Адресовал ли Ф. М. Достоевский роман Преступление

Виктория Леонтьева
Адресовал ли Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание» детям?

Об этой статье я думала в течение двух лет. Что останавливало меня? Незнание творчества писателя? Непонимание глубины его мыслей? Пожалуй, Достоевский мне понятен. Понятен, но вряд ли близок по духу. Писатель Ф.М. Достоевский – хороший учитель. Это то самое драгоценное для меня, что в нем есть. Мое отношение к произведениям Достоевского неоднозначно. И на сегодняшний день они еще не все мною прочитаны и обдуманы. Мне очень нравится «Дневник писателя». Но, буквально в 2006 году я впервые взяла в руки «Записки из Мертвого дома». Я ожидала другой книги. Здесь нет привычного для меня Достоевского «Записки из Мертвого дома», - это литературная фотография. После описания насильственной смерти ребенка в одном из эпизодов, было ощущение, что писатель приводит этот факт для заманивания читателя. Этакий писательский мерзкий приемчик. Зачем он здесь это написал? Что он хотел этим нам сказать – остается непонятным. «Записки из Мертвого дома» быстро наскучили мне, я не смогла дочитать их до конца.
Размышляя долгое время о статье, я думала о том, а имею ли я право нарушить признанные рамки, стандарты и мнения о творчестве Достоевского и его самом знаменитом романе «Преступление и наказание». И все-таки статья эта просится, и, возможно, сегодня пришло её время. Во всяком случае, это мое мнение. Ведь речь здесь даже пойдет не о Достоевском, а о нас с вами.
Чему мы учимся на этой книге, и чему нас учили и учат на героях романа? Правильно ли нас учили и учат реагировать на героев «Преступления и наказания», и самое непонятное здесь – зачем это произведение включено в школьную программу.
Я не согласна не только с тем, как преподносится роман, но и с тем, что роман преподается детям. (!)
Своему ребенку я запретила читать по школьной программе эту работу Достоевского. По моему родительскому пониманию – вреда от романа для школьника будет больше, чем пользы. Я посоветовала своему школьнику отложить роман на время, пока ребенок вырастет и у него сформируется самостоятельный, твердый взгляд на вещи. Только тогда, по своему желанию он может прочитать роман «Преступление и наказание», но неокрепшей детской душе, с современным уровнем преподавания, повторяю, этот роман принесет более вреда, чем пользы.
В своем детстве я ненавидела Раскольникова и мне было очень жаль Алену Ивановну. Мне было абсолютно непонятно, кто такая Соня и зачем она в романе. Я не имела никакого понятия о проблемах этой героини. Соня осталась для меня непостигнутым образом романа.
Что же касается Алены Ивановны, то одно только ее описание приводило меня в состояние грусти, и мне хотелось плакать об этой старушке. Прочтем еше раз: «Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечния, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким, вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, поожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость.(...)
- Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, - отчетливо проговорила старушка, по-прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица.(...)
Старуха помолчала, как бы враздумье, потом отступила в сторону и, указывая на дверь в комнату, произнесла, пропуская гостя вперед:
- Пройдите, батюшка.
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам, да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск, все блестело. «Лизаветина работа», - подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», - продолжил про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат».
