Часть 7-я

Валентин Грудев
И всё-таки рождается новая Россия, в муках, но рождается, и слава Богу!

* * *

В России не существует иного представления о власти (во всяком случае у практикующих политиков), кроме как о наиболее действенном способе набивания собственных карманов.

* * *

Жизнь — школа; цель жизни — в обучении. И совсем не безразлично, с какими оценками её окончишь.

* * *

Ничто так не приличествует человеку, особенно облечённому властью, как милосердие, самая божественная черта в нём.

* * *

Свобода воли — это не бесполезный выбор Буриданова осла (между двумя одинаковыми охапками сена), а выбор между Истиной и ложью, Светом и тьмой, Христом и антихристом, Любовью и ненавистью, Добром и злом, Свободой и рабством, Служением и холопством, Честью и бесчестием, Добродетелью и распутством, Порядочностью и корыстолюбием, Милосердием и мстительностью, спокойной совестью и преуспеянием, добровольной бедностью и неправедным богатством, воздержанностью и непотребством и даже между жизнью и смертью (и не всегда в пользу жизни), между погибелью души и её спасением.

Выбор тех или иных вещей зависит от отношения к ним, а отношение к ним определяется нравственным выбором. Нравственное, духовное всегда первично. Поэтому и сказано: в начале было Слово.

* * *

Мысль рождает мысль, иначе это не мысль. Мысль без отклика — лишена смысла.

* * *

Министры приходят и уходят, а чиновники остаются — только на таком основании можно построить эффективно работающую государственную машину.

* * *

Как русская армия в сорок первом—сорок втором годах, отступая, терпя поражения, училась воевать, а потом и побеждать, так и ныне русский народ учится жить, выживая.

* * *

Все мы дети Божьи, и всех Он нас любит, только мы не все и не всегда Его любим — отсюда и наши беды.

* * *

Россия — не столько страна, сколько, как Рим, цивилизация. Недаром поэтому она подобна целому континенту со множеством племён и народов и их разнообразнейших историй — Европе. Именно в этом уникальность России, и когда, возражая Тютчеву, говорят, что любая страна — Литва, Швейцария, к примеру, — тоже уникальна, то говорят это люди, не любящие Россию и поэтому не понимающие её.

* * *

Если у нас нет никаких оснований не доверять Платону и Ксенофонту, то у нас тем более нет оснований не доверять и Матфею с Иоанном.

* * *

Чем примитивнее государство, тем грубее оно эксплуатирует своих подданных, тем больше недоплачивает и отбирает. А чем оно сложнее, тем эксплуатация изощрённее.

* * *

Всегда есть выбор — на панель или в монастырь, убить или быть убитым, возлюбить или возненавидеть, проклясть или простить, украсть или подать милостыню, протянуть руку или подтолкнуть, сбежать или остаться — выбор есть всегда, и мы на каждом шагу, при каждом вдохе, в каждый момент своего бытия его делаем.

* * *

И Моисею при жизни так же мало верили, как и Иисусу, которому потом говорили как о несомненном факте, что с Моисеем говорил Бог, а вот от кого Он, Иисус, ещё нужно посмотреть. Дальше от события, от первоисточника веры, а веры, как ни странно, всё больше. И в Иисуса не верили истово веровавшие в Моисея потомки тех, кто не очень-то доверял Моисею при жизни.

* * *

Мы так жаждем чуда и не верим при этом, что оно может случиться именно с нами и при нас. И поэтому, когда оно действительно случается, относимся к нему с недоверием и делаем всё, чтобы разувериться в нём, разубедить себя. Зато как легко обманываемся и поддаёмся любому мошеннику, корыстно и расчётливо играющему на наших слабостях, грубо льстящему нашему тщеславию. Сколько не верующих ни во что и при этом самым грубым образом одураченных.

* * *

Тщета науки — ни на один действительно волнующий человека и действительно важный для него вопрос она, как чеховский персонаж, не может, не в состоянии дать ответ — «по совести, не знаю», — и поэтому высокомерно (или легкомысленно) отвечает, что подобные вопросы её нимало не интересуют. Всё на ощупь, ползком, в потёмках, наобум, наугад, куда кривая вывезет — это и есть наука — для слепых, хотя и считающих себя зрячими. Самое забавное в науке, самое потешное — это вера в неё, в её силу, истинность и мудрость. Наша позитивная наука — скольких она завела в тупик, а то и прямо в пропасть.

