Лев Толстой - Жизнь в настоящем

Виктор Постников
 ЖИЗНЬ ВЪ НАСТОЯЩЕМЪ.

       Людямъ кажется, что жизнь ихъ проходитъ во времени — въ прошедшемъ и будущемъ. Но это только кажется: истинная жизнь человеческая не проходитъ во времени, а всегда есть въ той безвременной точке, въ которой прошедшее сходится съ будущимъ и которую мы неправильно называемъ настоящимъ временемъ. Въ этой безвременной точке настоящего, и только въ этой точке, человекъ свободенъ, и потому въ настоящемъ, и только въ настоящемъ, истинная жизнь человека.

I
Истинная жизнь не во времени.

1.
Прошлаго уже нетъ, будущее еще не пришло. Что же есть? Только та точка, где сходятся будущее съ прошедшимъ. Казалось бы, точка—это ничто, а между темъ только въ этой точки вся жизнь наша.

2.
Намъ только кажется, что есть время. Его неть. Время, это—только приспособление, посредствомъ котораго мы постепенно видимъ то, что действительно есть и что всегда одно. Глазъ не видитъ шара всего сразу, хотя шаръ существуетъ весь сразу. Для того, чтобы глазъ виделъ шаръ, нужно, чтобы шаръ вертелся передъ глазомъ, который смотритъ на него. Такъ и Миръ развертывается, или какъ будто развертывается, передъ глазами людей во времени. Для высшаго разума нетъ времени: что будетъ, то есть. Время и пространство, это—раскрошение безконечнаго для пользования имъ существами конечными. Амиель.

3.
Нетъ ни «прежде», ни «после»: то, что случится завтра, уже действительно есть в вечности.
        Ангелусъ

4.
Времени и пространства нетъ: и то и другое необходимо намъ только для того, чтобы мы могли понимать предметы. И потому очень ошибочно думать, что разсуждения о звездахъ, светъ которыхъ еще не дошелъ до насъ, и о состоянии солнца за миллионы летъ и т. п. суть разсуждения очень важныя. Въ такихъ разсужденияхъ нетъ ничего но только важнаго, но нетъ ничего серьезнаго. Все это только праздная игра ума.

5.
Времени нетъ, есть только мгновение. А въ немъ-то, въ этомъ мгновении, вся наша жизнь. И потому въ одно это мгновение надо полагать все свои силы.

6.
Если жизнь вне времени, то для чего же она проявляется во времени и пространстве? А для того, что только во времени и пространстве можетъ быть движение, то-есть стремление къ расширению, просветлению, къ совершенству. Если бы не было пространства и времени, не было бы движения, не было бы жизни.


II.
Духовная жизнь человека вне времени и пространства.

1.
Время только для телесной жизни. Духовное же существо человека всегда вне времени. А вне времени оно потому, что деятельность духовнаго существа человека только въ усилии сознания. А усилье сознания всегда вне времени, потому что оно всегда только въ настоящем, а настоящее не во времени.

2.
Мы не можемъ представить себе жизнь после смерти и не можемъ вспомнить жизнь до рожденья, потому что не можемъ представлять себе ничего вне времени. А между темъ мы лучше всего знаемъ нашу жизнь вне времени—въ настоящемъ.

3.
Наша душа брошена въ тело, где она находитъ число, время, измерение. Она разсуждаетъ объ этомъ и называетъ это природой, необходимостью, и не можетъ мыслить иначе.
       Паскаль.

4.
Мы говоримъ, что идетъ время. Это неверно. Идемъ мы, а не время. Когда мы плывемъ по реке, намъ кажется, что идутъ берега, а не лодка, на которой мы плывемъ. Такъ и время.
Хорошо почаще вспоминать о томъ, что наша истинная жизнь не одна наружная, телесная, какую мы проживаемъ здесь, на земле, на нашихъ глазахъ, но что вместе с этой жизнью есть въ насъ и другая, внутренняя жизнь, духовная, которой не было начала и нетъ конца.

 
III.
Истинная жизнь только въ настоящемъ.

1.
Способность помнить прошедшее и представлять себе будущее дана намъ только для того, чтобы, руководясь соображениями о томъ или другомъ, времени, решать поступки настоящего, а никакъ не для того, чтобы жалеть о прошедшемъ или готовить будущее.

