречались на улице, а потом еще на берегу моря. Сантуцца в тот день поздно вернулась домой, и отец промолчал, но она поняла, что он недоволен. В городе, несмотря на наличие небольшого порта, и летнего наплыва богатых и не очень богатых иностранцев, желающих полюбоваться здешними местами, довольно строго воспитывали девушек. На этот раз все устроилось благополучно – на следующий день Марк поговорил не более получаса с отцом Сантуцци и тот дал согласие на их брак. Они и сейчас оставались такими же довольными друг другом, как в молодости, несмотря на различие характеров.

«Жили в нашем городе парень и девушка. Парня звали Виктор, он был художник, мог нарисовать все! Он мог нарисовать даже дуновение ветра и шум моря – вот какой это был художник! Попробуйте найти такого! Когда люди смотрели на его картины, они забывали про свои горести. Виктор был сыном знатного человека, родом из наших краев, да только отец не хотел его признавать. Парень очень хотел увидеться со своим отцом, но случилось это нескоро. На другом краю города жила Мария. Она была сиротой и воспитывалась бабушкой, которая и научила ее петь песни. Марию любили все, ее песни раздавались на каждом празднике и заставляли людей смеяться и плакать. Она знала даже старинные песни, которых сейчас уже не поет никто. Ее кудри сливались с веснушками на лице, когда она бежала по улицам и напевала. Она всегда напевала что-нибудь, и люди улыбались ей. Говорят, даже птицы умолкали, когда пела она».

Марк помолчал, как будто вспоминая что-то, а, может быть, просто прислушался к шуму моря, и продолжал свой рассказ: «Случилось так, что молодые люди повстречались однажды и с тех пор они всегда появлялись вместе. В присутствии Виктора Мария пела особенно красиво, как будто хотела сказать в своей песне что-то важное ему одному. Но приличной девушке нельзя первой признаваться в своих чувствах. В нашем городе очень строго воспитывают девушек. Верно, Сантуцца?»- обращался Марк к своей супруге, подмигивая ей. «Уж это верно! За мной строго следили родители и братья.» - отвечала она, и в глазах ее почему-то опять появлялись веселые искорки.

«Мечтой Виктора было выучиться на художника. Иногда он неожиданно оставлял свою подругу и убегал работать. А чаще всего они оба шли в его мастерскую на берегу моря. Виктор писал свои картины, а Мария любовалась им и напевала что-нибудь. Виктор говорил, что ее пение помогает ему в работе. Когда картина была готова, он отдавал ее на продажу. Много картин Виктора было в нашем городе, но еще больше разъехались со своими новыми хозяевами по свету. Виктор мечтал учиться в академии, я для этого были нужны деньги. Много денег. Нужно было продать очень много картин. «Напиши мой портрет, пожалуйста»,- попросила однажды Мария. Виктор посмотрел на нее и рассмеялся. «Я рисую только то, что прекрасно. Взгляни на этот закат – он больше не повторится таким как сегодня. Если я не нарисую его - люди не увидят этой красоты. Кроме того, за эти картины платят хорошие деньги, а ты же знаешь, мне надо учиться. Поскорей бы уехать отсюда и начать учебу!». «А как же я?»,- спросила Мария. «Я никогда не оставлю тебя,- успокаивал ее Виктор, целуя свою подругу,-. «Как только я выучусь, мы поженимся, и ты будешь жить во дворце! И там будет висеть твой портрет во весь рост. Не расстраивайся, пожалуйста, лучше спой мою любимую песню. Я обязательно нарисую тебя, когда будет свободное время. Это будет самый красивый портрет, и я подарю его тебе!»

Марк опять помолчал, отхлебнул вина и продолжал:
- Люди рассказывают, что однажды в городе появилась интересная пара приезжих, пожелавшая остаться на весь сезон. Это был известный столичный художник со своей сестрой. Увидев работы Виктора, художник заинтересовался ими. Он заглянул в мастерскую молодого человека, долго рассматривал его работы и, наконец, сказал, что такой талант нужно обязательно развивать. «Вам непременно надо поступить в академию! Я постараюсь Вам помочь» - так сказал Виктору знаменитый мастер. А он-то уж знал, что говорил. Мария радовалась неожиданному успеху своего возлюбленного. Она кружилась по мастерской и пела от счастья, как будто забыв, что помощь мастера ускорит отъезд Виктора. Такой и застал ее мастер – поющей от счастья. «Кто ты, красавица?» - так спросил он Марию и почтительно взял ее за руку. «Взгляните, как горят ее глаза! А волосы – в них словно живет солнечный свет! Нет, я непременно должен написать ее! Вы не против, сударыня?» - обратился он к Марии. Бедная девушка не знала что ответить такому важному господину. «Она мечтает о портрете, - ответил за нее Виктор, - а мне все время некогда!» «Ну, если Ваша подруга не против, я напишу ее портрет»-, сказал мастер, и как то странно посмотрел на Виктора. «Я не против»,- быстро отозвалась Мария, она была рада, что Виктор будет работать с таким знаменитым художником, и она будет рядом. «Замечательно! Завтра же и начнем, а еще лучше – сегодня!» - воскликнул мастер. Он сделал в этот день несколько набросков портрета Марии, а Виктор стоял рядом и внимательно наблюдал за его работой. Они хранятся у нас, эти рисунки!»- торжественно заявил Марк.- «Мы с Сантуццей никогда с ними не расстанемся. Но посмотреть на них можно»

