Прощай, моя деревня. Глава2

Фаина Канашева
Мы въехали в село Ярополец. Село большое, чистое, красивое, с высокими ветвистыми деревьями. Стоит на гористой местности. В селе стоит белоснежный божий Храм.

У храма народ, видимо идет служба. Ярополец село знаменитое, по его дороге проезжал на пролетке сам великий поэт Пушкин Александр Сергеевич.
А ехал он тогда в имение Гончаровых, к своей будущей жене Натали.

Вправо от села видна широкая аллея, идущая к имению матери Натали. Аллея старинная. Деревья могучие, с множеством ветвей. Удивительный и знаменитый наш подмосковный край.
 
Когда-то мне моя бабушка рассказывала, что в каком-то имении в этом краю, будучи девушкой пятнадцати лет, моя прапрабабушка Поля служила у помещиков, а у кого бабушка забыла. Возможно моя родственница Поленька служила сенной девушкой у Гончаровых?
Тогда она могла видеть не только Натали, но и ее жениха Александра Пушкина.
 
А не так давно мне приснился сон, как ко мне пришел сам Пушкин, читал мне стихи и даже посадил в карету с четырьмя лошадьми и повез меня в имение Гончаровых.

Проснулась в изумлении и долго еще в мыслях перебирала свой удивительный сон. Пока я предавалась мечтам и воспоминаниям, не заметила, как въехали в районный центральный город Лотошино.

Когда-то давно это было село, не очень большое, с деревянными и полукирпичными домами. Улицы были узкие, грязные. Зелени было не много.

Славилось Лотошино базаром, русскими чайными, где подавали пару чая в двух фарфоровых чайничках, стоящих друг на друге на железном цветном подносе.
А в помещении чайной было битком народу. Все сидели за деревянными столиками по четыре-пять человек. Столики без скатертей и даже клеенок. Люди, как я помню сидели и курили, пили не только чай, но и вино, водку. На полу грязь и много окурков.

 Сейчас же Лотошино большой город, с широкими чистыми улицами, асфальтированными дорогами, с зеленью и цветами. Дома многоэтажные, современные. Развернуто большое строительство.
В центре гуляют люди, хорошо одетые, некоторые с детишками.

Районный центр остался позади, а мы едем дальше по улице, по шоссе. Выехали из Лотошино и поехали дальше уже не по широкому шоссе, а по более узкому.

Проезжаем опять поля и луга.
Вот и деревня Ивановское, промелькнуло село Лисино. Выехали в деревню Калицино, где раньше находилась почта. Сейчас не знаю. Подъезжаем к деревне Афанасово, последней перед моей деревней. Чуть в сторонке от Афанасово дорога повернула вправо, к кладбищу. На нем хоронят со всей округе деревень своих родственников. Наши родственники тоже захоронены здесь.

Машина остановилась, и мы вышли из нее. Перед нами кладбище, которого я не могу узнать. На нем выросли огромные деревья, стоящие близко друг от друга. Словно не кладбище, а большой лесной остров.

Раиса повела нас по тропинке к могилкам наших родственников. Вошли в темное кладбище, словно оказались в другом мире.
Не только темно от высоких деревьев, но была такая глухая тишина, что я оробела. Ветви деревьев наклонялись вниз и закрывали собой некоторые могилы, словно защищая их. Солнечные лучи почти не проникали на землю. Жутковато.

Подул ветерок и деревья закачали своими ветвями, зашелестели листья, словно стали шептаться. Наверное, недовольны нашим появлением.
-Вот и наши могилки,- открыв железную дверцу оградки, проговорила Раиса,- заходите.

И мы вошли в оградку, где были похоронены мой дядя Митя и моя крестная тетя Поля, отец и мать Раисы и Нины. Здесь лежала умершая наша бабушка Прасковья. Стояли железные кресты, обвешенные венками, с надписями и фотографиями.

Мы положили цветы каждому, а пионы розовые поставили в сосуды с водой около железных крестов. Сели на деревянную скамейку и вспоминали умерших со слезами на глазах.

Простившись, пожелали им Царствия небесного, и вышли на тропинку. Сын и Раиса пошли к выходу, а мне захотелось посмотреть соседние могилки.

По фотографиям признала некоторых деревенских, ушедших в мир иной. Увидела на могилах фото наших соседей Лобзевых, тетю и дядю Пашу. Сразу их узнала.

Затем вышла на дорогу к машине.
-Рая, здесь недалеко с другой стороны кладбища стояла церковь, куда я с бабушкой ходила молиться. А я ее почему-то не вижу,- спрашивала я сестру.
-Я церковь никогда не видела,- ответила Рая.
-Значит ее уничтожили,- печально сказала я,- и очень давно. А ведь она стояла рядом с кладбищем, я хорошо помню.

Каждое воскресенье и по праздникам звонили церковные колокола, такая прекрасная музыка была, колокольный звон и сейчас у меня стоит в ушах, мелодичный, с переливами, зовущий.-
Я пошла на другой конец кладбища и узнала место, где стояла высокая, белая церковь, с позолоченным на макушке крестом. Походила по высокой траве, и не нашла ни единого камушка от церкви. Словно бы какая-то ураганная сила подхватила огромную церковь и перенесла на неизвестное, новое место.

Мне стало очень грустно. А я мечтала снова побыть в своей церкви и помолиться, как в детстве.

 (Продолжение следует)