Мусорный ветер - сетевой вариант

Дмитрий Ковригин
МУСОРНЫЙ ВЕТЕР
(Сетевой вариант*).

«Мусорный ветер
Дым из трубы
Плачь природы…»
Крематорий.


       МУСОРНЫЙ ВЕТЕР

       Проблема мусора – многоуровневая.
Сказать так – ничего не сказать…
А не попробовать ли пройти эти уровни. Пробежать…

Level 1.

       Бытовой.
Это – мы. Это – я…
Бросайте окурки в урны… мусор – в баки… не плюйте, где попало…
Всё?

       Некоторых не хватает даже на это. Не говоря уж об ограничении потребления и о выборе наименее «мусорогенных» товаров и продуктов.

* наша общая черта – хватать товар, как рыба наживку.
Даже не подумав о его нужности и полезности для себя – любимого. Не говоря уж о какой-то экологии…

       В чём главный корень – да в отсутствии элементарной бытовой культуры.
Но это, на самом деле - лишь следствие отсутствия культуры общей, которое проявляется в элементарном неумении мыслить. За эпизодом бросания окурка, человек просто не видит удручающей картины грязных городов и прочих мест своего пребывания. Не представляет, откуда берётся токсичная пыль, разъедающая его организм…
       Предприниматели же и прочие «сильные мира сего» не видят, похоже, уже ничего, кроме «грязногана», - бабла, которое, как им кажется, не пахнет…

* чистоган давно превратился в «грязноган»…

       Кроме культуры могла бы помочь нравственность, но она воспитывается религиями.
«Как можно поганить мир, созданный Богом!?».

       Не подняв на должный уровень две этих важных составляющих духовного мира человека – ни проблему мусора, ни другие проблемы не решить.

       Есть, однако, те, кого уже не перевоспитать. Тут уж никакая культура вкупе со всеми мировыми религиями не поможет.
       У некоторых – сам дом помойка…
       Как мы можем воздействовать на них на своём уровне?
- Да почти никак.
* - ну, отлупить – на худой конец…
       Вообще, за этим, - за невозможностью самих жителей положительно воздействовать друг на друга – открывается жуткая картина. Люди разобщены. Люди висят на ниточках, за которые дёргают сильные мира сего. А их проблемы кукол – маленьких людей – вовсе не заводят.
       И многие простые «проблемы» получаются «неразрешимыми»
       Как прогнать из подъезда опустившихся типов, которые там «закусывают», курят, развлекаются…? «Двинутый» молодняк – подрастающую армию бездельников.
«Подъезд – 2»…
       Друг на друга «воздействовать» можно только через организации. – «Жалуйтесь!».
Но это – абсурд.
       Люди должны снова выращивать горизонтальные связи. Иначе – мы все игрушки черт знает кого…

       …Вернёмся к нашей помойке…
       Задача для активных - не только не мусорить самим, но ещё и посылать сигналы на другие уровни…
       Да – не покупайте того, что вам на самом деле не нужно. Без чего вполне можно обойтись. Того, что пытается втюхать навязчивая реклама…
Потребительство разъедает мир.

* Реклама – один из способов растления населения.

О глобальном растлении населения при посредстве телевидения:
http://www.proza.ru/2005/11/25-57

Level 2.

       Предприниматели. Производство.

       Теоретически – это тоже мы, но уровнем повыше. И возможностей побольше.
       
       В мире капитала у производителя одна забота – затратив по минимуму – продать по максимуму.
       Культурки в «капитанах» и капитанчиках бизнеса - маловато. Поэтому – они могут «производить» ВСЁ – лишь бы продать с выгодой.
       А после – «хоть трава не расти». Иногда – в самом прямом смысле…

* Хоть отрава – расти…

       А могли бы – многое. Хотя бы – перейти на саморазрушающуюся упаковку. Там где это невозможно – на упаковку, которую можно переработать с наименьшими издержками.
Поспособствовали бы сбору и утилизации упаковки и отходов от своей продукции.

       По возможности – использовали бы возвратную тару.
Одноразовые бутылки, тарелки… - Разве нет им альтернативы? Обходились же без них веками…
       Так дешевле? – Но учтены ли все последствия и даже прямые расходы в производственных калькуляциях? Ведь мусором производители «дристашек» не занимаются.

* (Разве что, - фасуя различный мусор в яркие пакетики и придумывая ему «яркие» названия…).


