Kak Лев Толстой меня из Турции вызволил...

Григорий Сухман
Идея у меня с детства – посмотреть на Элладу воочию – была...Я же не виноват,что в 15в.
Турки окончательно под себя эту страну перестроили (не путать с мероприятием товарища
Горбачёва!). Древняя Греция, Ахилл в Трое, Пергам с Трапезундом, Диоген в бочке всегда волновали воображение моё, не давая спокойно жить: есть время, место, добавь деньги да желание – и радуйся, вспоминай, улыбайся узнаванию. И решился осуществить. Прилетел в Стамбул, взял напрокат машину – и вперёд, точнее – на восток. Вот и Никея древняя позади с озером, где пляж и рыбалка, Троя , Гомером воспетая, Смирна, волшебные источники в Памукале, где Клеопатра свою красоту продлевала, и царь Пергама (пергамент – оттуда родом), горы Тавра с курортным ныне местом, Анталией – всё по плану, двигаемся в сторону Арарата, глянуть на ковчег Ноев...Седьмая ночь путешествия, ночуем на берегу моря, коптим рыбку на костре, леврек, под шум прибоя засыпаем.Рядом гудит шумная трасса Анталия-Алания, но участники безмятежны, сыты,расслаблены. А зря...
       Ибо утром мы вылезли из палатки обобранные под чистую. Стекло у машины разбито, все документы и деньги – в чужих карманах. Возможно, нас «пасли»жители домов через дорогу, одинокая машина, туристы безъязыкие – отчего не «побаловаться»?Исчезли и билеты, и карточка «Виза», всё что осталось – полбака бензина, полбуханки хлеба, рыбка с костра да чай. Вызванная полиция только руками развела. Мы-то ждали собаку, отпечатки пальцев, криминалистов...Хрен! Да и разговор у нас не клеился: из четырёх языков, на которых я пытался горечь чувств излить, турок знал только пятый, родной , оказавшийся турецким.. . Хорошо хоть, что в казарме полицейской нас угостили какой-то едой, связались по своим каналам с послом израильским, Одедом – с ним-то я и поговорил прямо из кабинета начальника жандармерии, на иврите, разумеется.- Господин посол, я, обобранный до нитки, нахожусь там-то. Мне нужны документы, деньги и срочная отмена карточки «Виза». Он мне и отвечает: - Приезжай в Анкару, а лучше в Стамбул, сделаем что-нибудь. А деньги пусть твои родственники через «Вестерн Унион» переведут, это – не мой круг проблем...Знаешь что, я тебя сейчас кое с кем свяжу, а потом перезвоню проверить. Сейчас мне некогда!(Ещё бы – это было время визита Ариэля Шарона в Турцию). Действительно, слышу голосок в телефоне: - Говорит Ронит из консульства в Стамбуле. Меня попросили тебе помочь. В чём проблема? Пересказал. – Ну, так приезжай сюда, разберёмся! – Да у меня же денег нет! – «Это уже твои проблемы!»- и разъединилась...Я – в шоке, турки, судя по мордашкам – тоже. Сидим, чай пьём...В голове у меня английская поговорочка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».Но на каком языке-то спасение предусмотрено? Об этом в поговорке ни гу-гу...Ко времени заката нас выставили за ворота – намаз у людей, нечего тут чужакам ошиваться, их можно понять, тем более посол со товарищи исчез, а попытка вызвонить его ещё разок провалилась. Турок улыбаться перестал совсем, написал бумагу важную, что, мол, обокрадены, показал направление на Аланию – и был таков. А мне – ложись и помирай!
