И всё-таки рождается новая Россия, в муках, но рождается, и слава Богу!
* * *
В России не существует иного представления о власти (во всяком случае у практикующих политиков), кроме как о наиболее действенном способе набивания собственных карманов.
* * *
Жизнь — школа; цель жизни — в обучении. И совсем не безразлично, с какими оценками её окончишь.
* * *
Ничто так не приличествует человеку, особенно облечённому властью, как милосердие, самая божественная черта в нём.
* * *
Свобода воли — это не бесполезный выбор Буриданова осла (между двумя одинаковыми охапками сена), а выбор между Истиной и ложью, Светом и тьмой, Христом и антихристом, Любовью и ненавистью, Добром и злом, Свободой и рабством, Служением и холопством, Честью и бесчестием, Добродетелью и распутством, Порядочностью и корыстолюбием, Милосердием и мстительностью, спокойной совестью и преуспеянием, добровольной бедностью и неправедным богатством, воздержанностью и непотребством и даже между жизнью и смертью (и не всегда в пользу жизни), между погибелью души и её спасением.
Выбор тех или иных вещей зависит от отношения к ним, а отношение к ним определяется нравственным выбором. Нравственное, духовное всегда первично. Поэтому и сказано: в начале было Слово.
* * *
Мысль рождает мысль, иначе это не мысль. Мысль без отклика — лишена смысла.
* * *
Министры приходят и уходят, а чиновники остаются — только на таком основании можно построить эффективно работающую государственную машину.
* * *
Как русская армия в сорок первом—сорок втором годах, отступая, терпя поражения, училась воевать, а потом и побеждать, так и ныне русский народ учится жить, выживая.
* * *
Все мы дети Божьи, и всех Он нас любит, только мы не все и не всегда Его любим — отсюда и наши беды.
* * *
Россия — не столько страна, сколько, как Рим, цивилизация. Недаром поэтому она подобна целому континенту со множеством племён и народов и их разнообразнейших историй — Европе. Именно в этом уникальность России, и когда, возражая Тютчеву, говорят, что любая страна — Литва, Швейцария, к примеру, — тоже уникальна, то говорят это люди, не любящие Россию и поэтому не понимающие её.
* * *
Если у нас нет никаких оснований не доверять Платону и Ксенофонту, то у нас тем более нет оснований не доверять и Матфею с Иоанном.
* * *
Чем примитивнее государство, тем грубее оно эксплуатирует своих подданных, тем больше недоплачивает и отбирает. А чем оно сложнее, тем эксплуатация изощрённее.
* * *
Всегда есть выбор — на панель или в монастырь, убить или быть убитым, возлюбить или возненавидеть, проклясть или простить, украсть или подать милостыню, протянуть руку или подтолкнуть, сбежать или остаться — выбор есть всегда, и мы на каждом шагу, при каждом вдохе, в каждый момент своего бытия его делаем.
* * *
И Моисею при жизни так же мало верили, как и Иисусу, которому потом говорили как о несомненном факте, что с Моисеем говорил Бог, а вот от кого Он, Иисус, ещё нужно посмотреть. Дальше от события, от первоисточника веры, а веры, как ни странно, всё больше. И в Иисуса не верили истово веровавшие в Моисея потомки тех, кто не очень-то доверял Моисею при жизни.
* * *
Мы так жаждем чуда и не верим при этом, что оно может случиться именно с нами и при нас. И поэтому, когда оно действительно случается, относимся к нему с недоверием и делаем всё, чтобы разувериться в нём, разубедить себя. Зато как легко обманываемся и поддаёмся любому мошеннику, корыстно и расчётливо играющему на наших слабостях, грубо льстящему нашему тщеславию. Сколько не верующих ни во что и при этом самым грубым образом одураченных.
* * *
Тщета науки — ни на один действительно волнующий человека и действительно важный для него вопрос она, как чеховский персонаж, не может, не в состоянии дать ответ — «по совести, не знаю», — и поэтому высокомерно (или легкомысленно) отвечает, что подобные вопросы её нимало не интересуют. Всё на ощупь, ползком, в потёмках, наобум, наугад, куда кривая вывезет — это и есть наука — для слепых, хотя и считающих себя зрячими. Самое забавное в науке, самое потешное — это вера в неё, в её силу, истинность и мудрость. Наша позитивная наука — скольких она завела в тупик, а то и прямо в пропасть.
