Фильм Трактористы, взгляд через 70 лет

Прошло уже почти семдесят лет после выхода на экраны культового, как сказали бы сейчас, фильма «Трактористы». С тех пор изменилось очень многое: страна, люди, мысли этих людей. Изменились кардинально, у некоторых на сто восемьдесят градусов: появились какие-то подражающие гитлеровцам скинхэды. Появились их идейные близнецы: историки-ревизионисты, или как их там… Один перебежчик разработал целую историческую концепцию, суть которой в том, что не гитлеровцы готовили агрессию, а мы. И книги этого перебежчика выпускают большими тиражами, отрывки из его книжонок печатают центральные газеты. Сами газеты стали совсем другими. На их страницах вы крайне редко встретите статьи, в которых восхваляется наша страна, наш народ, зато полным полно материалов о жизни каких-то «знаменитостей», всевозможных «звёзд».
И фильмы стали соответствующими. Сперва экран заполонили голливудские поделки. Схема этих киношек проста: есть главный герой; какие-то злодей (наркобароны из Колумбии, местные мафиози, злодей-полицейские, русская мафия, арабские террористы...) делают ему нечто плохое. Тогда ранее очень добрый герой начинает мстить и убивает нескольких негодяев. В конце он встречается с главным негодяем, благополучно его убивает (как вариант – отдаёт в руки честных полицейских) и становится богатым и знаменитым. Тут же к его услугам главная героиня.
Наши кинематографисты немного изменили сценарий. Главный герой у них всегда несчастный. Он так же мстит, так же убивает, но в результате оказывается у разбитого корыта. (Как вариант – с главной героиней).
Особенно поражает незнание нашими режисёрами реальной жизни. Оно и неудивительно, так как большинство из них – детки известных родителей, в своё время тщательно оберегаемые и взращиваемые заботливыми папами и мамами.
Скажу вам: современная молодёжь эти фильмы не принимает. Она их не смотрит. Смотрят чёрные комедии, смотрят эротику (я не ханжа), но вышеназванные поделки проходят мимо них.
Всегда молодёжь находила какую-то свою контркультуру. Это могли быть рок-музыка, культура хипи, байк-культура. Но потуги наших режисёров в том и заключаются, что они как-то противопоставляют свои творения истеблишменту, пытаются встают на стороне контркультуры. В результате получается нечто среднее и совершенно глупое, извините за прямоту.

Совсем недавно по государственному каналу «Культура» показали «Трактористов». Причём песни были старые, оригинальные. После хрущёвского развенчания «культа личности» некоторые песни были переработаны. Имена Сталина, Ворошилова, прочих вождей были безжалостно вырезаны и заменены безобидными фразами. Ещё больший идиотизм случился позднее. Уже в семидесятых годах распоряжением Отдела культуры ЦК КПСС фраза про самураев тоже была вырезана и заменена безобидной «вражьей стаей». Вероятно Политбюро стремилось наладить взаимоотношения с Японией. Связи не наладили, а песня так и осталась испоганенной. Конечно же, народ это изменение не принял. Я помню, как в армии наша рота пела: «И летели наземь самураи…» и всем командирам достало ума не требовать исполнения оффициального текста.
Мы включили фильм с самого начала, где демобилизующийся Клим Ярко поёт в поезде про этих самых разгромленных самураев. Мой сын, а ему пятнадцать лет, сначала морщился и требовал переключить на «Джетикс», но потом отчего-то притих. А на экране страсти уже бушевали вовсю! Демобилизовавшийся солдат пользуется огромным уважением у людей. Он сколачивает свою бригаду, начинает решать с этой бригадой большие задачи. Интересна сцена с исполнением песни про танкистов у вечернего костра. Деревенские парни и девушки завороженно слушают песню, переживают (особенно девушки), радуются разгрому японцев. Конечно, люди не были такими наивными, но... Представьте себе такую ситуацию сейчас. Представили?
Современный участник «локальных конфликтов» рассказывать о, допустим, разгроме банды Гелаева в Комсомольском не будет. Большинство современных воинов будут просто молчать. А молчать они будут по простой причине: их никто не будет слушать! Вот так вот изменилось наше общество! 
Зато стоит какому-нибудь хитрому подлецу громко крикнуть, что де советский период - сплошная ошибка, что народ тогда был рабский, руководство бездарно и проч., так сразу же все начинают усиленно обсуждать его опусы. Его критикуют, ругают, им восхищаются (за якобы «смелость»), а вышеозначенному хитрому подлецу того и надо! Его книги покупают, он востребован, он  ч и т а б е л е н! Ситуация невозможная для тридцатых годов.