       Почему-то наступил вечер. Алания встретила нас вереницей кафешек, в которые я заходил выяснить дислокацию муниципальных органов, но местный житель упрямо не вступал в контакт. Вот тут-то мне и свалилось счастье на голову: за столиком кафе некий чувак болтает о чём-то родном с таким же, в ногах – сумка, а в ней книга. Русская! Л.Н.Толстой «Война и мир»...Я в ножки к нему: «Милок, выручай!»- А ты откуда русский-то знаешь? – Да родился я там!- отвечаю,- А вот ты-то классику зачем преодолеваешь чужестранную? -Да у меня девушка была русская, но уехала, хоть я и любил её...Не подходит мне твой культурный уровень, сказала, ни Толстого не знаешь, ни Достоевского. Скучаю я за ней очень, вот, уровень начал повышать,- он кивнул на книгу...О таком развитии событий я и не мечтал! Ночь мы провели, прикармливая местных комаров, а утром Ахмет, так называлась местная разновидность Ромео, таки пробил приём в местном горсовете, где нам выдали три бесплатных билета в Анкару – мол, в посольстве поймут...Как мне помогут, я уже знал по вчерашним контактам, а посему никакого восторга не испытал. Кроме того, в горсовете не поняли, что мне бы весьма желательно каким-то образом и машину вернуть фирме проката, ведь её хозяин шутку, бросание его машины чёрт знает где, наверняка не оценит...Короче, цеплять легковушку к рейсовому автобусу на Стамбул почему-то отказались наотрез! Тут меня и осенило! – «Ахмет а нет ли в этой дыре интернет-кафе?»- «Есть,- говорит, и мой друг там работает!»-(у него весь город друзья, не то что у некоторых иностранцев обобранных). Интернетовского адреса своего банка я не знал, зато хозяин заведения – сюрприз!- владел немецким! Ура, есть контакт! Нет-нет, мы не стали обсуждать с ним недостатки Карла Маркса и гениальность Иммануила Канта, благословенна их память, а как-то сразу вышли на справочную службу телефонов в Израиле. Надо заметить, что карточки с телефонами экстренной связи, выданные в аэропорту,там не работали – турецкие операторы наотрез отказывались «бесплатно»(это за мой-то счёт!) соединять меня с моей копилкой, заразы...А вот Мустафе – так звали друга моего Ромео – не отказали! Технология получения суммы 800 долларов, заняла двое суток и 5(пять!)посещений родного банка Мустафы - это отдельный рассказ, ибо в результате он выучил все русские выражения с нехорошими словами, которым нет аналогов не только в немецком, но даже в турецком языке. Кстати, пригласил всю несчастную семью мою переночевать к себе. Между прочим, он инвалид по труду стопроцентный: правые рука и нога сгорели у него при коротком замыканиии – 15 тысяч вольт...Умудрился не только выжить, но остаться на эту жизнь не обиженным – сказал, что вера ему помогла, мусульманская, родная, а родился он – в Германии.... Разумеется, все суммы, затраченные Мустафой на переговоры, включая и замену выбитого ворами стекла, были мною компенсированы. В качестве подарка благородный Мустафа просил выслать ему приглашение в Израиль, что я и сделал, но визит не последовал по неведомой мне причине. Что мы заехали в Анкару,можно и опустить – нас там (в отличие от Шарона) совершенно не ждали, но это не страшно – все целы, деньги есть, документы подождут – привет, Араратка! Жаль, на восхождение времени не хватило, трое суток простоя таки сказались на графике движения. Зато в знаменитых городах древней Армении, державших оборону против угроз восточных- Карсе, Эрзуруме, Ардануче – побывали. Какое озеро Ван изумительное! Только вот вода в нём разочаровала: купаться приятно(+22 по Цельсию),а вот на вкус...Нет-нет, не солёное, а противное – раствор двууглекислой соды...А на карте-то оно выглядит пресным! Но сардины там: во-первых, отменные,а во-вторых – дешёвые, за два кило рыбак взял один доллар! Я их засолил,закоптил не только до Стамбула – до Иерусалима хватило, гостей ещё угощали...Но это будет через неделю, по дороге и озеро Нимрут с рыбалкой, и заснеженная громада Арарата, и тюрьма в Синопе (меня приняли за курда, угнавшего турецкую машину, сидеть бы мне до приезда консула родного, занятого, как мне известно, персоной не моей, а господина Шарона, да сокамерник подсказал волшебное слово «бакшиш»:за 30 долларов тут же освободили). А волшебная бумага-то, где «обокрадены подчистую» написано, не раз пригодилась...В консульство израильское в Стамбуле без документа не пускают. А какая от неё экономия! Кому? Водителю! Раз пошёл на обгон, как и все порядочные турки, в не очень приспособленном для этого месте, а за поворотом – полиция...Кто не хочет дать на лапу – получает штраф, а это ещё круче бакшиша, ибо ты представителя власти как бы обижаешь. Тамошний мент и ко мне лапу протянул – а я ему бумагу с печатью...Тут я и рта не открывал, обошёлся, а блюститель правил дорожных мне широко так улыбнулся – как хочешь, так и понимай, то ли он передо мной, горемыкой, извинялся, то ли его досада одолела, что привар его родной более ловкий коллега по промыслам оформил...Это сейчас, вернувшись, писать весело, а тогда...Если бы Лев Толстой знал, как он людям помогает, и на том свете бы улыбнулся, или что-то путное написал, например, «Турецкий Ромео и русская Юлечка».