* * *
Там, где наука соприкасается с Вечностью, там она упирается в Бога. Бог и есть вечная проблема науки, хотя Он для неё и не существует. Бог и есть положенные ей естественные её границы.
* * *
Поклоняются мёртвым и презирают живых, потому что человеческое заслоняет в живых вечное.
* * *
Одна из примет нашего времени — все кому не лень пишут романы. Сапожники уже не ограничиваются советами по своей части, а сами берутся за кисть, резец, перо. «Страна советов» превратилась в страну писателей, в страну полоумных графоманов.
* * *
Люди, вписавшиеся в данную систему, хвалят её и оберегают, а не вписавшиеся стремятся разрушить, во всяком cлучае нелояльны. Их соотношение и определяет прочность и долговечность системы.
* * *
Если в Средневековой Eвропe философия была служанкой теологии, то в Советской России история была служанкой идеологии.
* * *
Большевики и математику объявили бы буржуазной лженаукой (за то, что у истоков её не стояли Маркс и Энгельс), если бы не опасались, что снаряд или ракета, пущенная по врагу, шарахнет по Кремлю.
* * *
Политики в России нет — есть, в лучшем случае, политиканство: ведь у власти сейчас царедворцы, чиновники, аппаратчики, мастера придворно-аппаратной интриги, которые и занимаются привычным для себя делом. Главное для них — преуспеть в карьepe, а успех дела никогда не имел никакого значения.
* * *
Принимают (и выдают) интриганство за политику.
* * *
Суть нашего времени — торжество пошлости. Триумф пошлого человека. Он-то и есть его герой.
* * *
Пошляком быть не стыдно; пошляк гордится своей пошлостью, выставляет её напоказ. Пришла его пора — и пошляк торжествует.
* * *
Сколько пошляков, начиная с самого верха, купается в лучах собственной пошлости.
* * *
Одно дело внутривидовой отбор, а другое — эволюция видов. Первый существует в действительности, а вторая — только в воображении дарвинистов-мичуринцев.
* * *
У России прав на Севастополь куда больше, чем у Англии на Гибралтар, а, поди ж ты, он не у России.
* * *
Разделив Россию на квази-национальные республики, под неё подвели ту же мину, которая в своё время взорвала Советский Cоюз. (Те же самые принципы государственного «строительства» и те же самые «строители», выученики той самой советской школы интернационал-социализма.)
* * *
Ещё одна примета времени — воры перестали скрывать своё воровство и наворованное. Воровство стало нормой современной жизни — русских словно подталкивают к воровству, создав такие условия, что если не можешь заработать, то, чтобы выжить, укради.
* * *
Русский человек не завистлив, а справедлив.
* * *
Русская цивилизация столь же полноценна и самоценна, как и европейская. Это равноценные и равновеликие цивилизации: одна — восприемница и продолжательница романской и католической, а другая — ромейской и православной.
* * *
Любите Россию. Никому, кроме неё, вы не нужны.
* * *
Вот когда подобреем друг к другу, тогда и заживём по-человечески.
* * *
Герой нашего времени — Павел Иванович Чичиков. Просят любить и жаловать. Хотя, впрочем, отчество у него теперь другое.
* * *
Современная умная женщина — минимум косметики, максимум естественности.
* * *
Интеллектуальные игры интеллектуальных бездельников.
* * *
Чтоб вам столько работать, сколько хотите получать!
* * *
Жизнь политика — публичная, прозрачная, на виду, на глазах у всех (и особенно у недоброжелателей). И охота, не будучи рыбой, жить в аквариуме?
* * *
Провинция рождает идеи, столица их потребляет, и только в провинции можно встретить бескорыстно-пытливый ум.
* * *
Сколько приходится перепробовать дрянного вина, чтобы научиться ценить хорошее.
* * *
Чтобы добиться взаимопонимания с подавляющим большинством, чтобы быть ему приятным, удобным и понятным, чтобы соответствовать его уровню, нужно опуститься на четвереньки, а то и ползком поползти. Только стоит ли?
* * *
В конце концов всё будет так, как и должно быть. Разница в одном — в издержках.
