Воспоминаньям нет границ

Фаина Канашева
       Мои воспоминания о писателе И. Эренбурге. Это было в начале пятидесятых годов. Я работала в школьном интернате (позже «Санаторий Истра») в должности секретаря-машинистки. Было теплое лето, в мое окошко светило солнышко. Я печатала на машинке какой-то срочный материал.

Вдруг зазвонил телефон. Я взяла трубку. Звонил из Москвы мужчина. Он просил меня сходить на дачу к писателю Илье Эренбургу и передать важные сведения для него, потому что у писателя не работал временно телефон. Мужчина очень меня просил, и я согласилась. Я закрыла свой кабинет и пошла на дачи НИЛ, где стояла усадьба писателя Эренбурга. Идти мне надо было минут тридцать.

       Я спешила, и пришлось полдороги бежать, чтобы как можно быстрей вернуться на свое рабочее место. Работы было у меня всегда много. Вошла в калитку дачи и пошла по ухоженной дорожке. Подошла к крыльцу.

 В это время отворилась входная дверь дома, и вышел сам писатель. Он остановился на верхней ступеньке и молча посмотрел на меня. Я начала ему говорить о том, о чем просил меня мужчина, звонивший из Москвы. Эренбург выслушал меня, и ни слова не сказав, открыл дверь в свой дом и скрылся за ней.

 Меня поразило его поведение. Он даже не спустился ко мне с высоких ступеней и не пригласил подойти к нему ближе, где он сам стоял. Он даже не сказал мне спасибо. Я была удивлена. Вот оказывается, как люди, достигшие высокого положения, становятся, откровенно говоря, невежливыми, или просто не замечают других людей, ниже себя по статусу. Я бы сказала, унижают своим высокомерием.

 В следующий раз я уже отказала звонившим из Москвы и никогда больше к Эренбургу с поручениями не ходила. Еще раз мне пришлось понаблюдать за нетактичным поведением этого писателя в день выборов.

 Избирательный участок находился в Доме отдыха на территории поселка «Пионерский» недалеко от дачного поселка НИЛ.
 Я была в участковой комиссии, и сидела за столом, принимая людей и выдавая им бюллетени. Директором дома отдыха был Николай Николаевич, фамилию которого уже забыла.

Роста он был небольшого, на спине небольшой горб. Лицо его было не особо привлекательное, но зато характер был душевный. Сотрудники дома отдыха его уважали и постоянно хвалили за доброту и отзывчивость.

Открылась дверь в очередной раз на избирательный участок, и вошел под руку с женой знаменитый писатель Илья Григорьевич Эренбург. Директор Николай Николаевич пошел к ним навстречу и протянул свою правую руку для пожатия писателю, но тот сделал вид, что не заметил его руки и отвернул голову в сторону, не подавая своей руки директору.

Жена же Ильи Григорьевича моментально протянула директору свою руку и с очаровательной улыбкой пожала руку директору, тем самым вывела Николая Николаевича из неприятного, унизительного положения.
 Жена Эренбурга очень красивая, стройная женщина и, конечно же, мудрая.

Проголосовав, супруги Эренбург тот час же ушли. Люди немного повозмущались выходкой писателя. Николай Николаевич на избирательном участке больше не появился.

Вскоре открылась дверь, и с веселым шумом вошли человек двадцать прекрасных нарядных девушек одного роста и все сказочно красивы и милы. Это пришли проголосовать артистки из ансамбля знаменитой «Березки».

Они ввели себя высокомерно. Это слава их избаловала. Я читала произведения Эренбурга, не все конечно. Восхищалась написанным, а больше самим автором. Возможно, когда я ходила к нему с поручением из Москвы, и то, что я ему передала, он воспринял, как неприятное сообщение, потому он вроде бы меня и не заметил, а ушел в свои мысли, не знаю, но мне кажется, что человек всегда должен оставаться внимательным и к другим, если они даже ниже его по статусу.

Но я обиды на него не держала никогда и не держу. Он человек мирового значения, дел у него много и как у писателя и как у депутата Верховного совета и как у общественного деятеля.

Мне все равно приятно, что в нашем районе в то далекое советское время проживал знаменитый писатель Илья Григорьевич Эренбург с семьей во время своего отдыха и отрадно, что я лично его видела два раза. Приятно также было увидеть близко от себя девушек из так всеми любимого ансамбля «Березка».