Три розы в коньячной бутылке

Леон Гольдманн
       Картина первая
       На сцене - жилая комната стол и 2 стула стоят на середине. На столе - пустая цветочная ваза, в виде большой коньячной бутылки. За ними кресло, повёрнутое спинкой к зрителю, стоит под включённым торшером. Из-за спинки кресла виднеется голова хозяйки комнаты, которая смотрит по телевизору очередную страшилку. У стены - стоячее зеркало. Ужасный собачий лай и крик жертвы, который вдруг раздался под настойчивый, непрекращающийся звонок от входной двери, всполошил хозяйку и она вскочила и подбежала к входной двери. (Внешность совершенно неприхотливая, сутулая спина, причёска бубликом,- сзади стянутые волосы и большие очки на всё лицо Этакая серая мышка.)
Хозяйка: Кто там?
Гость: (жалобно) Ах, это я, я!
Хозяйка: Кто, я?
Гость: Я по объявлению.
Хозяйка: Какому объявлению?
Гость: Это ведь у вас сдаётся недорого комната со столованием для одинокого
       положительного мужчины?
Хозяйка: Да, да заходите пожалуйста.
Гость: (с облегчением) Вот и я (входит импозантный мужчина в летнем плаще со шляпой в
руке.)
Хозяйка: Вы хотите снять у меня комнату?
Гость: Да. Если позволите... (показывает, где бы раздеться)
Хозяйка: Да раздевайтесь, плащ и шляпу можете повесить вот здесь. Ах! что это у вас случилось?
Гость:(гость входит в комнату и осматривается, на нём приличный костюм, и только брюки снизу порваны в клочья) Ах эта ужасная собака.
Хозяйка: Дик? (хозяйка с интересом оглядывает постояльца)
Гость: Совершенно дикая. Набросилась на меня, как бешенная и даже слова не
дала сказать. Ну так где она?
Хозяйка: Кто, собака? Она соседская.
Гость: Нет, комната.
Хозяйка: (ведёт его в смежную, невидимую для нас комнату и мы слышим их голоса) Вот
полюбуйтесь.
Гость: Да, пожалуй это бы мне подошло, но сколько недорого стоит Ваша комнатушка со столованьем? (выходят на видимую часть сцены).
Хозяйка: Со столом - 100 Евро.
Гость: В день?!
Хозяйка: Нет, в месяц.
Гость: Ну что же, пожалуй я смогу себе это позволить.
Хозяйка: А вы, что же приезжий?
Гость: Эмигрант!
Хозяйка: (с принебрежением)Э-ми-грант?! Для эмигранта вы неплохо изъясняетесь
Гость: Не только говорю, но и читаю, и пишу...
Хозяйка: И чем же, позвольте, вы будете здесь заниматься?
Гость: Уже занимаюсь.
Хозяйка: Чем это?
Гость: Я - женский мастер!
Хозяйка: Как это. Позвольте, в каком смысле?
Гость: Ну в том смысле, что я модельер по художественным причёскам.
Хозяйка: Цирюльник?
Гость: Да, можно сказать и так, только очень высокого класса.
Хозяйка: Парикмахер!
Гость: Вас это чем-нибудь не устраивает?
Хозяйка: (строго) Устраивает!- если будете своевременно платить и никого не будете сюда водить.
Гость: Да, что вы. Вот Вам задаток, я пойду за вещами.
Хозяйка: Куда же вы на ночь глядя в таком виде?
Гость: Да действительно, я как-то не подумал.
Хозяйка: Снимайте ваши брюки, я вам их зашью.
Гость: Ну что вы, я сам.
Хозяйка: Снимайте, снимайте, я отвернусь, а вы наденьте, ну хотя бы вот это.
       (подаёт ему свой банный халат.)
Гость:(переодевается и подаёт ей брюки, а сам усаживается в её кресло под торшером)
Что это вы смотрите? Ой, череп разламывается. Какая гадость!
Хозяйка: Гадость, но только кроме этих страшилок да старых фильмов нечего смотреть.
Гость: Так и не смотрите.
Хозяйка: А чем же мне заниматься?
Гость: Ну, я не знаю, читайте что-нибудь.
Хозяйка: Что?
Гость: Ну, газеты, например.
Хозяйка: Газеты! Да в них же то же самое, те же страсти. Там убили, тут зарезали или изнасиловали. Надоело. Вот и смотрю, что придётся.
Гость: Да лучше бы сходить к знакомым, в гости или в кафе посидеть.
