Маша и Медведь

Леон Гольдманн
МАША:(Маша смотрит на задник, на котором изображено поле и лес за ним) Ах, как
поле колосится! Скоро подрастёт пшеница. Нужно подсобрать грибы, то-то будут пироги! Осень ветром в поле веет, птички в поле песни сеют. Где им знать, живя на воле,- какова девичья доля. Эй, подруженьки-синицы,- а пойдёмте в лес, сестрицы!(Идут к дому) Соберём-ка мы грибов, спелых ягод да цветов, что растут и ждут в дубраве. Не сидеть весь день на лаве?!
1-я ПОДРУЖКА: Нужно отпроситься у отца ...
2-я ПОДРУЖКА: Матери сказать...и все дела!
МАТЬ: (Из дому выходит мать)Ты куда собралась, дочка?
МАШЕНЬКА: В лес с подружками немножко; мы грибочков соберём,в вечеру домой придём.
МАТЬ: Что ж ступай да расстарайся поскорее возвращайся. В чащу мне ходить не сметь, где живёт колдун - Медведь
МАША: Ни-ни-ни! Спасибо, мать. Мы как в прошлый раз видали эту страсть, - страшно напужались! Сам лохматый, лапы - лопатой, живот - торчком, спина - горбом. А сам громадный и смрад такой... Не передать какой! Мы с испугу удирать,- ноги в руки и бежать!(Маша с подружками уходит в лес с песней о лесе)
1-я ПОДРУЖКА: А давайте сыграем в лапту.
2-я ПОДРУЖКА: Ой, лапта заведёт нас в беду...
1-я ПОДРУЖКА: Ну, тогда сыграем в прятки.
2-я ПОДРУЖКА: Ах. С Маши взятки гладки. Лишь грибы у неё на уме...
1-я ПОДРУЖКА: Соловьи у неё в голове (Смеются и веселятся, гоняясь друг за
дружкой)
МАША: (ищет грибы) Ой, какой грибочек скромный, спрятался за листик тёмный, я иду тебя искать. Ах, водить теперь опять.Вот ты спрятался за кустик с головою! Просто, шустрик! Какой чудный поясок! Полезай-ка в туесок. Ну, а этот просто вор - развесёлый мухомор. Это кто, на белой ножке, распростёрся у дорожки? О!, - да это белый, да какой ты спелый! Будет супчик, хоть куда, расчудесная еда! Ты ж, соседушка, прости и маленько подрасти. Вот ещё один в лукошко, вот ещё, ещё немножко. То-то будет пирогов! (Оборачивается и смотрит вокруг) Ах, полянка из грибов!(уходит за кулисы.Музыка.Становится заметно темнее. Появляются подружки)
1-я ПОДРУЖКА: Эй, ау, Машутка. Где ты? То была...(растеряно)
2-я ПОДРУЖКА: А вот и нету! Эй, ау-ау-ау!,- попадём мы с ней в беду!
1-я ПОДРУЖКА: Эй, ау!, ну где ты, Маша?
2-я ПОДРУЖКА: Эй, откликнись, радость наша! Эй!, - ау-ау-ау!
1-я ПОДРУЖКА: А в ответ: Бу-бу, ду-ду...
2-я ПОДРУЖКА: Это филин там на ветке.
1-я ПОДРУЖКА: Ой, смотри-ка детки белки, да какие аленькие!
2-я ПОДРУЖКА: Да какие маленькие! Где найти для них дупло?
1-я ПОДРУЖКА: Ой смотри, да вот оно.(укладывают бельчоков) Маша, где ты?
Уж темнеет.
2-я ПОДРУЖКА: Поспеши-ка к нам скорее. Дело близится к ночи!
1-я ПОДРУЖКА: Нам пора домой идти!(уходят. Появляется Маша из другой кулисы)
МАША: Ой, стемнело! Да как сразу. Эй, подружки! А-у, а-у! Не видать кругом
низги, то-то будут пироги!
ЭХО: Ги-ги-ги! Ги-ги-ги!
МАША: Ох и получу плетей, будет мне ещё взашей! Ой,смотри,- тропинка вьётся. Леший, видно, обсмеётся. Что ж пойдём по ней. Гляди!- чей-то домик у реки... Свет в оконце.Что там будет? О, мой Бог, наверно люди здесь живут среди тайги. Предложу я им грибы. Мне ведь к ним не на всегда...Может есть у них еда. Утром встану спозаранок и айда через полянок; наберу грибов опять. Ну, не будем горевать! Постучусь-ка я в окно.