2.
Человекъ живетъ только настоящее мгновение. Все остальное или прошло уже, или неизвестно,-будетъ ли.
       Маркъ Аврелий.

3.
Мы только отъ того мучимся прошедшимъ и портимъ себе будущее, что мало заняты настоящимъ. Прошедшее было, будущаго нетъ, есть одно настоящее.

4.
Будущее состояние наше всегда будетъ казаться мечтой для нашего теперешняго состояния.
Важна не длина жизни, но глубина ея. Дело не въ продолжении жизни, но въ томъ, чтобы жить не во времени. А живемъ мы не во времени только тогда, когда мы живемъ
усилиемъ добра. Когда мы живемъ такъ, мы не задаемъ себе вопроса о времени.
       По Эмерсону.

5.
«Жить до вечера, и до веку»—значитъ жить такъ, какъ будто всякую минуту доживаешь последний часъ и можешь успеть сделать только самое важное, и вместе съ темъ жить такъ, какъ будто дело, которое ты делаешь, ты будешь продолжать безъ конца.

6.
Время за нами, время передъ нами, при насъ его нъть. Какъ только станешь больше думать о томъ, что было, или о томъ, что будетъ, какъ потеряешь главное: жизнь истинную въ настоящемъ.

7.
Мгновение только мгновение,—человеку кажется такъ неважно мгновение, что онъ пропускаетъ его, а только въ этомъ вся его жизнь, только въ мгновении настоящаго можетъ онъ сделать то усилие, которымъ берется Царство Божие и внутри и вне насъ.

8.
Побороть дурныя привычки можно только сегодня, а не завтра.
       К о н ф у ц и й.

9.
Все неважно, кроме того, что мы делаемъ въ настоящую минуту.

10.
Хорошо не думать о завтрашнемъ дне; но для того, чтобы не думать о немъ, есть только одно средство: думать, не переставая, о томъ, такъ ли я исполняю дело настоящаго дня, часа, минуты.

11.
Трудно среди общения съ людьми, въ минуты увлечения мыслями о прошедшемъ и будущемъ, вспомнить о томъ, что жизнь твоя сейчасъ въ этомъ моменте настоящаго. Но какъ важно и драгоценно вспоминать это! Старайся приучать себя къ этому. Много зла избъгнетъ человекъ, если приучится къ памятованию о томъ, что важно въ жизни только настоящее, что только оно одно есть. Все остальное—мечта.
 
12.
Какъ только ушелъ въ прошедшее и будущее, такъ ушелъ отъ настоящей жизни, и отъ этого тотчасъ же сиротливо, несвободно, одиноко.

13.
Сколько нравственныхъ мучений—и все это, чтобы умереть черезъ несколько минутъ! Стало-быть, не о чемъ и заботиться.
Нет, это неправда. Есть твоя жизнь сейчасъ. Временъ нетъ, и сейчасъ стоить сотенъ летъ, если ты сейчасъ будешь жить съ Богомъ.
       по Амиелю.

14.
Говорятъ: человекъ не свободенъ, потому что все, что онъ делаетъ, имеетъ свою, предшествующую во времени, причину. Но человекъ действуетъ всегда только въ настоящемъ, а настоящее вне времени, — оно только точка соприкосновения прошедшаго и будущаго. И потому въ мгновении настоящаго человекъ всегда свободенъ.

15.
Только въ настоящемъ проявляется свободная божественная сила жизни, и потому деятельность настоящаго должна иметь свойства божественнаго, то-есть должна быть разумна и добра.
Спросили у мудреца: какое дело самое важное? Какой человекъ самый важный? И какое время въ жизни самое важное?
И мудрецъ ответилъ: «Дело самое важное — то, чтобы быть въ любви со всеми людьми, потому что въ этомъ дело жизни всякаго человека.
«Человекъ самый важный тотъ, съ кемъ въ эту настоящую минуту ты имешь дело, потому что никогда не можешь знать, будешь ли еще иметь дело съ какимъ-либо другимъ человекомъ.
«Время же самое важное — одно настоящее, потому что въ немъ одномъ человекъ властенъ надъ собою.

