ПМЖ послесловие

Саблезубая Мышь
Миллионы советских граждан испытали на себе радости коллективного существования. И не потому, что быдло или лимита! Не по собственной воле профессура готовила себе завтрак на кухне, где электрик похмелялся одеколоном "Саша". Но так жили. Хорошо, плохо, дружно, уставая друг от друга и не переставая надеяться на заботу властей предусматривающую очередь на жилье. Очередь мерялась десятками лет! Но вера граждан в то, что «ждать осталось не долго» была прочна.

Было все. Были совместные празднования всевозможных дней рождений, первомаев и прочих событий. Были мыши. Ремонты. И привычка не закрывать дверь на замок. Дети без конца курсировали из квартиры в квартиру, из комнаты в комнату - какие уж тут замки!


В любой, абсолютно в любой коммуналке находился муж, избивающий жену. Это не имеет никакого объяснения, но остается фактом. Вопрос даже не в моей отдельно взятой семье. Почему-то так было везде. Не помогало ничего! Ни заступничество соседей, ни милиция. Удивительно, что эти регулярные побои никого не удивляли. Нет, конечно, сочувствовали! Но не удивлялись. Видимо это одна из норм коммуналки. У меня до сих пор осталась привычка всматриваться в лица женщин средних лет: если есть боксерская травма – сломанный нос, скорее всего тоже жила в коммуналке.


Мысль о том, что ТАКАЯ жизнь не нормальна, ребенку, родившемуся в подобных обстоятельствах, до определенного момента в голову не приходит. Мне нравилось жить на Арбате. Там были друзья, с которыми можно было бродить по комнатам старых заброшенных домов. Было Щукинское училище с поражающим своими размерами гимнастическим залом. Был зоосад, где мне доверили ухаживать за хомяками и крысами. Портфель, с которым я отправилась первого сентября в первый класс, мне подарила соседка Ольга. А на мое пятилетие Митрофановна подарила мне цветные ложечки и атласное платье. Я не представляла другой жизни. Все дети, с которыми я дружила, тоже не имели представления о каком-то ином существовании.


Разъехались. Разбежались. Разлетелись. Налет? Да, остался. Пришло понимание того, что жили-то по сути плохо… да, осталась дружба с кем-то из бывших соседей… да, весело вспоминать, как Бориска разгадывал кроссворды… Но стало обидно: столько лет жили плохо! Как ни крути – плохо…


Надо сказать, что не все оказались готовы к проживанию в отдельных квартирах… Мой отец, например не смог поймать нового темпа жизни. Хотя… возможно, это не связано с коммунальным или отдельным жильем. Вероятно, это некая закономерность. Она будет существовать всегда и везде…



Все что можно было сказать о коммуналках, уже сказано.Описанное мною выше не более, чем пунктир… попытка пробежаться по волнам своей детской памяти. Нет ни смысла, ни необходимости говорить обо мне лично. По сути, цель была проста – зафиксировать то, что запомнилось.
Вывод, в общем-то, тоже не сложен – нет никакой философии в подобном образе жизни. Шарма понятное дело, тоже никакого. Огромная армия людей была вынуждена пройти испытание коммуналками. И прошла.