ЭХО: О-го-го-го-го!
МАША: Что такое?! Никого! (заходит в домик) Ах, какая красота!(рассматривает комнату) Где-то варится еда!(подходит к печке и открывает крышку кастрюльки, принюхивается, пробует) Да какая вкусная! (ест из разных кастрюлек, звучит песня) Ой, и песня грустная... И цимбалы зазвенели, барабан заухал, вот
гудочки засвистели. (ест, пританцовывая) Ах! Ногам - разруха! Ох долгонько я ходила, ах, как я устала! Мне бы хоть прилечь с дороги. Вот кровать и лава! (ложится и засыпает. Задом входит Медведь, принюхивается, оглядывается)
МЕДВЕДЬ: Чем-то пахнет? Не пойму... Чой-то он не ко двору. Запах детства, нежной кожи и девичьей милой ноши! Ах, проклятье, эта шкура!(хватается за голову) Лучше б умер от недуга или в речке утонул!(присматривается) Отодвинут нынче стул?! Хм, творятся чудеса! Кто-то был здесь с полчаса ... Кто-то открывал кастрюли, ел жаркое из посуды?! Странно,вот уж много лет, я живу тут, как аскет. Но колдунья мне сказала, коль придёт судьба такая, надо (вспоминает, как читает по-писанному)... надо девицу сыскать, чтоб она осталась в доме, а оставшись, успокоясь,- прилягла в кровать, чтоб она осталась в доме у пруда и в меня влюбилась..,- в медведя...А была ж какая удаль! А теперь - такая юдоль. Дальше нет пути! Надо посмотреть, ей Богу, что за запах, что такое? (осматривается) И откуда здесь грибы? Видно, были грибники.Кой-чего поели да ушли с похмелья. Нет, как видно, не ушли,а оставили грибы,(рассматривает брошенное лукошко и видит спящую Машу) да к грибам ещё девицу (любуется). Приустала, вишь, десницу положила под щеку, да как сладко спит. А-у!(отворачивается. Маша просыпается и, увидев Медведя, забилась в угол кровати, а затем метнулась за кровать). Да не бойся ты меня, я давно люблю тебя! Ты ещё качалась в люльке, я носил тебе бирюльки. А как стала подрастать, и вошла в девичью стать, наблюдал я за тобою из кустов, что над рекою. И всегда ты весела, добродушна и умна. Поживи со мной немного. Будь любезна и проворна! Будешь в доме за хозяйку. Приведу к тебе я Зайку, будет помощь у тебя и весёлая игра...
МАША: (с растерянностью) Я - хозяйкой?, не могу. Я ведь дочка маменьки!
МИША: Ах ты моя сладенькая! И какая умная!
МАША: Я совсем не вкусная...
МИША: Ты не бойся, я тебя не съем! Мне еды хватает для веселья...
МАША: Чтоб тюрьмой не стало новоселье! Ладно, что ж, попробуем остаться.
МИША: Ты не пожалеешь!
МАША: Где ты, счастье?
МИША: Может быть, оно не за горами.
МАША: (тихо, себе) Не залиться бы горючими слезами... Я, любимая подружками, песни пела да плясала, да и сказки всё читала, а те сказки о любви...(поёт песню-сказку)
МИША: Ты попробуй их пойми! То рыдала, как белуга, то поёт?!
МАША: Да! С перепугу не тако мозги застит, что-то будет впереди?!
МИША: Я пойду-кась по хозяйству, ты же приберись с устатку, да ложися почивать под пологом на кровать.
МАША: Тут ленивцам жить бы в пору!,- есть лишь всласть да снова - в нору! Надо подмести полы, да поставить пироги, то-то тесто подошло, в саму пору - в печь его! Время есть на огляденье, утро вечера мудрее! Лягу спать, а там глядишь,- мысль придёт...(ложится).
