Димкина дорога

Любовь Карпенко
       

Офис опустел, настал час обеденного перерыва. Дмитрий остался в своём кабинете. Стоял у окна и смотрел, как его сотрудники спешили в маленькое и уютное кафе через дорогу. Быстро перекусив, они пойдут в сквер подышать воздухом и погреться на ласковом весеннем солнышке.

Дмитрию идти никуда не хотелось. Он сел за стол, положил подбородок на руки и уткнулся взглядом в стоявшую на столе фотографию в рамочке. На фотографии было лицо пожилой женщины с очень красивыми и печальными глазами. Это была фотография  бабушки, самого дорогого человека в жизни Дмитрия. И сегодня была годовщина её смерти. Дмитрий смотрел на фотографию и вспоминал своё детство, юность и то время, когда он стал совсем самостоятельным. И все эти воспоминания неразрывно были связаны с его бабулей.

Родители Димки были археологами. Работа поглощала их с головой. Димке ещё и четырёх лет не исполнилось, как матушка засобиралась в экспедицию. Димку оставили на бабулю, и они переехали в небольшой, но очень уютный домик в деревне. Ребёнку нужен был свежий воздух, да и бабуля отказывалась оставаться в городе, соскучилась по своей деревне и живности, за которой присматривали соседи. Переехали по весне, а к лету по двору уже бегал целый выводок маленьких цыплят, переваливались с боку на бок смешные утята и гусята. Сосед принёс подросшего щенка, для которого сам же и будку соорудил, и поставил её в углу большого двора. А Димка выпросил у других соседей рыжего месячного котёнка, притащил его в дом и не мог нарадоваться своему подарку. Бабушка не была против кота в доме, наоборот, объяснила Димке, как полезен кот в хозяйстве.

Димка всегда был чем - то занят. После плотного завтрака, подтянув шорты на тугом животике, малыш выбегал из дома во двор. Оглядевшись по - хозяйски, Димка начинал охоту на живность. Он ловил по двору пищащую мелкотню, засовывая свою добычу за пазуху. Когда на рубашке начинали отлетать пуговицы, и живность разлеталась по двору, он занятие своё прекращал и шёл в огород, подёргать молодую морковь или понаблюдать, как растёт горох или клубника.

А когда Димке уже пятый год пошёл, произошёл с ним случай, который он до сих пор помнил. Лето на дворе, духота страшная. Дождей не было дней десять. Димка маялся в доме, во дворе пусто, всё живое попряталось в большом сарае, где было всегда прохладно. Димка вышел во двор. Походил, посмотрел и ничего лучше не придумал, как выманить пса из будки, чтобы с ним поиграть. Пёс из будки вылезать не хотел и признаков жизни не подавал. Димка оторвал небольшую ветку от куста, ободрал с неё листья, засунул руку в будку и стал прутом пса хлестать. Пёс в будке уворачивался, как только мог. Потом скулить начал громко и с подвываниями. Бабушка на крыльцо дома вышла, увидела, что Димка вытворяет, прут из его руки вытащила и ну давай этим прутом по ногам Димку хлестать. Не сильно хлестала, но так, чтобы чувствительно было. Димка прыгал молодым козлом и во всю глотку орал:
- Больно же, бабушка, больно! Я не подумал, я больше так делать не стану!
- А вот потом и посмотрим, как не станешь, а сейчас ты поймёшь, что всё живое чувствует, когда его секут прутом!- приговаривала бабушка, держа за шкирку извивающегося юлой пострелёнка.
Сечь больше Димку не стали, его препроводили в дом, и посадили под замок. А когда бабуля освободилась от домашних хлопот, начался урок воспитания подрастающего поколения. Бабуля долго рассказывала, что такое жестокость и как её избежать, чтобы сердце каменным не стало. А Димка слушал и представлял, что его сердце вдруг стало как камешек, таким же твёрдым и холодным. И оно остановилось и застыло. И Димка совсем перестал чувствовать и стал, как тряпичная кукла, которая смотрит на мир глазами пуговками и совсем ничего не видит.
Испугался Димка. Совсем не хотелось ему куклой становиться. Прижался к бабуле и на ухо стал ей шептать, что он обязательно исправится, и плохо поступать больше не будет. И что хочет он всё своими глазами видеть, и небо голубое, и радугу и всё, всё, всё! И слышать он тоже хочет, и как птицы красиво поют, и как лес шумит, и как вода бежит. А ещё он хочет вырасти большим - пребольшим, как его папа, и стать археологом, чтобы за моря, за леса ездить и весь мир посмотреть.

Бабушка гладила внука по светловолосой голове и улыбалась. Урок пошёл мальцу на пользу. Да и не только с Димкой приходилось бабуле беседовать. Многие люди в деревеньке к ней тянулись. Бывало и так, что приходилось и уму – разуму учить. Прибежит молодуха, которая ещё и года после замужества не прожила, а уже от хлопот домашних устала так, что и свет белый не мил стал. Сидит с ней бабуля долго, всё объясняет, терпению учит. А Димка рядышком, всё слушает, да на ус наматывает. А бабуля его и не гнала, хоть и мал внук, а, глядишь, что - нибудь в памяти, да и останется. А то бывало и мужики наведывались со своими проблемами. Уйдут в запой, а когда остановиться пора и не получается, к бабуле бегут. Она им страхов понарассказывает, мужики потом не только из запоя выходили, но и вовсе пить бросали. А Димка из этих разговоров усвоил, что водка и самогон это такая дрянь, которая мозг человека разрушает и человек превращается в отвратительное создание, которое постоянно ходит грязное, не может за собой ухаживать и с ним никто не хочет дружить. Так он и живёт всю оставшуюся жизнь один одинёшенек.