* * *

Там, где наука соприкасается с Вечностью, там она упирается в Бога. Бог и есть вечная проблема науки, хотя Он для неё и не существует. Бог и есть положенные ей естественные её границы.

* * *

Поклоняются мёртвым и презирают живых, потому что человеческое заслоняет в живых вечное.

* * *

Одна из примет нашего времени — все кому не лень пишут романы. Сапожники уже не ограничиваются советами по своей части, а сами берутся за кисть, резец, перо. «Страна советов» превратилась в страну писателей, в страну полоумных графоманов.

* * *

Люди, вписавшиеся в данную систему, хвалят её и оберегают, а не вписавшиеся стремятся разрушить, во всяком cлучае нелояльны. Их соотношение и определяет прочность и долговечность системы.

* * *

Если в Средневековой Eвропe философия была служанкой теологии, то в Советской России история была служанкой идеологии.

* * *

Большевики и математику объявили бы буржуазной лженаукой (за то, что у истоков её не стояли Маркс и Энгельс), если бы не опасались, что снаряд или ракета, пущенная по врагу, шарахнет по Кремлю.

* * *

Политики в России нет — есть, в лучшем случае, политиканство: ведь у власти сейчас царедворцы, чиновники, аппаратчики, мастера придворно-аппаратной интриги, которые и занимаются привычным для себя делом. Главное для них — преуспеть в карьepe, а успех дела никогда не имел никакого значения.

* * *

Принимают (и выдают) интриганство за политику.

* * *

Суть нашего времени — торжество пошлости. Триумф пошлого человека. Он-то и есть его герой.

* * *

Пошляком быть не стыдно; пошляк гордится своей пошлостью, выставляет её напоказ. Пришла его пора — и пошляк торжествует.

* * *

Сколько пошляков, начиная с самого верха, купается в лучах собственной пошлости.

* * *

Одно дело внутривидовой отбор, а другое — эволюция видов. Первый существует в действительности, а вторая — только в воображении дарвинистов-мичуринцев.

* * *

У России прав на Севастополь куда больше, чем у Англии на Гибралтар, а, поди ж ты, он не у России.

* * *

Разделив Россию на квази-национальные республики, под неё подвели ту же мину, которая в своё время взорвала Советский Cоюз. (Те же самые принципы государственного «строительства» и те же самые «строители», выученики той самой советской школы интернационал-социализма.)

* * *

Ещё одна примета времени — воры перестали скрывать своё воровство и наворованное. Воровство стало нормой современной жизни — русских словно подталкивают к воровству, создав такие условия, что если не можешь заработать, то, чтобы выжить, укради.

* * *

Русский человек не завистлив, а справедлив.

* * *

Русская цивилизация столь же полноценна и самоценна, как и европейская. Это равноценные и равновеликие цивилизации: одна — восприемница и продолжательница романской и католической, а другая — ромейской и православной.

* * *

Любите Россию. Никому, кроме неё, вы не нужны.

* * *

Вот когда подобреем друг к другу, тогда и заживём по-человечески.

* * *

Герой нашего времени — Павел Иванович Чичиков. Просят любить и жаловать. Хотя, впрочем, отчество у него теперь другое.

* * *

Современная умная женщина — минимум косметики, максимум естественности.

* * *

Интеллектуальные игры интеллектуальных бездельников.

* * *

Чтоб вам столько работать, сколько хотите получать!

* * *

Жизнь политика — публичная, прозрачная, на виду, на глазах у всех (и особенно у недоброжелателей). И охота, не будучи рыбой, жить в аквариуме?

* * *

Провинция рождает идеи, столица их потребляет, и только в провинции можно встретить бескорыстно-пытливый ум.

* * *

Сколько приходится перепробовать дрянного вина, чтобы научиться ценить хорошее.

* * *

Чтобы добиться взаимопонимания с подавляющим большинством, чтобы быть ему приятным, удобным и понятным, чтобы соответствовать его уровню, нужно опуститься на четвереньки, а то и ползком поползти. Только стоит ли?

* * *

В конце концов всё будет так, как и должно быть. Разница в одном — в издержках.