 
IV. Любовь проявляется только въ настоящемъ.

1.
Главное дело въ жизни — любовь. Любить нельзя ни въ прошедшемъ, ни въ будущемъ. Любить можно только въ настоящемъ, сейчасъ, сию минуту.

2.
Только когда не руководишься въ своихъ поступкахъ ни прошедшимъ ни будущимъ, а требованиемъ своей души въ настоящемъ, можешь поступать вполне любовно.

3.
Любовь, это — проявление божественной сущности, для которой нетъ времени, и потому любовь проявляется только въ настоящемъ, сейчасъ, во всякую минуту настоящаго.

4.
Надо не думать о будущемъ, а только въ настоящемъ стараться делать жизнь радостной для себя и другихъ. «Завтрашний день печется самъ о себъ». Это великая правда. Темъ-то и хороша жизнь, что никакъ не знаешь, что нужно для будущего. Одно наверное нужно и годится всегда—въ настоящую минуту любовь къ людямъ.

5.
Любить вообще — значитъ делать доброе. Такъ мы все понимаемъ и не можемъ иначе понимать любовь.
И любовь не только слово, но это дела, которыя мы делаемъ для блага другихъ.
Если человекъ решаетъ, что ему лучше воздержаться отъ требований настоящей самой малой любви во имя другой Будущей большей любви, то онъ обманываетъ или себя или другихъ и никого не любитъ, кроме себя одного.
Любви въ будущемъ не бываетъ: любовь бываетъ только въ настоящемъ. Если человек не делаетъ дела любви въ настоящемъ, въ немъ нетъ любви.

6.
Ты хочешь добра. А добро можетъ быть только сейчасъ; въ будущемъ не можетъ быть добра, потому что будущаго ньтъ. Есть только настоящее.

7.
Никогда не откладывай добраго дела, если можешь сделать его нынче, потому что смерть не разбираетъ того, сделалъ или не сделалъ ты то, что долженъ. Смерть никого и ничего не дожидается. И потому для человека важнее всего въ мире то, что онъ сейчасъ делаетъ.

8.
Если бы только мы чаще вспоминали о томъ, что никогда не вернешь потеряннаго времени, никогда не переделаешь сделаннаго зла, мы больше бы делали добра, меньше делали бы зла.

9.
Не будемъ медлить, чтобы быть справедливыми, сострадательными. Не будемъ ждать особенныхъ страданий другихъ людей или нашихъ. Жизнь коротка, и потому будемъ торо¬
питься радовать сердца нашихъ спутниковъ въ этомъ короткомъ переезде». Поспешим быть добрыми.
       Амиель

10.
Помни, что если ты можешь сделать хорошее дъло, оказать любовь кому-нибудь, то надо делать это сейчасъ, потому что пройдетъ случай и не возвратится.
 
11.
Добрые люди забываютъ то хорошее, что они сделали: они такъ заняты тъмъ, что сейчасъ делаютъ, что не думаютъ о том, что уже сделали.
       Китайская пословица.

12.
Жизнь сейчасъ, въ настоящемъ, это то состояние, въ которомъ живетъ въ насъ Богъ. И потому настоящее мгповение въ жизни дороже всего. Все силы души употребляй на то, чтобы не даромъ прошло это мгновение и чтобы не скрыть отъ себя того Бога, который могъ проявиться въ тебе.

V.
Соблазнъ приготовления къ жизни вместо самой жизни.

1.
«Теперь мне можно на время отступить отъ того, что должно и чего требуетъ моя совесть, потому что я не готовъ», говоритъ себъ человекъ. «А вотъ я приготовлюсь, наступитъ время, и тогда я начну жить уже вполне сообразно съ своей совестью».
Ложь этого разсуждения въ томъ, что человекъ отступаетъ отъ жизни въ настоящемъ, одной действительной жизни, и переноситъ ее въ будущее, тогда какъ будущее не принадлежим ему.

Для того, чтобы не подпасть этому соблазну, человеку надо понимать и помнить, что готовиться некогда, что онъ долженъ жить наилучшимъ образомъ сейчасъ, такой, какой онъ есть, что совершенствование, нужное для него, есть только одно совершенствование въ любви, а это совершенствование совершается только въ настоящемъ. И потому человекъ долженъ, не откладывая, жить всякую минуту всеми своими силами для исполнения того назначения, для котораго онъ пришелъ въ миръ и которое одно можетъ дать ему истинное благо. Человекъ долженъ жить такъ, зная, что всякую минуту онъ можетъ быть лишенъ возможности этого исполнения.

