RapиRnB

Вадим Чечнев
       Где-то в конце 80-х годов в нашу страну пришел еще один заокеанский черный "чёрный" стиль(после "Джаза") под названием «Рэп».Это такой жесткий ритмичный речетатив(само слово "рэп" переводится с английского как «стук»),в отличии от джаза не требующий виртуозного владения инструментами и обладания незаурядными вокальными данными.Черные рэпперы (а именно в черных кварталах он зародился) делали ставку на напор энергии, исходящей от вокалистов, на смысл того, что они хотели поведать слушателю. Тут не было места ласковым мелодиям, романтическим нежностям – черная молодежь пела о, том, как тяжко им жилось в своих гетто, каково испытывать презрение по расовому признаку, поминали они недобрым словом полицию, тюрьму и межклановые разборки.
       Их одежды в виде широких бесформенных джинсов и толстовок с капюшонами с бейсболками на голове говорили об их положении. Но поначалу многие рэпперы даже и такой роскоши не имели – пели на своих концертах в спортивных костюмах в вязаных шапках, на ногах – кроссовки из сэконд-хэнда. Стрижки короткие – «площадка» или «полубокс», а то и просто «наголо».
       Короче говоря, царил поначалу аскетизм и какая-то даже социальная подоплека, выражаемая в желании признания равноправия. О том и пели наши черные товарищи.
       Затем, где-то в середине 90-х, «рэп» почему-то стал называться «хип-хопом», хотя поначалу так назывался танец, который не требовал никакой сложной подготовки, сопровождал выступление рэпперов, но далеко не всегда, ибо порой всплывали такие темы, что, откровенно говоря , было совсем не до танцев. Рэп стал легчать, обильно разбавляться аранжировками, смешиваться, то с регги (наверно наиболее близкий рэпу стиль)-родился раггомофин, попсой- родился бэп, с техно и вышел техно-рэп, с роком и даже классикой – родились rapsody.Сам рэп стал сопровождаться брейк дансом – сыном брейка и хип – хопом .В песнях уже все меньше стало негатива, появились женские голоса .Стали сниматься роскошные клипы. Сам стиль стал популярен во всем мире, причем стал пронизывать не только низы, но и все остальные слои общества, ибо во – первых, его полюбило очень много белых людей, во-вторых, сами рэпперы из числа популярных стали богатеть.
       И что ж с того вышло? А что бывает с девочкой, которая вдруг, не нарастив себе мозги, созревает телесно и начинает этим страшно гордиться? Как это выглядит? Совершенно верно – это выглядит весьма пошло. Так же и негры-музыканты, став богаче многих белых уже перестали взывать к социальной справедливости, сетовать на расовую дискриминацию и вообще совсем оторвались от своего же простого люда. Разве с развитием рэпа куда – то делась в негритянских гетто проблема детской преступности, безработицы, наркомании, бедности, расовой дискриминации? Никуда. Просто черные мажоры изобрели(в начале 21 века) новый стиль под названием R’n’B-Rich and Beautiful («Богатые и красивые»), где уже вы не увидите ни бедных кварталов, ни драматических сцен, ни захватывающих погонь, ни душещипательных мелодий, ни надрывного речетатива. Зато куча полуголых стриптизерш, роскошная обстановка виллы, супермодные тачки, хитромудрые прически, килограммы золотых украшений, изобилие нелепой, но дорогой одежды, размеренный сытый темп, упор на короткие юбки и слащавые фальцетные голоса и надменное негритянское бормотание – все это будет сопровождать каждый клип, ибо это – непременные атрибуты РнБ. всё это плавно очует из клипа в клип, не балуя разнообразием сюжета, меняются лишь лица.О чем они там поют, догадаться не мудрено – разбогатевшие «низы» хвалятся как им круто там «наверху». Не знаю, читал ли кто – нибудь из них Фромма (если вообще кто-то это любит делать), но он считал, что раб, достигший господства, но не избавившийся от психологии раба, еще хуже изначальных господ, ибо все это нелепо.Афроамериканцы были когда-то рабами в Америке,а теперь стремятся быть господами. Стремление быть выше похвально. Но психология...
       Вовсе не ставлю себе целью побрюзжать на богатеньких «красавцев» -отнюдь. Просто они должны осознавать, что на них смотрят миллионы и многие стремятся повторять. И если эти «кумиры» учат тому, что надо в этой жизни разбогатеть и все спустить на бассейны, гулянки, доступных девок и при этом кичиться, то Бог им судья. Он позволил им подняться из дерьма. А надо было? По ним видно, что для искушения деньгами и славой они не готовы ни морально, ни интеллектуально. Хотя, конечно , мажорство и снобизм не имеют расы.

К нам в страну рэп проник в конце 80-х,также в середине 90-х «назвался» хип-хопом и в начале 21 века уже появились деятели РнБ.
Причем у нас рэп имеет особенности. Проблема засилия негров у нас не стоит, а среди беднейших полукриминальных слоев сами же белые люди. Но они-то как раз рэп и не восприняли, сохраняя верность шансону и попсе. Зато рэп стал музыкой городских окраин спальных районов.К черному напору добавился белый интеллект, темы про бедность, наркоманию и произвол ментов никуда не делись,а вот вместо расовых притеснений стали петь про городскую тоску, неудачную любовь и разрушение экологии. Появились и вполне даже философские вещи.
Поклонники рэпа организовались в отдельную субкультуру, но не на классовой почве. Конечно это были белые люди,но у которых были «черные» авторитеты.
И всё же широким массам название большинства рэп-групп и исполнителей ни о чем не говорит. Они известны в основном в альтернативной среде.
Зато те, кто при хорошей поддержке стал заниматься РнБ, загремел на всю страну. Их «лирика» вся пропитана самодовольством(хотя их вид на мой взгляд нелеп), хвастовством(извините- те же негры в большинстве своем познали в детстве «вкус бамбуковой палки», а это зачастую - детки продюсеров, да и те, кто с ними заодно, - что они видели, кроме мультиков и пончиков?), они не стесняясь кичатся своими тачками, украшениями, деньгами и слепо подражают чужой развязности с обезьяньим азартом. Они тесно связаны с попсой и сами по своей сути ничем от нее не отличаются. Они часто пиарятся и зарабатывают на совместных концертах. Их образ жизни – весь по горло выражен в стремлении переплюнуть богему. Есть лишь одна проблемка – одни только позолоченные цепи, толстые кошельки, да навороченные тачки ума не прибавляют – что нам и продемонстрировали в свое время богатые жлобы, прозванные зачем-то «новыми русскими»…Ничего в них нового и русского в культурном плане не было...

Хотя и в США, и у нас есть коллективы в стиле «рэп», которые все же гнут свою линию, - ведь социальных, политических и нравственных проблем за 20 лет меньше не стало, да и разнообразие рэпа еще далеко не исчерпано…


       25.10.06.