«Так вот и работали они вместе целый день, и вместе пили молодое вино, и мастер много рассказывал Марии разных смешных историй. Ему нравилось слушать ее смех. Виктор же был задумчив, он мечтал о том дне, когда начнется его обучение. А потом он станет таким же известным, как этот господин. Мария пела старинные песни, и мастер слушал ее, забыв обо всем. Так красиво она пела! Я же говорил вам, никто не мог остаться равнодушным.
А на следующий день пришла она. Сестра художника. Она захотела взглянуть, как они работают. А скорее всего, ей просто надоело гулять по набережной. Ей вообще все быстро надоедало. Красавица она была необыкновенная! Куда там нашим девушкам с их смуглой от загара кожей! Ее кожа была такая белая, словно прозрачная, и светилась вся она. Платье на ней было из таких тонких кружев, я таких сроду не видал, и все оно светилось тоже. Словом красавица!»

-« Ты так говоришь, словно видел ее!»,- рассмеялась Сантуцца над своим супругом.
«Не перебивай меня, женщина! Она должна была быть именно такой. Если бы она не была такой, ничего бы не случилось. А случилось вот что… Увидела эта красотка Лиана, так ее звали Виктора и непременно захотела, чтобы он ее написал тоже.»

-Диана! Ее звали Диана, - поправила его Сантуцца.
- А по мне как угодно ее звали, только она то испортила все!
- Что испортила? Рассказывай толком, а то люди не поймут, о чем ты.
- Стала эта Диана просить Виктора написать ее портрет. А тот, как увидел ее, сразу забыл и Марию и все на свете. Мастер уже закончил портрет Марии, а Виктор все писал эту Диану. Один портрет, другой, третий… Остановиться не может, только о ней и думает. Словом, все лето рисовал он ее, а про Марию забыл совсем. Словно и нет ее больше. Бедная девушка по городу стыдилась ходить, ей казалось, что все смеются над ней. Хотя никто и не думал смеяться, все любили Марию. Кончилось лето. Вся мастерская Виктора заставлена портретами Дианы, где только нет их! Каждый поворот головы, каждый взгляд – все было на этих портретах. Художник уехал давно, а перед отъездом напомнил Виктору об учебе и сказал, что сестра его замужем, но любит кружить головы молодым людям. Только поздно он сказал это – не услышал его Виктор. Главным для него стала возможность видеть свою Диану и писать ее. «Я нашел идеал красоты! - так отвечал он тем, кто расспрашивал его, почему он пишет только Диану. Словом, портретов набралось множество, а ему все мало. И задумали они с этой красавицей Дианой вот что.

Тут Марк окончательно нахмурился и замолчал. Молчание его было долгим, словно он раздумывал, стоит ли говорить дальше. И, наконец, продолжил свой рассказ:
-Напиши меня, стоящую на вершине скалы! И чтобы все ветры обвивали меня!- так приказала Диана Виктору однажды. А дело было уже осенью, ветры в наших краях нешуточные. Долго работал Виктор, а портрет все не получался таким, каким он хотел увидеть его. И тогда решили они попросить Марию, чтобы она пела ему, как раньше! И она согласилась. И пела она ему целый день, пока он не закончил свою работу. А вечером, придя домой, слегла в постель и больше уже не поднималась. Все свои силы она истратила в этот день, столько боли перенесла она, глядя, как Виктор влюбленными глазами смотрит на прекрасную Диану, что заболела и петь уже больше не могла. Ее прекрасный голос унесли ветры в море. А может быть, жестокость Виктора погубила его. Не знаю. Только больше люди не слышали ее, а вскоре она и вовсе исчезла из города. Поговаривали, что она умерла от горя.

