Прощай, моя деревня. Глава 5

Фаина Канашева
Простившись с колодцем, я пошла дальше. Поднялась на небольшую горку и остановилась. Внизу была неглубокая яма, заросшая высокой , сочной травой. Я осторожно обошла эту яму.

И, вдруг, узнала. Это же наш подпол. На нем стоял мой родной дом! Сердечко мое забилось сильнее, из глаз потекли слезы.
Воспоминания нахлынули на меня снежной лавиной и унесли мысленно в годы тогдашней деревенской жизни, в мое дошкольное детство....
 
Наш деревянный дом в три окна, построен моим отцом и мамой. До постройки дома жили в доме отцовой матери (где живет Нина, только дом был другой).

А когда младший брат отца женился и привел жену к матери в дом, жить, конечно, стало тесно. У отца с матерью уже родилась первая дочь, моя старшая сестра.

В доме проживало шесть человек, а дом не такой уж большой. Был среди братьев раздел. Младший сын остался в доме матери, моей бабушки, а отцу достался амбар, лошадь.

Потому моим родителям пришлось покупать лес и строить дом, в котором позже я и моя младшая сестра родились.
Окна в доме смотрели на восток. Под окнами - завалинка. С крыльца входишь в сени, а из них в помещение дома.

Налево стояла русская печь. Между ней и стеной на запад был небольшой закуток, где стоял большой сундук.
А когда телилась корова, сундук переносился в другое место, на пол стелили солому, и мама с радостью вносила теленочка и ставила его в закуток.

Иногда там стоял и рожденный от нашей кобылы жеребеночек. Наверху закутка сделаны из досок полати. Там лежало зерно, лук и что-нибудь из старой одежды. На южной стене печки были три печурки, выдолбленные в кирпичах. В них сушили носки, варежки.

На печке сидеть или лежать было приятно. Там было всегда тепло. На горячих кирпичах с подстилкой хорошо было согреваться после улицы в зимнее время. Вообщем - грелка, что надо.

С восточной стороны печи было отверстие полукруглое, вход во внутрь печи. Отверстие закрывалось железной заслонкой.
Впереди отверстия - шесток, где стояли чугунки, утюг с трубой и углями, сковородки. Ниже шостка - отверстие под печкой. Туда складывались кочережки, ухваты, деревянные лопаты и другие приспособления для печи.

Топилась печь из кухни. Она была отгорожена от основной комнаты досками. Вход в кухню был отгорожен ситцевой занавеской.
Кухня с одним окошком. На северной ее стене висела деревянная полка, на ней стояли глинянные блюда, деревянные ложки, ножи и небольшие чугунки.

С южной стороны стояла скамейка, на ней оцинкованные ведра с водой. В одном ведре висел деревянный ковшик, из которого пили воду.

У окна на табуретке стоял самовар - гордость каждой семьи.
В общей комнате на кухонной стенке был прибит шкафчик деревянный с дверцами. В нем хранилась чайная посуда. Перед окнами стояла длинная лавка (скамейка) деревянная. По южной стене другая.

Рядом с ними стоял деревянный четырехугольный стол, сбитый из досок. На нем ни скатерти, ни клеенки не было. О них я не знала.
Над столом в углу стояли на полке три иконы, у которых постоянно горела лампадка.

К западу от стола сложена для тепла печь-голландка от пола до потолка. Она топилась раз в день: дрова клали в отверстие, открыв железную дверцу. Ниже отверстие небольшое и тоже закрыто маленькой железной дверцей, оттуда совком выгребали угли и золу.

Рядом с голландкой стояла деревянная кровать моих родителей. Мы - дети спали на другой кровати, сделанной из досок, стоявшей у стены печи. Матрасы набивали соломой. Так было во всей деревне.
(Продолжение следует).