* * *

Когда страна переживает кризис, все должны нести одинаковые тяготы. Если бы наша правящая верхушка состояла из порядочных людей, реформы в России проводились бы по-иному. Если бы и им было так же больно, как и народу, они бы позаботились о наркозе, а не об одной только водке.

* * *

Современная политика — сплошное актёрство, вся на виду, игра на публику. Ничего за душой и в душе. Пустота, бессодержательность, близорукость. Куриная слепота и дальтонизм. Керенщина.

* * *

В провинции мысли неплохо рождаются, но плохо распространяются.

* * *

Разрушители-интернационалисты и государственники-империалисты. Государство, совершив мутацию с помощью первых, начало восстанавливаться при сознательной помощи вторых и невольной, нечаянной — первых. И, встав на ноги, безжалостно уничтожило руками вторых смертельно опасных для окрепшей новой государственности бациллоносителей разрушительства.

* * *

Третья мировая война, известная как «холодная» (а точнее было бы сказать «армреслинговая»), будучи в сущности продолжением Второй мировой, обнажила подлинную основу всех войн, сделала её своим основным оружием. Если Вторая мировая война была «войной моторов», то Третья — войной ресурсов. В конце концов, начиная с войн Рима и Карфагена, в войне побеждает тот, у кого больше ресурсов. А в «холодной» (или, если угодно, «армреслинговой») это проявилось в чистом виде, в виде войны ресурсов.

* * *

Каков человек, такова и его половина. Какой муж, такая и жена. По мужу и жена. Жена стерва — муж слизняк.

* * *

«Что делать?» — первый, наверное, роман отставного литературного критика, решившего (на вынужденном, правда, досуге) утереть нос писателям-профессионалам. И пошли с тех пор писать на Руси литературоведы и критики, всех забили, всех за пояс заткнули, всех вконец записали.

* * *

Раньше (при советском феодально-крепостном строе) заставляли трудиться, загоняли в труд палками, а теперь (при либерально-буржуазном) — соблазнами (и проще, и надёжнее). В первом случае надежд у трудящихся не было никаких, во втором они появляются, только призрачные, как сказочный выигрыш в лотерею.

* * *

Все эти наши Смуты, периоды смутного времени — это периоды мутации государственной системы, её ломки и nерехода в иное, новое качество. Русь дотатарская, княжеская — Катастрофа; татарское Иго — Московская Русь, Царская — Катастрофа; Смутное время — Российская империя — Катастрофа; «Революция», большевицкое Иго — Советский Союз, Красная империя — Катастрофа; «Перестройка» — Российская республика, криминально-буржуазная — ...

* * *

Кто какую жену заслуживает, тот такую и находит. Но хороших жён не находят — их воспитывают.

* * *

Человек берётся за оружие (в революцию), когда ему кажется, что деваться уже некуда, что он припёрт к стенке, что его положение безвыходно, и сразу оказывается в положении, которое намного хуже того, что казалось ему безвыходным, — да зачастую просто погибает, погибают его близкие, жизнь которых он хотел, взявшись за оружие, улучшить. Тщета революций, насилия вообще. Взявший меч от меча и погибнет.

* * *

Гений Гоголя — насколько он современен. Чичиков давно стал преуспевающим банкиром, финансистом и, наверное, чтобы укрыться от Закона под его же сенью, подался в депутаты или в правительство, где, наряду с ним, делами страны вершат Манилов, Ноздрёв и Собакевич (с Хлестаковым в придачу). А капитан Копейкин, наш рыцарь печального образа, как и встарь, сражается за справедливость с отечественными ветряными мельницами.

* * *

Провинциальная интеллигенция полезла в политику, потому что не видит иного способа перебраться в столицу.

* * *

На политику взирают кaк на своего рода синекуру многие, примеряющие себя к политическому поприщу. И не идёт в голову, что политика — это прежде всего ответственность за принимаемые решения, поиск правильных, оптимальных решений и ответственность за их воплощение. А мы видим только уклоняющихся и от решений, и от ответственности.

* * *

Современное представление о политической деятельности как о месте в Думе (этом российском «куцем» парламенте), а о нём — как о доходном месте.

* * *

Когда не могут похвастать умом, похваляются своей практичностью, дальновидностью, прозорливостью.