Энциклопедия мудрости

Татьяна Кезина
       
Порой лучше не встречаться с теми людьми, которых давно не видел. Раз жизнь развела, так, значит, и надо. В лучшем случае, радость от встречи будет односторонней. Получилось именно так. Моя одноклассница, это хорошо чувствовалось, была искренне рада нашей встрече.

А я? Я испытывала глубокую неловкость оттого, что не могла ответить ей тем же. Светка выглядела действительно замечательно. Можно было не задавать лишних вопросов, для того чтобы получить положительный ответ на ряд из них. Видно было, что жизнь удалась: или престижная работа, или престижный муж, и совсем не исключено, что и то, и другое. Один из знакомых моего мужа как-то сказал о своем товарище, которому он страшно завидовал, что от того пахнет деньгами. От бывшей подруги пахло хорошими французскими духами, успехом и уверенностью в завтрашнем дне.

Что можно сказать обо мне? Как-то на ум сразу приходит анекдот:
"Муж спрашивает жену:
-Как ты думаешь, почему соседи называют тебя идиоткой?
Жена отвечает:
-Был бы ты генералом, называли бы генеральшей".


Вот и вывод: если мой муж - бабник, то я - баба. А если он к тому же еще и пьяница, то я - бедная баба. Коротко и ясно. Характеристика исчерпывающая. Любому понятно, что такое определение не по полу: мужик - баба. Это определение жизнью дано. Я хорошо помнила афоризм:"без денег нельзя быть леди". Кто же с этим будет спорить?


Встрече со Светой, если честно, я все-таки обрадовалась. Правда, это случилось чуть позже, после того как прошел шок.
Но что тут можно было поделать?
It's my life.
Видно, по жизни я дура, раз имею то, что имею.

Ну, ничего, будем учиться у других.
Я, думаю, что кое-какие успехи у меня на этом поприще уже есть. Коли развелась, так уже, выходит, поумнела.

Как-то в порыве отчаяния (года два тому назад) на последние деньги взяла да и купила себе книжку. И не просто какое-то чтиво, а, как было указано на суперобложке, "Энциклопедию женской мудрости и женского остроумия" ("Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин").

Покупка произошла неожиданно для самой себя. Просто (зачем-то?) взяла да и подошла к книжному лотку. Зачем-то? стала разглядывать то, что там находилось. Нет, это совершенно не означает, что я не люблю читать, просто такую "роскошь" в то время себе позволить не могла. Хорошей-то книге в наше время не грош цена.

Хотя я ежевечернею коротала обычно за книгами, но их мне "любезно одалживала", как она сама это называла, одна из моих приятельниц. На полках ее шкафов в тесном ряду, прижавшись друг к другу, стояли томики Донцовой, Устиновой, Дашковой, Поляковой…

-Я живу сегодняшним днем, и поэтому мне интересно, что происходит в наше время, а не во время Наполеона Бонапарта, - пояснила она, когда я (зачем-то?) попросила у нее неожиданно для самой себя книгу Достоевского "Преступление и наказание".
Не знаю (почему?), но в тот жизненный период вдруг захотелось именно этого классика перечитать.

Ясно, что такой книги в библиотеке (как она громко охарактеризовала свои два шкафа) не оказалось. Я (почему-то?) даже вздохнула с облегчением. Никаких таких энциклопедий, что я увидела лежащими на лотке, у соседки не имелось. Да и зачем? Ее саму называли "ходячей энциклопедией", так как она всегда знала, где что продается, сколько стоит, куда кто пошел и с кем.

"Мысли выдающихся женщин" стоили действительно дорого, но того они стоили. Наугад раскрыв одну из страниц, я сразу наткнулась на изречение давно любимой мною Франсуазы Саган: "Чтобы быть любимой, лучше всего быть красивой. Но чтобы быть красивой, нужно быть любимой".

На данный период времени меня давно уже никто не любил и, следовательно…
Такой вывод, к которому я пришла, совсем меня не удивил. Глазки-то видели! Покупать или не покупать книгу? Такого вопроса я себе не задавала. Решение было принято мгновенно и, конечно, в пользу книги.