Хозяйка: Всю ночь?
Гость: Ну, ночью надо спать.
Хозяйка: Получайте ваши брюки.
Гость: (одевается и осматривает себя в зеркало) Большое спасибо. Да у Вас золотые руки! Ничего не видно. Это чудо какое-то!
Хозяйка: Ну тоже скажете, просто я немного подшиваю...
Гость: Наволочки?
Хозяйка: И наволочки. Но чаще перелицовываю старое в новое платье. Давайте пить чай. (Она убирает вазу и сервирует стол чайными приборами на две персоны он пытается ей помочь) Вот, например, этот халатик. Вам нравится?
Гость: Да ничего себе. И это из старья? (не снимая, оглядывает)
Хозяйка: Ну не из старья, а из ношенного.
Гость: А?
Хозяйка: Да! Вам с сахаром?
Гость: Да, пожалуй.
Хозяйка: Да вы не стесняйтесь, угощайтесь. Вот пирог, конфеты. Будьте как дома.
Гость: Дома?!
Хозяйка: А вы сами-то откуда будете?
Гость: Из России...
Хозяйка: Это где дремучие леса и медведи?
Гость: Э, да медведей там давно повывели, да и лесов поуменьшилось.
Хозяйка: Что так?
Гость: Да вот так! (Молча пьют чай). Спасибо вам за угощенье.
Хозяйка: Может ещё чашечку?
Гость: Нет, благодарю. Давайте-ка я помою, где тут у вас кухня?
Хозяйка: ( смотрит на него уважительно) Идите-ка ложитесь, небось устали с дороги, я сама приберу. А завтра вещи и завезёте.
Гость: Спасибо Вам.
Хозяйка: Устраивайтесь.
Гость: Спокойной ночи.
Хозяйка: Приятных снов. (Слышно, как Гость, позёвывая, ворочается в кровати)Вам неудобно?
Гость: Нет, нет, только от усталости не могу сразу уснуть да и привычка читать на сон грядущий сказывается...
Хозяйка: Так возьмите что-нибудь Там на этажерке полно всяких книг.
Гость: Спасибо Вам, возьму пожалуй. Что это?,- Шекспир! Ромео и Джульетта. Да уж, чтиво на ночь!
Хозяйка: Что вы?...
Гость: Нет, это я с собой разговариваю.
       Затемнение


       Картина вторая

       На сцене - жилая комната стол и 2 стула стоят на середине. На столе - пустая цветочная ваза, в виде большой коньячной бутылки. За ними кресло, повёрнутое спинкой к зрителю, стоит под включённым торшером. Из-за спинки кресла виднеется голова хозяйки комнаты, которая смотрит по телевизору очередную страшилку. У стены - стоячее зеркало.
Хозяйка: Опять эти страшилки. (Выключает телевизор) Какой импозантный мужчина и совершенно один? И какой аккуратист. Разложил вещи, как я сама бы и не сумела. И вежливый. Ещё не старый, наверно. Да что это я разболталась, пойду ужин готовить. (входит в смежную комнату и до нас доносится её голос) Что это он там читал? (выходит с книгой, читает)
Ромео: Твои уста - моё видеье, я ночь не спал, всё брёл и брёл...И вот в твоём саду под грушей стою и посылаю мой привет тебе, моя Джульетта.
Джульетта: Не ты ль, кто шпагою пронзил Тибальда. Тебя ведь ищут...
Ромео: Нет, то рок водил моей рукой, каналья, а я любви хотел, её я жаждал, да рок застиг в объятях смерти.
Джульетта: Но как же ты пробрался в сад и этот праздничный наряд, к чему твои приготовленья?
Ромео: То сердцу моему веленье и твой влекущий взгляд, что наполняет сердце мукой и слёзы застят глаз. Джульетта, тебя я вижу и во сне, ты предназначена судьбою и в мир иной уйдёт со мной твой образ милый и твоя улыбка...
Джульетта: О любимый. Тебя увидела вчера, такого милого, родного и сердце занялось, когда бы не твоё начало, твоею я б сегодня стала, но род мой не даёт такого права и я виновная склоняюсь пред отцом.
Ромео: О не вини себя ни в чём...
(Звонок прозвенел неожиданно громко и хозяйка, оставив книгу на столе, пошла открывать дверь. В передней замешательство.)
Хозяйка: Пожалуйста, проходите, сейчас я подам ужин.
Гость: Спасибо, устал я сегодня немного, не разрешите ли прилечь?
Хозяйка: Да не заболели ли вы?