Особенно жалостливым мне казалось описание: «это была крошечная, сухая старушонка...» Казалось, что это низко, называть героиню «старушонка». Жаль было, что она «крошечная» и «сухая». Однако, Достоевский дает этой немощи защиту от злобного внешнего мира: «с вострыми и злымим глазками, с маленьким и вострым носом». И снова находим жалостливые противоположности: «глазки», «маленький нос», и тут же «вострые и злые», «вострый нос». Все эти детали: «старушонка», «с вострыми и злыми», «с вострым носом», еще сильнее подчеркивают скрытую беспомощность Алены Ивановны. Это единственное «оружие» защиты ослабевшего от старости и болезней человека, нет у нее под мышкой топора, или ножа в кармане, чтобы защищаться. И именно все эти обстоятельства и вызывают жалость к этому персонажу. Еще жалостливее звучало для меня, что «На ее тонкой шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Здесь «шея, похожая на куриную ногу», и «старушонка» для меня звучало не отталкивающе, а жалостливо, как трагедия старости, «какое-то фланеливое тряпье», и то, что «несмотря на жару» на плечах «болталась» старая кацавейка. Старость, болезни, ушедшие силы, одиночество – вот что видела я с позиции своих детских лет в этом персонаже. Возможно такая вот жизнь Алены Ивановны, как и жизнь Раскольникова – это большое заблуждение. Но заблуждение Раскольникова не вызываело во мне сочуствие, его заблуждение отталкивающе, а заблуждение Алены Ивановны – трагедия прожитой жизни, и еще печальнеее то, что времени на понимание своего заблуждения у нее уже нет. Так же мне было жаль, что в этот худо-бедно устроенный быт и порядок вторгся Раскольников. Что сам он слабый и ничтожный по сути своей, вторгся в годами налаживаемое и не им устроенное, в чужой дом. «Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом». Опять же, здесь понималось мне, то самое заблуждение Алены Ивановны, я думала, что обидно это звучит «белобрысые», и зачем же Алена Ивановна мажет эти волосы маслом. Может это тоже способ «защиты», выход твердости характера? На первый взгляд Алена Ивановна живет замкнуто, в ограниченном пространстве своей квартиры. Однако сопоставляя с «гробом» Раскольникова и с образом жизни самого Раскольникова и квартира Алены Ивановны, и образ ее жизни (вспомним описание квартиры хозяйки, и при этом не ей подносят, как Раскольникову какую-то еду, а она сама хозяйка, знающая дело), получается, что Алена Ивановна вовсе не отрзена от внешнего мира, и не живет в замкнутом пространстве. Алена Ивановна занята делом, она в состоянии содержать дом в порядке (правда, защет Лизаветы, но Раскольников не потрудился даже «Лизавету» отыскать, чтобы привести свой дом в порядок и человеческий вид). Алена Ивановна активна, а Раскольников инертен. Алена Ивановна при деле, а Раскольников бездельничает. Трагический образ Алены Ивановны не понят до конца до сих пор. Мне не жаль было Раскольникова, он часто раздражал, был нуден, и заблуждался в жизни, еще сильнее, чем Алена Ивановна, но его заблуждение отталкивает так, как должно было отталкивать заблуждение Алены Ивановны. Беда Раскольникова в том, что он бесцелен, хотя ему кажется, что все цели намечены. На самом деле Раскольников не может определиться в жизни, из этого и вытекают все его поступки, и, как ни странно, поступки самой Алены Ивановны. Алена Ивановна живет целенаправленно, и эту целенаправленность создают ей роскольниковы. Образ Алены Ивановны чист и ясен. Алена Ивановна сильный герой, понятный герой романа, с выявлением в ней большого смысла.
Алена Ивановна открывает нам глаза на свой мир, который сначала нам кажется убогим и ненужным. При поверхностном чтении мы верим Раскольникову. Но все-таки у Достоевского это получилось иначе, нежели ощущается при поверхностном чтении, хотя автор преподносит нам образ Алены Ивановны с намерением, что мы согласимся с Раскольниковым и будем сочуствовать страданиям Родиона. Конечно дети в школе верят поверхностной подаче образа Алены Ивановны. Прежде всего, когда читаешь школьные сочинения, замечаешь, что за образом Алены Ивановны дети не видят человека, а в школьных кулуарах часто можно услышать фразу: «замочил старушку». Такое впечатление, что только этот смысл выносят школьники из романа Достоевского. Это очень печальные факты. Поэтому и возникает вопрос: а нужно ли позволять детям касаться таких серьезных книг?
Что же касается образа Сони, то для меня это низменный слабый тип. Обсуждать этот образ с детьми аморально. Посмотрим книгу «555 сочинений по литературе. Для школьников и абитуриентов». СПб, 2005. Здесь заявлены для детей по Достоевскому несколько тем. Например, «Правда Раскольникова и правда Сони» (стр. 402). Первая «золотая» фраза для детей: «Он – убийца, она – блудница».(!) Далее следует вывод, то есть повод нам для сочуствия и жалости: «Оба они отвержены обществом, оба одиноки, оба страдают». («Блудница» и «убийца»)(!) И далее тоже полный бред.
Следующая тема, стр. 403. «Последняя встреча Свидригайлова и Дуни...». Здесь за общим бредом есть тоже «золотая» фраза для детей: «Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву». Подразумевается, очевидно, что ребенок понимает, что это за жертва? Как учитель объясняет детям на уроке, что это за жертва? И далее находим аморальное, бездушное предложение: «И очень важно, что Свидригайлов перед тем, как застрелиться, пытается искупить свои грехи...» То есть, то, что человек застрелиться, это само собой, нас это не трогает. А ведь образ Свидригайлова глубок.