* * *
Когда страна переживает кризис, все должны нести одинаковые тяготы. Если бы наша правящая верхушка состояла из порядочных людей, реформы в России проводились бы по-иному. Если бы и им было так же больно, как и народу, они бы позаботились о наркозе, а не об одной только водке.
* * *
Современная политика — сплошное актёрство, вся на виду, игра на публику. Ничего за душой и в душе. Пустота, бессодержательность, близорукость. Куриная слепота и дальтонизм. Керенщина.
* * *
В провинции мысли неплохо рождаются, но плохо распространяются.
* * *
Разрушители-интернационалисты и государственники-империалисты. Государство, совершив мутацию с помощью первых, начало восстанавливаться при сознательной помощи вторых и невольной, нечаянной — первых. И, встав на ноги, безжалостно уничтожило руками вторых смертельно опасных для окрепшей новой государственности бациллоносителей разрушительства.
* * *
Третья мировая война, известная как «холодная» (а точнее было бы сказать «армреслинговая»), будучи в сущности продолжением Второй мировой, обнажила подлинную основу всех войн, сделала её своим основным оружием. Если Вторая мировая война была «войной моторов», то Третья — войной ресурсов. В конце концов, начиная с войн Рима и Карфагена, в войне побеждает тот, у кого больше ресурсов. А в «холодной» (или, если угодно, «армреслинговой») это проявилось в чистом виде, в виде войны ресурсов.
* * *
Каков человек, такова и его половина. Какой муж, такая и жена. По мужу и жена. Жена стерва — муж слизняк.
* * *
«Что делать?» — первый, наверное, роман отставного литературного критика, решившего (на вынужденном, правда, досуге) утереть нос писателям-профессионалам. И пошли с тех пор писать на Руси литературоведы и критики, всех забили, всех за пояс заткнули, всех вконец записали.
* * *
Раньше (при советском феодально-крепостном строе) заставляли трудиться, загоняли в труд палками, а теперь (при либерально-буржуазном) — соблазнами (и проще, и надёжнее). В первом случае надежд у трудящихся не было никаких, во втором они появляются, только призрачные, как сказочный выигрыш в лотерею.
* * *
Все эти наши Смуты, периоды смутного времени — это периоды мутации государственной системы, её ломки и nерехода в иное, новое качество. Русь дотатарская, княжеская — Катастрофа; татарское Иго — Московская Русь, Царская — Катастрофа; Смутное время — Российская империя — Катастрофа; «Революция», большевицкое Иго — Советский Союз, Красная империя — Катастрофа; «Перестройка» — Российская республика, криминально-буржуазная — ...
* * *
Кто какую жену заслуживает, тот такую и находит. Но хороших жён не находят — их воспитывают.
* * *
Человек берётся за оружие (в революцию), когда ему кажется, что деваться уже некуда, что он припёрт к стенке, что его положение безвыходно, и сразу оказывается в положении, которое намного хуже того, что казалось ему безвыходным, — да зачастую просто погибает, погибают его близкие, жизнь которых он хотел, взявшись за оружие, улучшить. Тщета революций, насилия вообще. Взявший меч от меча и погибнет.
* * *
Гений Гоголя — насколько он современен. Чичиков давно стал преуспевающим банкиром, финансистом и, наверное, чтобы укрыться от Закона под его же сенью, подался в депутаты или в правительство, где, наряду с ним, делами страны вершат Манилов, Ноздрёв и Собакевич (с Хлестаковым в придачу). А капитан Копейкин, наш рыцарь печального образа, как и встарь, сражается за справедливость с отечественными ветряными мельницами.
* * *
Провинциальная интеллигенция полезла в политику, потому что не видит иного способа перебраться в столицу.
* * *
На политику взирают кaк на своего рода синекуру многие, примеряющие себя к политическому поприщу. И не идёт в голову, что политика — это прежде всего ответственность за принимаемые решения, поиск правильных, оптимальных решений и ответственность за их воплощение. А мы видим только уклоняющихся и от решений, и от ответственности.
* * *
Современное представление о политической деятельности как о месте в Думе (этом российском «куцем» парламенте), а о нём — как о доходном месте.
* * *
Когда не могут похвастать умом, похваляются своей практичностью, дальновидностью, прозорливостью.