                *  *  *

Фильм вышел в тысяча девятьсот тридцать девятом году, в годину начала второй мировой войны, войны моторов. Герой Крючкова демобилизовался в тридцать девятом, срок службы тогда составлял четыре года, получается, что служить он призвался в тысяча девятьсот тридцать пятом. Именно в этом году далеко на западе, в индустриальной Германии, было создано первое танковое соединение: панцер-дивизия. Помните слова Клима о применении танков? Что танки участвуют в атаке пехоты, своими орудиями, пулемётами и гусеницами помогают пехоте преодолевать укреплённый передний край…
В Германии мыслили совсем по другому. Благодаря накопленому за годы первой мировой войны опыту, благодаря большому желанию захватить большой кусок, а, самое главное, благодаря индустриальной мощи, германская армия получила абсолютно новый сокрушающий механизм ведения войны, современный «меч-кладенец». Мощная германская промышленность, а позднее и экономика всей Европы, сумела снабдить панцер-дивизии огромным количеством автомобилей, позволявшим перемещать орудия, пехоту, сапёров, разведчиков. А впереди шли танки. Германская танковая дивизия была способна действовать в пятидесятикилометровом отрыве от своих войск, в глубоком тылу неприятеля. Артиллерийский и пехотный кулак, прикрытый танками, громил тылы, захватывал ключевые пункты, резал линиии снабжения войск неприятеля. Такого механизма не было ни в одной армии мира. И самое тяжёлое то, что у советской страны не было денег на создание таких механизмов. Денег не было даже на проведение широкомасштабных манёвров.
Всё это я говорю для того, что бы уважаемый читатель понял, каким образом гитлеровцам удалось нанести в начале войны тяжёлое поражение нашим войскам. Как могли персонажи «Трактористов» превратиться в унылые колонны военнопленных? «Не хотели воевать!» - вещают нам с телеэкрана млечины, правдюки и прочие. Но что могли сделать живые люди против современной техники?! Они сражались до последнего патрона, многие – до последнего дыхания, но что сделаешь при перерезанных коммуникациях? Нет патронов, снарядов, пищи, медикаментов. А у немцев – техника! Германские солдаты были бездушными механизмами, сидящими за рычагами современных машин. Нацистская пропаганда легко превращала из людей индустриального общества механизмы. Бездушные, готовые убивать механизмы. Именно с этими зомби пришлось иметь дело весёлому Климу Ярко и его товарищам. Они закрыли страну своими телами.


Но их самоотверженность позволила собрать оставшиеся силы, остановить врага и создать собственный непобедимый механизм – советские танковые армии. Их было шесть, этих непобедимых армий, ими командовали прославленные полководцы: Катуков, Богданов, Кравченко, Вольский, Рыбалко, Лелюшенко. Именно они и поставили жирную точку в споре индустриального Запада и общинного Востока – Запад был разгромлен. В сорок третьем году, когда в Красной Армии только появились танковые армии, в Германии высокомерно заявили: «Русские создали инструмент, на котором никогда не научатся играть». Через два года немцы на своей шкуре прочуствовали умение русских играть на современных механизмах ведения войны…

                *  *  *

А фильм продолжается. С экрана звучат слова песни: «Гремя огнём, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход. Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведёт!» На экране величественно растилается широкий горизонт, вращаются гусеницы. На капоте трактора надпись: «Сталинец». Я смотрю на своего и сына и поражаюсь: пятнадцатилетний мальчишка завороженно смотрит на экран! Такого он не видел! Нет такого во всех этих убогих современных киношках! Помните, я говорил о молодёжной субкультуре? Так вот. У современной молодёжи модны элементы советской культуры. Надписи и символы социалистической эпохи: серп и молот, герб СССР, просто надпись: СССР. Молодёжь вступает в ряды национал-большивистской партии. Она идёт за свои социалистические убеждения в тюрьму! Где вы там, современные социологи? Ищете идеалы для подрастающего поколения? Не волнуйтесь, они сами найдут их. Через двадцать – тридцать лет эта молодёжь прийдёт к власти.
Не позавидую я тогда сегодняшним бесам и бесятам.


