Осия, ликуй!

Ольга Шульчева-Джарман
…Они стоят рядом – Мессия Израилев и жена, не сохранившая верности мужу. Он склонился, она же – смело смотрит на обвинителей своих, удаляющихся, уносимых стремительным течением вод.
Чтобы восставить, воздвигнуть поруганную, обесчещенную деву Израилеву, не сохранившую обручения Яхве, верности своему Мужу, Сам Он умалился, Неограниченный, Невместимый небесами. Он Сам стал поруган и унижен, чтобы «удалить имена ваалов от уст ее» (Ос., 2,17). О преславного чудесе, буквально по-гречески - о, чудо парадоксальности! Климент Александрийский сказал, в удивлении над страницами Евангелия – «Бог упал, а человек восстал!».
Дева Израилева – изменница, бывшая «непомилованная» - теперь спасена от неминуемой смерти, наречена «помилованной» и снова помазана елеем (Иез. 16) и от нее родятся не чада прелюбодеяния, но народ Божий (Ос. 2,1; 2,23).
Вот она – Церковь, очищенная банею водною, без пятна и порока (Еф.5,26), за нее заплачен выкуп невесты, по-тюркски – «калым», а по-славянски – «вено». Бог ревнитель (Втор. 6,15) не оставил ее на поругание, не стерпел поношения – Он любит до ревности (Иак.4,5), и только ревность Его сравниться в силе с преисподней ((Песн.8,6), вырывая оттуда обреченную.
Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды.
От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19).. Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый – на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез.26,25-27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5). Пишет не рукою посредника, (Евр.11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк.11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos - нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37-38). Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31-34).
Она была черна – но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей – ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят.
«И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он – Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он – «единственный Человек, способный на такое мужество» - как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12-13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал:
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос.13,14).
Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это – Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака. «В словах Твоих, Христе – ночь несветлая неверным, верным же просвещение» - вторит ему средневековый поэт, византиец Дамаскин. Воды смерти стали водами жизни, они уносят убивающий закон и убивающих законников, но обновляют и оживляют Помилованную.
В Крещении она погреблась с Ним в смерть, но ведь Он уже не умирает, смерть Им более не обладает, не имеет над Ним власти (Римл.6,10). Не смертоносным буквам служит теперь Помилованная, и свидетельствует сонмищу лукавому и прелюбодейному, что сотворил ей Христос и как помиловал ее (Мк.5,19).
И истинно свидетельство ее (Ин.19,34), ибо видела она Его, и Бог ее, дивный во святых Своих Бог Израилев, говорил и присно говорит к сердцу ее (Осия 2,14) и дал Он ей ее цветущий виноградник, и она воспоет там о Его Воскресении.
Тех светлы глаза, что увидели -
смыт водами след.
Где - взгляни! - твои обвинители?
Их более нет.
Но дороже жизни - жемчужина
на вые твоей.
Хлеб с вином приготовишь для ужина
и лучший елей.
Ты в земле незасеянной, точно в юности
опять будешь петь.
Он вернулся. Он снова с тобой. Он здесь -
Прошедший сквозь смерть.

4.12.06

Иллюстрация - Библейская миниатюра, Франция, монастырь Сент-Бертен, 1200?. Национальная библиотека Нидерландов.
http://www.mythfolklore.net