       А вообще – в жаркий, к примеру, день, некуда зайти и выпить чашечку хорошего натурального чайку из приличной и эстетичной посуды… Недорого. В приличной обстановке…
       Легче купить в грязном ларьке мутную бутылку «пиваря», или сладкой газированной «водички для импотентов». И раздавить на ходу, занюхивая выхлопными газами автомобилей… Сбросить тару…
       «Куда нибудь…».

       Живя, как свинья, человеком не станешь. Тем более – Человеком…

       Да, кроме «товаров» и их упаковки, производитель «выпускает» море отходов…
И пока позволяют – он вываливает их «бесплатно». Куда придётся.
Снова культура…

       Задача предпринимателя – максимально возможное в рамках его деятельности снижение
выхода мусора и отходов.
       И не только – предприниматели могли бы финансировать различные проекты в этой области.
       Ещё? Если видит, что его бизнес сильно мусорный, а изменить что-либо невозможно – может отказаться от такого бизнеса? Но это – утопия…
       У нас, если человек «влез в тему», его оттуда – только вперёд ногами…

       Предприниматели производят ещё один специфический вид мусора – рекламу.
Это и бумажки, которыми наполняют почтовые ящики, и щиты, которыми утыканы города, и слоганы на болтающихся где попало транспарантах…
       Могут ли они отказаться от этого? - В наш век бурного развития СМИ.
       «Эффективность» упадёт? - А сильно ли упадёт, если, к примеру, население объявит бойкот продукту, продвигаемому с помощью этого мусора?

       Но это – уже следующий уровень.

Level 3.

СМИ

       Как раз и должны заниматься «воспитанием» населения и бизнеса.
На первый взгляд, можно ограничиться рекламой. «Не бросай окурки мимо урны…».
Но стоит ли делать ставку на людей, восприимчивых к рекламе? Не станет бросать окурки – будет бросать бумажки…
       Именно поэтому, вместо прямых поучений и агитации, СМИ должны выращивать Человека Думающего и Морального.
       Для этого – больше места уделять освещению главных религий и явлений культуры.
Побольше морального, умного и художественного – поменьше мыльных опер и историй о жизни «звёзд» тусовки…
 
       СМИ должны уделять литературе, особенно новой, сетевой больше времени.
Как светской, так и религиозной. Знакомить читателей и с новинками, и с «забытой» классикой.

* Да, у нас был выкорчеван целый пласт русской религиозной мысли.
Интересная поэзия почти позабыта…
Самое время для «археологии»…

       Самое «главное» СМИ – пока телевизор. Но много ли в нём этой самой «культуры»?
Сюжетов, развивающих мышление, показывающих нормальный образ жизни?
- Реклама, «мыло», пропаганда…


       * Вернёмся к мусору:
       Кроме, так сказать, окультуривания и культивирования – координация всех заинтересованных людей и организаций.
Далее – финансирование и софинансирование различных проектов.
Ну и – воздействие на власти всех уровней, население, предпринимателей…

       Можно делать точечные акции против производителей конкретного мусора.
- Организовывать антирекламу и даже – бойкот…

       Удастся ли «пробить» проблему?

       
Level 4

Властный

       Мы часто киваем на государство и различные властные структуры. Иногда – зря.
Но в данном случае – именно от «государства» зависит очень многое.

На бытовом уровне:

       Первый, и самый действенный способ заставит население не мусорить, хотя бы в местах общественных – ШТРАФЫ.
       Пусть патрули милиции задерживают всех, кого застанут за этим «безобидным» занятием.
       Доказательства? – Давно пора фиксировать действия патрулей на запоминающие устройства. Техника позволяет.
       Стимул? – 10 % от штрафов. Тогда милиционеры будут просто рваться в патрули.
Уличная преступность уменьшится. Заодно.
       «Коррупция»? – только по безналу. С последующей выплатой…

       Сорильщиков у нас много – тема выгодная. «Баблом» пахнет – чуете?

       Кроме силы, у государства должен быть и ум.
Это я о чём – основная его роль, всё – же, - отслеживать, руководить, регулировать.

       То есть – отладить, наконец, схемы сбора, вывоза и утилизации мусора.