С тех самых пор бабуля внука без сказки спать не укладывала, мальчик рос, и требовалось всё больше уделять ему внимания, а не только кормить, поить, да приглядывать, чтобы чего не натворил. На сказки она была выдумщица великая. Что ни вечер, то всё новая сказка. Учила она внука мир видеть, да ничего из увиденного не упускать. И Димка стал благодарным слушателем. А вскоре и конец у сказок стал придумывать, да такой, где всё хорошо заканчивается, и остаются, все сказочные герои, живы и здоровы.

А тут Димке и своя сказка приснилась.
И снилось ему, что бредёт он узкой тропинкой через лес. Дорогу к деревеньке ищет, да всё никак найти не может. Вдруг видит, а лес слева от него потемнел и стал больше похож на лес из страшной сказки, где все деревья корявые и страшные, и между ними кусты непроходимые. Идет Димка, боится, да всё больше к правой стороне жмётся. Дорога вдруг в тёмном лесу открылась, а на дороге той нечисти всякой видимо – невидимо. Манят они к себе Димку, разными голосами зазывают. Мол, иди к нам, мы тебя царём своим сделаем, править нами станешь. Испугался Димка, рванул вперёд по тропинке, что было мочи. Долго бежал без оглядки, пока на правой стороне леса дорогу широкую не увидел. А на той дороге девица – краса стоит, рукой Димку к себе манит. Шагнул Димка на дорогу, за девицей пошёл. Шли они так, пока впереди город не показался. Город тот был красоты сказочной, с куполами золотыми, да крышами серебрёнными. А посреди огромной площади дворец возвышается. А девица Димке и говорит, что может он в этом городе остаться, потому что нет его деревеньки больше, сгинула деревенька, вместе со всеми жителями. А жить он может в этом дворце, ни в чём не нуждаясь.

Как услышал Димка, что его деревеньки нет, не поверил словам девицы. Выскочил опрометью из города на дорогу, добежал до тропинки в лесу и помчался, что есть силы вперёд. Уже и сил не было, когда увидел, что лес кончился, а впереди широкое ржаное поле. А в поле жёлтом васильки, да так их много, что кажется, небо рассыпалось на маленькие кусочки и упало в рожь. А воздух свежий – свежий, и трава от дождика мокрая. И увидел Димка над полем радугу, и от такой красоты сердце у него радостно забилось. Радуга искрилась на солнце, переливалась своим многоцветием, а под её дугой, увидел Димка свою деревеньку, которая никуда не исчезла и стояла там, где и всегда стояла. Чистенькая, с домиками беленькими, в зелени утопает, дождём вымытой.

Проснулся Димка, да к бабуле побежал. Стал он ей сон свой рассказывать, да всё пытал, почему ему такой сон приснился. И бабуля ему сказала, что стоял он перед выбором, как он жить дальше станет. Либо по тёмной дорожке пойдёт, с людьми плохими свяжется, либо вообще лёгкой жизни искать станет, да всех своих родных забудет, либо выберет он путь правильный, пусть он будет и нелёгкий, да сначала трудиться много придётся, да во многом себя ограничивать, зато потом ни о чём жалеть не придётся. И придут разум и сердце в гармонию, чтобы жить было радостно и никакие тяготы не могли этой гармонии нарушить. И Димка решил, что его разум и сердце обязательно будут жить в гармонии.

Дмитрий рос, мужал, но всё это время самым лучшим другом для него была его бабуля. Только с ней он мог говорить обо всём, только ей он доверял всё самое сокровенное. Бабуля была долгожительницей, умерла от старости. Просто почувствовала, что пора уходить. А перед этим всех своих созвала, да строго – настрого приказала, жить по уму, да по совести и связей родственных не терять. А потом к смерти приготовилась, в постель легла, да наказала захоронить её на деревенском кладбище, где муж её покоился, а в город не везти. Да ещё наказала не горевать и слёзы не лить, мол, нечего беспокоить её в тот момент, когда она перед богом предстанет, не до них ей будет. Заснула бабуля, казалось обычным сном. Да вот только в четыре часа утра, Димке почудилось, что кто - то осторожно гладил ладонью его голову, оттого и проснулся. Дмитрий быстрыми шагами подошёл к кровати бабули, почувствовав беду. Дыхания у неё уже не было. Жила она тихо, никого никогда не беспокоя, сама во всех своих проблемах разбиралась, и ушла так же тихо.

И к тому времени Дмитрий уже нашёл свою дорогу.  Он твёрдо стоял на ногах, уверенно шагал по жизни и всегда помнил свой сон и бабушкины слова о том, что большой путь всегда начинается с узкой и неудобной тропинки, которую обязательно надо пройти до самого её конца, преодолевая на своём пути все преграды.