Закончил, наконец, Виктор портрет своей Дианы. Собрался было следующий писать, а только она тут и заявляет ему, что завтра уезжает навсегда и если он хочет ее видеть, может следом поехать. Как раз начиналась учеба в академии, и художник прислал обещанные деньги на обучение. Виктор, не раздумывая, уехал в столицу следом за Дианой, она запретила ему ехать вместе. И в столице они виделись только с ее разрешения. Не хотела красавица, чтобы муж узнал о том, что она провела все лето с художником. Взяла она с собой только два портрета, которые особенно нравились ей. И правду сказать, хороша была необыкновенно. В столице знатные люди часто приходили в дом, где жила Диана со своим мужем. Всем нравились ее портреты. Еще бы! Всю душу вложил Виктор в эти работы.

Так прошло немало времени. Виктор закончил академию, отец признал его, да вскоре и умер, оставив сыну все свое состояние. А надо сказать, что все это время Виктор продолжал писать портреты своего идеала. Даже когда Диана уезжала из города, он писал ее по памяти. Друзей у него не было. В дом к нему редко кто заходил. Да и не дом это был уже, а музей. Всюду висели, стояли портреты прекрасной Дианы. И каждому, кто приходил к нему Виктор любил показывать эти портреты. Но люди устроены так, что им надоедает смотреть на одно и то же, даже если это чей-то идеал. Поэтому и не осталось друзей у Виктора. Да они и не нужны были ему.

Не скажу, когда это было, а только в тот год в столице в честь какого-то события была большая выставка работ самых известных художников. Готовился к ней и Виктор. Он решил выставить тот портрет Дианы, где она на скале стояла и ветры кружили над ней. Диана тоже готовилась к очередному успеху. А только не вышло на этот раз все по-ихнему!
Картина Виктора имела успех, но не такой, которого он ожидал… А лучшей была признана работа мастера. И называлась она «Мадонна с младенцем». Только на восьмой день, когда основные посетители уже побывали на выставке, решился Виктор посмотреть на работу своего учителя. Зашел он в зал, народу там почти уже не было, и картина была хорошо видна. Подошел к ней Виктор, и застыл в изумлении. Никогда еще он не видел такой замечательной работы. Мадонна склонилась над младенцем, играя с ним, и одновременно защищая его. В ее глазах была такая любовь и страдание, как будто она заранее предвидела страдания сына и старалась предотвратить неизбежное. Именно эта неизбежность страдания в глазах мадонны поражала более всего. А главное – это были глаза Марии! Именно с нее писал мастер свою знаменитую работу!

Все случилось так, как обещал в свое время Виктор. Мария жила во дворце. Мастер увез ее из нашего городка, только никто не знал, когда это произошло, и все считали Марию умершей. А она поправилась и расцвела, окруженная любовью и вниманием мастера, полюбившего ее еще при первой встрече.

Долго стоял Виктор перед картиной, словно вспоминая свою жизнь, потом выбежал из галереи и направился к себе домой. Впервые в жизни он увидел свое жилище глазами тех, кто старался скорее покинуть его. Повсюду его преследовали Дианы. Уж поверьте мне - много работ написал Виктор за эти годы. Все старался увековечить свой идеал. На этот раз он тоже бросился к холсту и стал писать. Он писал Марию по памяти, такую, какой она была в молодости. Работал он всю ночь до утра, а когда рассвело, взглянул на портрет – и ужаснулся: на него смотрела очередная Диана и улыбалась. И такой отвратительной показалась ему эта улыбка, что он решил уничтожить в тот день весь свой многолетний труд. А так как сделать это было сложно, он поджег свой дом. Ни одного изображения идеала не осталось, кроме тех двух, что висели в доме Дианы и третьего, на выставке.


Вот так закончилась история Виктора и Марии. Долго он еще пытался написать портрет своей возлюбленной, но выходило все хуже и хуже. В конце концов, его полотна стали представлять собой бессмысленную мазню, и его самого поместили в больницу.
Мастер и Мария навещали его, только он не узнавал их больше.

Вот, что бывает с тем, кто предает свою любовь. Бог наказывает его и лишает разума, - так закончил свой рассказ старый Марк. К этому времени Сантуцца уже сидела рядом с ним, и рука ее была накрыта рукой Марка. Да и парочки, сидевшие вокруг них, теснее прижались, словно боялись потерять друг друга именно сегодня. Постепенно посетители стали расходиться по домам. Не знаю, как они, а я в этот вечер чувствовал себя особенно одиноко.




© Copyright: Татьяна Октябрьская, 2007
Свидетельство о публикации №2708240011