       Что касается сбора – его нужно сделать безусловно выгодным.
И не просто собирать что попало в контейнеры, а как уже не раз писали – раздельно.
Имея в виду, что работают с вторичным сырьём, не мене полезным, чем «первичное».
Ну, естественно, и переработка.
       Должны быть созданы целые «институты» мусора.
И заниматься они должны не только технологиями переработки, но и экономическими и законодательными аспектами проблемы.
       Мусор должен использоваться с максимальной отдачей.

       Мусором завалено всё. Собирать, значит, пока невыгодно. Нет инфраструктуры.
А ведь рассортированный мусор – макулатуру, металлы, пластик – можно ведь скупать за деньги. (Которые – по большому счёту – тоже мусор. Пусть один мусор уничтожает другой.)
       Пора бы возродить систему «Вторсырьё» - но уже в рыночных реалиях.
       Многие люди живут бедно. И могли бы «подрабатывать»…
А заодно – очистить города. «Очистили» же страну от лишнего металлолома.
Который плохо лежал…

       Китайцы собирают на наших помойках различные отходы и даже вывозят к себе.
И им – это выгодно.
Впрочем – у нас невыгодно заниматься честным производством вообще.
Так пусть государство проанализирует реалии и примет меры.

       Сама по себе инфраструктура сбора, вывоза и утилизации мусора не возникнет.
Государство обязано запустить цепочку. Затем – отдельные звенья – отдать мелким частникам, где это возможно…

       В принципе, ни обыватель, ни предприятия не должны иметь возможности выбрасывать
что-либо без контроля. Опасные предметы – вообще должны быть взяты на учёт.
Автомобильные аккумуляторы, например…
       Всё, что удаляют из жилищ, мест общего пользования, предприятий – должно быть куда-то пристроено.
       И не то что с вредом, а – с пользой.
       И – схема утилизации должна быть известна заранее.

* - то есть – все материальные потоки должны быть взяты под контроль. Составить компьютерную модель, показывающую, что, как и куда движется. Где и что производится.
Какие при этом могут быть отходы, и куда они «деваются». Это поможет и переработку наладить, и несанкционированные свалки отследить…

       С другой стороны – государство должно принимать меры для «невыпуска» мусора: - воздействовать на производителей, чтобы они использовали менее вредоносную упаковку, включая пресловутую саморазрушающуюся и.т.д.
       В необходимых случаях – обязывать предприятия забирать назад упаковку, запчасти, отходы… Выкупать у населения и использовать вторично…

       Регулировать налогами так, чтобы производителю, например, пива, было выгодно разливать его в многоразовую стеклянную бутылку, и выкупать её по высокой залоговой цене. А по мере износа – сдавать на переплавку, как лом стекла…

       В принципе – мусора нет. Есть деятели, его производящие…
Увы – и государственные…


       Что касается СМИ – государство, всё же, должно проплачивать и антимусорные, и просто «невыгодные» коммерчески проекты.
       Да – да – культурные!
       И – работу с информацией по этой теме, даже если она и не интересна озабоченному обывателю…


Level 5

Международный.

       Кроме, естественно, - культурных (но не попсятных!) - нужны специальные международные программы:

- Создание глобальной базы данных по мусору. (Выводимые из оборота вещи, вещества и материалы…).
- Обмен ноу-хау в вопросах сбора, утилизации и переработки.
Желательно – на бесплатной основе.
(Например – структура ООН выкупает патенты и технологии и даёт их странам в лизинг…)
- Поставка оборудования.
- Обмен информацией о способах воздействия на население….

       Далее – необходимо разработать рейтинг самых мусорных государств, и способы воздействия на оные.
       
       Необходимо отслеживать международные перемещения мусора и отходов.
Тут возможны существенные нарушения и злоупотребления…

       Если брать проблему мусора в целом, то можно сказать, что само его наличие – показатель несовершенства нашей цивилизации. Нельзя жить в вечной грязи, болеть из-за этого самим, мучить ни в чём не повинную природу. Мусор и отходы производства должны быть утилизируемые на 100%.

       Первейшая задача – ограничение потребления. В первую очередь – предметов «роскоши». Нужен ли в городах автомобиль? Имеет ли человек право на отдельный самолёт? Нужно ли выбрасывать ботинки, если можно просто починить подмётку…

       В общем - проблема мусора – проблема общечеловеческая.
И решать её нужно сообща. Каждый – на своём месте…
Простите – уровне…

Ковригин Д.Э., 3 февраля 2008 г.

Редактировано 13 февраля 2008 г.