Гость: Нет, просто очень устал, много работы, знаете ли. (машинально берёт книгу со стола и читает)
Ромео: О не вини себя ни в чём, моя любовь тому порукой. И для меня страданье, мука, - отцу поклон и я склонюсь в твоих управах. О как мне жить?,- Скажи, о пава, нет жизни без твоих очей, и без улыбки, без рыданья. Очей моё очарованье, о мой елей! Тебе одной мои моленья и в сердце нет иных речей и нет забавы, лишь влеченье к твоей душе...
Хозяйка: Что вы сказали (вносит поднос с едой и ставит на стол)
Гость: (в смущении кладёт книгу на стол и убирает пустую вазу, помогая ей устанавливать
приборы с подноса, руки их касаются и они в смущении смотрят друг на друга). Пауза
Спасибо вам, за заботу(берёт её за руку)
Хозяйка: Ах, это ерунда...
Гость: Ерунда, что я думал сегодня о вас
Хозяйка: Обо мне?
Гость: О вас. (Берёт её за обе руки и смотрит ей в глаза) И дух Ромео во мне воспламенил мой пыл и я про всё, про всё забыл и думал лишь о вас, Джульетта, вы снова, как тогда в моих мечтах, моё безумство и мой страх, моё блаженство и твой стыд, и как тогда я всё забыл...
Хозяйка: (порывается что-то сказатьв смущеньи)
Гость: А помню лишь твой милый сад, и жаром пышущий твой взгляд, твоё волненье в сердце тужит... Моё страданье, мой недуг, всего меня переполняет и говорить велит, но я смущен и мочи нет, недужит.
Хозяйка: (порывается что-то сказать, вырывает руки и нехотя прячет их за спиной) Но ты, что послан мне судьбой. Ведь ты пришёл по объявленью, как мне вести себя с тобой, позволь... И твой порыв, и твой недуг,- давайте ужинать, мой друг.
Гость: Ах, ужинать?
Хозяйка: Что это вы вдруг?...
Гость: Что вдруг? ...
Хозяйка: Перешли на прозу.
Гость: Ах, прозу(в смущении) Простите меня. Давайте ужинать. Что ужинаем мы?
Хозяйка: Вот птица, запечёная в сметане, я запекла её в вине... Мне кажется, что это всё во сне со мною, с нами происходит, и я велю вам разбудить мои остывшие виденья, и не остывшее влеченье моей души. Я вас ждала, чего же боле, что я могу ещё сказать, ужели буду в вашей воле, о где мой стыд, и что скрывать. Я тоже думала о вас и ваш порыв мне благосклонен, но что вы смотрите, позвольте. Вот птица ей отдайте страсть. Твоим зубам, они, быть может, передадут мою напасть.
Гость: Позвольте два штриха в причёске вашей изменить.
Хозяйка: Да что здесь делает сужденье, мне волос мой претит. И коль желаете, возьмите, этот жезл (подаёт ножницы) и уберите этот перл...
Гость: Присядем в кресло, бога ради, я весь дрожу, я весь в огне, быть может подо мной мой конь. Как сердца затушить веленья. Какой порыв, в глазах огонь и нету большего влеченья. Здесь эту чёлку зачеркнём, здесь уберём пожалуй снова. Вот так причешем. Всё готово, ну встань, душа моя. Очки долой...
Хозяйка: (в смущении) Ах, это видно, всё вино...
Гость: Твои глаза всему виной. Осталось губы приласкать.
Хозяйка: Так приласкай их поцелуем
Гость: Но как! Могу ль я... Этим строем...Мы далеко зайдём...
Хозяйка: И что ж? Готова я зайти... В твоих руках вся радость мира! Была я мышкой,- стала дивой!
Гость: Любви достойная сестра. Твои влеченья благодатны падут на почву и тогда восстанешь вновь (Хватает со стола вазу и с растерянностью осматривается), но лишь ещё один стришок... (выбегает, за окном слышен его радостный крик, скрип тормозов машины и тишина) Затемнение
       Картина третья
       Эпилог
      
 На сцене - жилая комната стол, покрытый белой скатертью и 2 стула стоят на середине. На столе - цветочная ваза, в виде большой коньячной бутылкии в ней три красные розы. За ними кресло, повёрнутое спинкой к зрителю, стоит под включённым затемнённым торшером. У стены - стоячее зеркало завешено чёрной тканью. Хозяйка вся в чёрном, подходит к столу, берёт розы из вазы и целует их.
       Занавес