2.
«Это я сделаю, когда вырасту большой». «Я такъ буду жить, когда кончу учение, когда женюсь». «А я такъ устроюсь, когда у меня будутъ дети, когда женю сына, или когда разбогатею, или когда перейду въ другое место, или когда состарюсь».
Такъ говорятъ и дети, и взрослые, и старики, а никто не знаетъ, проживетъ ли онъ до вечера. Про все эти дела мы не можемъ знать, доведется или не доведется намъ делать ихъ, не помешаетъ ли смерть.
Только одному делу не можетъ помешать смерть: смерть не можетъ помешать тому, чтобы во всякий часъ, пока живъ исполнять волю Бога—любить людей.

3.
Мы часто говоримъ и думаемъ, что «я не могу делать всего, что должно, въ томъ положении, въ которомъ нахожусь теперь». Какъ это несправедливо! Та внутренняя работа, въ которой и заключается жизнь, всегда возможна. Ты въ тюрьме, ты боленъ, ты лишенъ возможности какой бы то ни было внешней деятельности, тебя оскорбляютъ, мучатъ,—но внутренняя жизнь твоя въ твоей власти: ты можешь въ мысляхъ упрекать, осуждать, завидовать, ненавидеть людей и можешь въ мысляхъ же подавлять эти чувства и заменять ихъ добрыми. Такъ что всякая минута твоей жизни твоя, и никто не можетъ отнять ее у тебя.

4.
Когда я говорю: «Я не могу этого сделать», я выражаюсь неверно. Я долженъ сказать, что я не могъ этого сделать прежде. То же, что въ каждую минуту настоящаго я могу самъ съ собою сделать все, что хочу, это я несомненно знаю. И хорошо человеку знать это.

5.
Сознание своего нездоровья, заботы объ устранении его, главное—мысль о томъ, что я теперь нездоровъ и не могу, а вотъ дай выздоровлю, тогда сделаю,—все это великий соблазнъ. Это ведь значитъ говорить: не хочу того, что мне дано, а того, чего нетъ. Всегда можно радоваться тому, что сейчасъ есть, и делать изъ того, что есть (то-есть техъ силъ, какие есть), все, что можно.

6.
Всякий настоящей часъ есть критический, решающий часъ. Запиши въ своемъ сердце, что каждый день—самый лучший день всего года, каждый часъ—лучший часъ, каждое мгновение—лучшее мгновение. Оно лучшее потому, что оно одно твое.
       По Эмерсону.

7.
Для того, чтобы провести наилучшимъ образомъ свою жизнь, надо помнить, что вся жизнь только въ настоящемъ, и стараться наилучшимъ образомъ поступать въ каждую минуту настоящаго.

8.
Тебе нехорошо,—и тебе кажется, что это оттого, что ты не можешь жить такъ, какъ бы ты хотелъ, что ты бы легче сделаль то, что считаешь должнымъ, если бы жизнь твоя была другая. Это неправда. У тебя есть все то, чего ты такъ желаешь. Во всякую минуту жизни ты можешь сделать самое лучшее, что ты можешь только сделать.

9.
Въ жизни, въ настоящей жизни, не можетъ быть ничего лучше того, что есть. Желать другого, чемъ то, что есть—кощунство.
 
10.
Большие, важные, великие дела, которыя могутъ быть окончены только въ будущемъ,—все это не настояшие дела, не для Бога сделанные. Если веришь въ Бога, то будешь верить въ жизнь въ настоящемъ, будешь делать такие дела, которыя вполне закончены въ настоящемъ.

11.
Наибольшее сближение съ Богомъ, это—наибольшее сосредоточение въ настоящемъ, и наоборотъ, чемъ больше занятъ прошедшимъ или будущимъ, тъмъ больше удаляешься отъ
Бога.