МИША: Ну вот и тишь! Звёзды блещут, вышел месяц, птицы спят и не щебечут, только филин да сова ищут что поесть им впору, а поймают - тащат в нору. Вот и ветер поднялся. Переменчива погода! Осень! В это время года - невесёлая пора, улетает детвора ближе к югу на зимовья. Тут и мне б поспать пора!,-Нет!Слоняюсь, точно пьяный. Я!,- один среди дубравы,-и ищу её, одну, что придёт и
скажет:„Здравствуй, я твоя на веки. Влатвуй!“, - Эх и мысли! Поглядим, что-то будет впереди... Это что за запах дивный?! Это пироги...- с малиной! Ну, попробуем слегка. О, хозяюшка моя! Как легки твои ручонки, как приятен голос звонкий. А как чисто убрала! О, хозяюшка моя! Твой приход!- о,- это чудо! На тебя молится буду. Хоть уснула ты в дороге, да проснёшся ты в чертоге!
Расколю орех заветный, будет здесь дворец обетный. Хоть с наружи будет хаткой, но внутри - красавцем - замком. И проснёшся ты вся в злате,- во царицыной палате. Ночь уж близко ко двору. Всё исполнится к утру (Уходит, раскалывая орех.Играет музыка, гаснет свет, а когда зажигается - декорация дворца. Я полагаю, что все перемены можно делать на мягких или рамчатых ставках, прикрепленых на одну и ту же раму, крутящуюся вокруг своей оси)
МАША: (Просыпается и оглядывается с удивлением) Где я? Что со мной случилось
То-то диво приключилось! Помню, что была в лесу, припозднилась и одну хатку заприметила. Что за куралестница!? Вроде был медведь вахлатый - а теперь...- чертог богатый! (Ходит, оглядывается) Это что за чудеса! Вроде, горница была!
На столах цветы, салаты... Что ни дверь - одни палаты! (Подходит к зеркалу)
Это что ещё за птица? Незнакомая девица...Разряжённая,- вся в злате,- во цариценной палате. Странно дело... Это ж я! Вон и родинка моя. Я! Ха-ха!,- нет, нет не я! Нет, - это я! Нет, нет, не я! Нет,- это я! Какое платье! Отороченное с зади! Головной убор чудесный, туфли,точно пух небесный. Каблучки точёные, сами - золочёные. (Танцует и поёт) Здравствуй милая сестрица, хоть сегодня я царица, да царица ,- прочь всю лесть,- хочет пить и хочет есть!
(входит Заяц)
ЗАЯЦ: Добро пожаловать, девица. Медведь просил сказать царице, что здесь увидишь - всё твоё. И этот лес, и этот сад, и озеро, и эти горы, что видишь ты во эти поры (смотрит в окно) Всё, что желаешь, всё твоё! Мне наказал постель застлать, да в этой горнице убрать. За этой дверью, видишь, зал. (открывает дверь там виднеется стол с напитками). Ты закуси, чем Бог послал.
МАША: Что ж, навалимся с утра! Ух, вкуснющая еда! Пироги, грибы и сало, что у матушки едала. Рыбка,- лакомое блюдо. Вот так стол. О это чудо! Всё, накушалась с утра! Вот и стол пропал, ах-ха...! Как же Зайка, он - голодный...
ЗАЯЦ: Ах, какой характер добрый. Я не голоден, спасибо, ты поела? Это мило! Что ж давай играть тогда.
МАША: А во что?
ЗАЯЦ: Вот были б Белки...
МАША: А давай играть в горелки...
ЗАЯЦ: Ох-хо-хо!
МАША: Ах-ха-ха!
ЗАЯЦ: Я бегу.
МАША: А ты, куда?!
ЗАЯЦ: Я тебя поймаю скоро... Может, ты устала?
МАША: Снова?
ЗАЯЦ: Вот. Тебе водить.
МАША: Ах!- Снова. До чего ж ты прыткий. Не игра,- а пытка!
ЗАЯЦ: Может, ты устала?
МАША: Нет, нет, не устала! Я тебя достала. Перестань меня дразнить... Вот теперь, тебе водить! Ух!, как я устала....
ЗАЯЦ: Что ж, начнём игру сначала!
МАША: Ох-хо-хо!
ЗАЯЦ: Ах-ха-ха!
МАША: Развесёлая игра! Ой, пора бы мне. Прекращай ужо играться. Эй помощник, ну давай, нука, Зайка помогай.Быстро коврики взбивай, я полы-то замету, и до блеска их натру. Всё блестит и всё сверкает. Чисто, дышится легко. Ну-ко, эй помощник, где ты? Развалился, спит на клети. Уж устал, пора и нам расходиться по домам...