Денег все равно нет. На эти (сколько стоила книга) долго не протянешь. К трехразовому питанию мы давно приучены: понедельник, среда, пятница. Это мое "ноу-хау" в области развития чудоголодания: не три голодных дня, как по Брегу, с постепенным выходом через овощи, фрукты и соки к нормальному питанию, а совсем просто: день ешь, день - нет.

Чтение купленной книги доставило мне преогромное удовольствие. Я без конца с наслаждением вновь и вновь цитировала понравившиеся мне изречения, постепенно, мне кажется, становясь заметно мудрее.

Мою приятельницу (ту, у которой два шкафа) даже стало волновать, почему в последний раз, вернув какую-то очередную брошюрку, я ничего не попросила свеженького. Хотя ее и называли "ходячей энциклопедией", но на такой вопрос она ответа дать не могла.

А я наслаждалась! Я читала и задумывалась над каждой фразой, анализировала каждое высказывание.

"Когда кого-то любишь, всегда думаешь, что обязана помочь ему измениться. Это типично женская иллюзия. Любовь не может быть терапией", - говорила французская актриса Изабель Аджани.
-Почти одного со мной возраста, - делала я свой вывод, - но значительно умнее.

"Брак - пожизненная кара за любовь",- высказывалась (уже не помню фамилии) умудренная жизненным опытом польская поэтесса.
-Этой, как и мне, пришлось, видно, здорово нахлебаться, - думала я, и мне было ее чистосердечно жаль.

"Если вам непременно нужна моногамия, лучше выходите замуж за лебедя",- сделала резюме незнакомая мне американка Нора Эфрон.
Да, лебединой верности у моего благоверного точно никогда не было.

Первое время я не сразу стала прислушиваться к советам "выдающихся", потому как все-таки сделала попытку (несмотря на совет только что упомянутой мной Аджани) еще раз "поработать над образом" своего любимого.

На чем было основано врачевание? Опять на том же средстве, которое нашла сама, чтобы стать мудрее. Я купила еще одну книгу, но уже для мужа: "Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин". На суперобложке был изображен наш президент (меня очень обрадовало, что не Наполеон, так как мой супруг так же, как и приятельница, жил сегодняшним днем) и было, кроме названия, указано: "359 персон. От Пифагора до Путина".

Знакомиться с мыслями знаменитых мужчин поначалу не стала. Просто молча положила книгу на самое видное место и все. Мой муж любил читать, и это без иронии. Но почему-то в ту минуту никак не отреагировал, как, впрочем, и позже. Может быть, потому что свои шутки считал не менее остроумными?

Хотя я и давала себе слово - не читать эту книгу (просто не хотела и все!), но после того, как она долгое время пролежала невольным свидетелем не по назначению истраченных денег, все-таки открыла ее страницы.
 
О чем я там прочитала? Вот некоторые из высказываний.

Сын знаменитого писателя Александра Дюма Александр, наверное, считая свою жизнь не совсем удавшейся, изрекал: "Женщина вдохновляет мужчину на великие дела и мешает ему совершать их". Этого я сама себе простить не могла. Моя вина здесь была стопроцентной: мой муж не совершил никаких великих дел просто потому, что я его даже не вдохновляла.

В последних словах римского императора Октавиана Августа (не было, правда, указано, у кого он хотел узнать), знаменитый муж спрашивал:"Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?" На этот риторический вопрос я ответа дать не могла, просто жизнь его для меня не была известна, да и он сам уже был никому неинтересен, ведь древние в настоящее время могли увлечь только историков.

-Я живу сегодняшним днем!- пришли вновь на память слова моей приятельницы.
У мужа об этом можно было и не спрашивать: и так яснее ясного.
-Мне тоже следует так жить,- решила я.
Хотя мой муж еще не собирался доигрывать своей комедии, но можно уверенно сказать:
-Он превосходный актер!

На титульном листе книги были в качестве эпиграфа помещены слова звезды бейсбола:
-На самом деле я не говорил ничего из того, что я говорил.
Как часто мой дорогой произносил эти же самые слова!

Только непонятно: он что книгу еще раньше читал? Или просто все мужчины, знаменитые и совсем нет, говорят одинаково?