12.
Моmento mori, помни смерть!— великое слово... Если бы мы помнили то, что мы неизбежно и скоро умремъ, вся жизнь наша была бы СОВСЕМЪ другая. Если человекъ знаетъ, что онъ умретъ черезъ полчаса, то онъ наверное не станетъ делать ни пустого, ни глупаго, ни, главное, дурного въ эти полчаса. Но полвека, которые, можетъ-быть, отделяютъ тебя отъ смерти, разве не то же, что полчаса?

VI.
Последствия нашихъ поступковъ дело не наше, а Божье.

1.
Все последствия нашихъ поступковъ никогда не могутъ быть доступны намъ, потому что все последствия нашихъ поступковъ безконечны въ безконечномъ мире и безконечномъ времени.

2.
Если ты можешь видеть все последствия твоей деятельности, то знай, что эта деятельность ничтожна.

3.
Люди говорятъ: «нельзя жить, если мы не знаемъ того, что насъ ожидаетъ. Надо готовиться къ тому, что будетъ». Это неправда. Настоящая хорошая жизнь бываетъ именно тогда, когда не думаешь о томъ, что будетъ съ моимъ теломъ, а только о томъ, что мне для своей души нужно сейчасъ. А для души нужно только одно: делать то, что соединяетъ мою душу со всеми людьми и съ Богомъ.

4.
Наши поступки сейчасъ, сию минуту, это наше, а что изъ нихъ выйдетъ — то дъло Бож1е.
       Св. Франциск.

5.
Живя духовной жизнью, то-есть заодно съ Богомъ, человекъ, хотя и не можетъ знать послъдствий своихъ поступковъ, знаетъ наверное, что послъдствия эти будутъ благия.

6.
Поступокъ, совершенный безъ всякихъ соображений о какихъ бы то ни было послъдствияхъ, въ виду только исполнения воли Бога, есть наилучший поступокъ, который можетъ быть сделанъ человекомъ.

7.
Какъ только думаешь о послъдствияхъ своей деятельности, такъ чувствуешь свою слабость и ничтожность; а какъ только подумаешь о томъ, что дело твое въ томъ, чтобы делать сейчасъ волю Пославшаго, такъ чувствуешь свободу, радость и силу.

8.
Награда доброй жизни никакъ не въ будущемъ, а въ настоящем. Сейчасъ делаешь хорошо — и сейчасъ тебе хорошо. А делаешь хорошо, то и последствия не могутъ не быть хорошими.

VII.
Для людей, понимающихъ значение жизни въ настоящемъ, не можетъ быть вопроса о загробной жизни.

1.
Мы путаемся въ мысляхъ о будущей жизни. Мы спрашиваемъ себя, что будетъ посли смерти? Но ведь объ этомъ нельзя спрашивать,—нельзя спрашивать потому, что жизнь и будущее, это—противоречие: жизнь только въ настоящемъ. Намъ кажется, что она была и будешь,—а жизнь только есть. Надо решать не вопросъ о будущемъ, а о томъ, какъ жить въ настоящемъ, сейчасъ.

2.
Мы всегда въ неведении о телесной жизни, потому что телесная жизнь вся происходитъ во времени, а мы не можемъ знать будущаго. Въ области же духовной нетъ будущаго. И потому неизвестность нашей жизни уменьшается въ той мере - въ которой жизнь наша переходитъ отъ телесной къ духовной, въ той мере, въ которой мы живемъ настоящимъ.

3.
Предназначенный намъ трудъ мы должны выполнять честно и безукоризненно, все равно, надеемся ли мы со временемъ стать ангелами или веримъ въ то, что мы когда-то были
слизняками.
       Джон Рескин.
 
4.
Главный вопросъ жизни нашей только въ томъ, то ли мы делаемъ въ этотъ короткий, данный намъ срокъ жизни, чего хочетъ отъ насъ Тотъ, Кто послалъ насъ въ жизнь. То ли мы делаемъ?

5.
По мере продления жизни, и въ особенности доброй жизни, ослабеваютъ значение времени и интересъ вопроса о томъ, что будетъ. Чемъ старше, темъ быстрее идетъ время, темъ все меньше и меньше получаетъ значения то, что «будетъ», и все больше и больше то, что «есть».

6.
Если ты можешь вознестись духомъ выше пространства и времени, то ты въ каждое мгновение находишься въ вечности.
       Ангелусь.