Стр. 404. Супертема. «Гуманизм романа...» Очень интересно, что же здесь взрослые предложат детям для примера.
«Старуха-процентщица», «старушка – гадкое(!) и жалкое (!) существо(!), «Но проба(!) не удалась.»(!), «Соня покорилась судьбе, ради детей пошла на панель.»(!) Да, несомненно, это хороший пример для подражания детям в тяжелой жизненной ситуации. Но это еще не все. «Золотая» фраза гуманизма, вот она: «Сестру ее, процентщицу, понятно за что» (убил), стр. 406. Оказывается, только Лизавета(!), а совсем не Алена Ивановна, объясняет нам, читателям, что человек не «вошь». Таков гуманистический смысл «Преступления и Наказания».
Следующая тема: «Автор и его герой в романе...».
Находим: «убийство старухи-процентщицы», «убъет старуху», «То, что старуха-процентщица – отвратительное, жалкое и никому ненужное существо, кажется Раскольникову достаточным оправданием для убийства»(!), стр. 406; (Вот как должны думать наши дети. Цинизм и аморальность преподавания налицо. – В.Л.), «Раскольников – это добрый, отзывчивый, очень чувствительный человек», стр. 407; «гуманизм в романе... выражает Сонечка Мармеладова»(!). И дальше бред о Мармеладовой.
«Золтой» вопрос этой темы: «Почему мы так чувствуем страдания Ракольникова и так сопереживаем ему?» За что мы должны любить и сострадать Раскольникову и низкой Мармеладовой?
Следующая тема, стр. 407. «Униженные и оскорбленные...».
Сразу находим: «убивший старуху-процентщицу», «убил ростовщицу», «Соню толкает на панель»(!) (дети должны знать о панели и сочуствовать Мармеладовой). Дальше еще лучше: «Ее будущее... укладывается в формулу: больница... вино... кабаки и еще больница...» Хороший пример для подражания детям в тяжелых жизненных ситуациях. А как объясняет преподаватель детям – почему больница и кабак?
Следующая тема: «Как показывает Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» ложность теории Раскольникова?»
«Растление личности» - сегодня это очень популярный метод. Понимают ли дети, что это значит? Далее: «убив старуху-процентщицу», «смерть старухи-процентщицы», «один ничтожный человек», «безобидную сестру старухи», «решив убить процентщицу», «Раскольников сродни Наполеону» (слышал звон, но не знает, где он – В.Л.), не ради денег убил он старуху», «старушонку», «старухой», «она пала, как и он, но она чиста»(!).
Следующая тема: «Их воскресила любовь...», стр. 410.
«Она пошла на великую(!) жертву, чтобы спасти свою семью». Хороший пример для подражания детям в тяжелой жизненной ситуации. А как объясняет преподавтель детям суть этой жертвы?
«Его, «убийцу», влечет к «блуднице».(!) Если бы такое научили писать моего ребенка, у меня с педагогом состоялся бы соответствующий разговор. Нашла же выход Ассоль, она трудилась вместе с папой – вот идеал чистоты и страдания. «Соня пожертвовала собой во имя высокой цели...»
Что сказать в заключение. Очевидно ясно, что преподавание школьникам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вряд ли можно считать не только полноценным, но, как видно и приведенных выше примеров, - это прмитивное, поверхностное, ничтожное преподавание и подача педагогами романа. Роман требует глубокого, тщательного, взрослого осмысления. Детям в романе делать нечего. Школьный возраст, и даже ранний студенческий – это слишком рано, чтобы понимать и изучать роман. Один из главных образов романа Алена Ивановна, на которой и можно учиться гуманизму и видению за каждым - человека, опускается педагогами до уровня «старушонки» и «старухи-процентщицы». Не выявляется ни сочуствия, ни элементарной жалости к этой важной участнице романа. Алена Ивановна и Раскольников – это два неразрешимых конфликта, кого из них нужно простить? Как проявить гуманизм в этом случае? Эти вопросы даже не ставятся. Почему так жила Лизавета? Что мешало ей изменить ситуацию? Не обсуждается. И самое главное, что детей не учат за каждым героем видеть прежде всего человека: слабости, мотивы поступков, мыслей, желаний. Нет анализа героев. Пустые, равнодушные, ничего не говрящие дежурные фразы. Такими же вырастут и души. Вывод один: роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского преподается позорно. Так адресовал ли Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание» детям?
       13.02.08.