Рецензии
Мне кажется Аркадий Уйманов, как и я, не является специалистом в военной истории, и его упрощенное суждение о причинах поражений в первые годы войны далеки от реальности: "А у немцев – техника!" Вот информация из Википедии: "В 1935-1937 годах в КиевВО формируются 8-я механизированная, 15-я механизированная, 17-я механизированная, 22-я механизированная бригады и 4-я отдельная тяжёлая танковая бригада. Механизированные бригады были включены в состав кавалерийских и танковых корпусов. ... Накануне нападения фашистской Германии на СССР в РККА насчитывалось шестьсот тридцать шесть танков КВ-1 и одна тысяча двести двадцать пять танков Т-34. Всего на 22 июня 1941 года в войсках имелось 23 140 танков всех типов."

Сколько танков было у Гитлера в войне против СССР?

"... на 22 июня 1941 года в них насчитывалось всего около 3680 танков"
" ... факты говорят о том, что гитлеровцы не имели ни количественного, ни качественного превосходства в технике над Красной Армией в начале войны."
( http://www.4tanks.ru/publications/view_public.php?id=13#one )

Приведу заключительную цитату из этого же источника:
"Многие исследователи на почве русофобии склонны говорить о глупости и неадекватности советского командования не сумевшего распорядится своим численным превосходством и называют это главной причиной летнего поражения. Однако проблема, по всей видимости намного сложнее, ведь остановить блицкриг до Красной Армии не смогли ни поляки, ни норвежцы, ни англичане с французами. Может они тоже неадекватны? Воспользоваться преимуществом в численности на начальном этапе войны было практически невозможно, так как Вермахт вступил в войну сразу всеми наличными силами, в то время как Красная Армия не была развернута. В дальнейшем немцы длительное время не давали ей создать устойчивый фронт и сосредоточить силы. Фактически они делали себе численное превосходство на выбранных направлениях ударов, при этом в целом уступая противнику в численности. Невиданная доселе тактика блицкрига, против которой не знала противоядия ни одна армия мира, грамотное оперативное руководство, потрясающее сочетание плана и инициативы - вот те факторы, которые позволили немецким танковым и моторизованным частям одерживать в первые месяцы войны на востоке ошеломляющие победы."

Василий Знаменский   14.03.2016 11:41     Заявить о нарушении
Я так и не понял, что Вы продекларировали.
У советского командования была задумка заманить подвижные соединения Вермахта в оперативную глубину и уничтожить их ударами мехкорпусов. Войска первой линии и не должны были быть приведены в полную готовность.
Поздно вечером отвечу подробнее.
С уважением.

Аркадий Уйманов   14.03.2016 13:37   Заявить о нарушении
Итак.
Немцы имели качественное превосходство в технике. Наши "сырые" тридцатьчетвёрки не могли соперничать с "королевой полей" Т3. Единственное превосходство Т34 и КВ - способность выйти победителем из танковой дуэли.
Организационный момент. Большинство наших командиров не знало методов ведения современного боя и не стремилось их постичь. У высшего руководства было некое понимание немецкой тактики и стратегии, но систематизировать и довести до низов свои знания они не могли до начала 43 года.

Устойчивый фронт, о котором Вы пишете был просто мечтой немецких командиров, особенно танкистов. Командиры РККА воевали по правилам Первой мировой, без сосредоточения в тактическом и оперативном тылах подвижных резервов.
Единственное, что добились наши командиры перед войной - обучение рядовых. Многие немцы вспоминают, что с такими профессиональными солдатами, с какими они имели дело в сорок первом, им никогда больше встречаться не довелось. Да, муштровать рядового легче всего.
Я ещё многое могу добавить, если хотите, приглашаю полемизировать.
С уважением.

Аркадий Уйманов   14.03.2016 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.