Моя мама

Ольга Реймова
/Фотография моей мамы, 1932 год/
================================

Мама, как всегда мне светло с тобой.
Мама, всюду вижу я образ твой.
В горе - молчаливая.
В праздник - хлопотливая.
Мама! Милая мама!
(Пела К. Шульженко)
 
Моя мама родилась 20.02.1904(7.02), умерла 2 июля 1985 года.
       
Для каждого человека мама единственная и неповторимая. Она самая красивая. Самая лучшая на свете.

И сколько бы не было нам лет, воспоминания о маме греют, и ты видишь себя маленьким, беззащитным созданием, которое бережно охраняют её тепло, ласка, забота.

Уже давно нет моей мамы, но всегда хочется с ней поделиться самым сокровенным, хочется спросить совета у неё и подумать, как бы она поступила, чтобы она сказала?

В памяти нашей остались её мысли, взгляды, суждения. В трудные минуты жизни я до сих пор мысленно обращаюсь к ней, моей милой и дорогой маме.

Она была очень уравновешенным человеком, несмотря на все невзгоды судьбы. Никогда не повышала голоса, голос был тихий, спокойный.

Если она недовольна чем-то, то могла это выразить в спокойном тоне, могла объяснить, почему это плохо. От детей своих никогда ничего не требовала силой. Умела себя держать с нами так, что заслуживала наше уважение и доверие.

Мы все (нас осталось в живых трое, а было у неё шестеро детей) доверяли ей свои тайны, она была в курсе всех наших дел.

Мы не боялись сказать ей правду, так как знали, что она нас всегда поймёт. К нашей учёбе относилась спокойно, видела, кто из детей на что способен и не требовала невозможного.

Нам с ней так было хорошо. Она себя так поставила в семье, что мы даже и не думали ей когда-нибудь нагрубить. Наверное потому, что она нас понимала и принимала такими, какими мы были.

Но друзей и подруг отсеивала очень тактично. Она была очень хорошим психологом. И стоило ей поговорить, уже понимала, кто есть кто. И давала нам советы быть осмотрительными.

Мой брат, который погиб на фронте, очень восхищался её проницательности и всегда спрашивал, что она думает о его друзьях. В его подростковом возрасте ей пришлось нелегко, но она своего добилась.

Мама очень любила своих внуков. Всех вырастила. У неё трое внуков и все прошли через её ласковые чуткие руки.

С мужем, нашим отцом, была полная гармония. Они так прожили жизнь дружно и преданно, что были друг другу не только супругами, а более близкими, родными людьми.Их забота друг о друге, ненавязчивая, не показная, а искренняя и душевная.

Мама очень любила читать, читала запоем. Ею были перечитана вся русская и зарубежная классика. Потом уже читала современную литературу. Ей не вся современная нравилась. И периодику читала всю. Мне приходилось выписывать очень много журналов и литературных тоже: Москва, Знамя, Роман-газета, Иностранная литература, Современник, Юность, Огонёк, Смена. Да разве всё перечислишь! Читала пока видели глаза.

Любимый её писатель А.П. Чехов. Его могла читать и перечитывать без конца.
А после того как все мы прочитаем какое-нибудь произведение, обязательно обсуждали, делились впечатлением.

Я с мамой прожила 45 лет. Она знала все мои тайны и всё-всё обо мне. Все говорили, что я её кислород. Но и она тоже была для меня всем. Я и сейчас в очень солидном возрасте ощущаю её отсутствие.

В семье мама создала атмосферу любви, доверия и тепла. Нам всегда хотелось домой. Кроме всего этого, мама отличалась женственностью и красотой.

Прожила 81 год. Последние четыре года была парализована. Часто приходилось вызывать скорую помощь. И нам везло на хороших внимательных врачей.

Они никогда не называли её бабушкой. Спрашивали её имя и отчество и обязательно говорили комплимент: «Мария Ивановна, какая Вы красивая!»
Все, у кого есть мама, берегите её, наслаждайтесь этим временем, пока она с вами.

***