Воспоминания. Часть 25. 1971 год - год закрепления

Осипов Александр
1971 ГОД - ГОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ СВОИХ ПОЗИЦИЙ

1971 год. Год 30-летия начала Великой Отечественной войны. К этой дате стали выходить новые художественные фильмы, показывать старые документальные фильмы. Мы стали замечать как Партия и Правительство осторожно стали восстанавливать имя И.В. Сталина, видных военачальников.
Однажды я с Верой ходили в кинотеатр и, перед просмотром художественного фильма, показывали хронику военных лет; а именно парад 7 ноября 1941 года, и, когда показывали И.В. Сталина, в зале раздались громкие аплодисменты. Это был хороший знак того, что память народная жива. Что замалчиванием и ложной критикой нельзя затушить справедливость минувших событий.
С февраля 1971 года я стал жить в общежитии факультета конструирования радиоаппаратуры. Поселили меня в четырёхместную комнату. В комнате стояли четыре стула, два встроенных шкафа. Мне повезло с ребятами. Все трое учились на четвёртом курсе, т.е. поступили в институт в 1967 году, когда первый раз поступал и я. У окна стояли кровати Кокорева Володи и Володи, фамилию которого не помню. У двери стояла кровать Царькова Жени. Моя кровать также стояла у двери, напротив Царьковой.
Больше всех я подружился с Царьковым Женей. Это был высокий, крепкий парень, немного был похож на киноактёра Никиту Михалкова. Был похож не только внешне, но и голос был как у Михалкова.
Ребята иногда подрабатывали на мясокомбинате. Вместе с ними стал подрабатывать и я. Расплачивались с нами деньгами и давали с собой ещё мясо или колбасу. Это было хорошей материальной поддержкой.
В институтской библиотеке я набрал книги по устройству и ремонту телевизоров. За зимний период я изучил теоретически устройство телевизоров, какие могут быть неисправности и как их исправить.
В стране стали практиковать приём старых телевизоров при покупке нового со скидкой в цене. Тем самым оживили спрос на телевизоры, которых было уже предостаточно в магазинах. Но меня стало удивлять наша бесхозяйственность. Скупленные телевизоры пускали под пресс и выбрасывали на свалку. Почему бы их нельзя было бы отдать в общежития, больницы, школы, детские сады и т.д.
Ребята из моей комнаты ходили на свалку, куда выбрасывали телевизоры и отходы производства с радиозаводов. Там они набирали себе радиодетали и прочие материалы, которые использовали в радиоделе.
У меня лекции и занятия в институте были в первую смену, у ребят по комнате - во вторую. Это создавало неудобства в режимах у меня с ними. Я вставал рано. Они ещё спали. Чтобы их не будить, я выходил бриться в фойе. Туалет, умывальник и кухня были общие на каждом этаже. Я, как правило, утром завтракал в столовой, обедал в столовой или буфете. Готовили в общежитии только вечером. В выходные дни иногда готовили и днём. Вечером я ложился спать первым, а ребята продолжали заниматься. Но то, что они продолжали заниматься, мне не мешало, и я быстро засыпал.
Кроме того, что я был записан в институтскую библиотеку, я записался в центральную библиотеку имени Горького. Иногда занимался там, в читальном зале. Ходил по книжным магазинам и стал понемногу покупать книги. В книжном магазине на ул. Дзержинского работала Зина, с которой я был знаком ещё с детства. Она жила в соседней деревне Левонтевке, рядом с Пашей Лескиным. По моей просьбе она стала оставлять некоторые книги. Благодаря её я в последующем купил несколько книг воспоминаний видных военных, в том числе: «Воспоминания и размышления» Г.К. Жукова, «Дело всей жизни» А.М. Василевского, «На тревожных перекрёстках» С.А. Ваупшасова. Кроме воспоминаний я купил в магазине, где она работала, «Трое в лодке не считая собаки», «Сто лет криминалистики» и другие книги. К ней в магазин (потом она работала в книжном магазине на Московском шоссе) я заходил и когда жил в Запрудне и приезжал в Рязань.
С Верой мы регулярно ходили в кино, ходили на все выставки в «Дом художника».
Но главным для меня всё же был институт. Я регулярно посещал лекции и семинары. Изучая политэкономию, труды Маркса, Энгельса, Ленина, я всё больше стал убеждаться в правильности выбранной мною профессии.
На втором семестре нашу группу, изучающую немецкий язык, а в ней были в основном производственники, перевели на изучение английского языка (начинающую группу). Инициатива исходила от старосты, который просил нашего куратора, чтобы для производственников преподавали немецкий язык по менее напряжённой программе. Куратор переговорил с заведующей кафедрой иностранных языков. Но вместо упрощённой программы нас перевели на изучение английского языка. Для нас это было неожиданностью, но было уже поздно. Итак, я стал изучать английский язык. Преподавала нам женщина средних лет. Она писала диссертацию по методике преподавания по английскому языку, и она решила опробовать её на нашей группе.
Со второго семестра сменили нам и куратора. Вместо Терёхина В.И. назначили Исаева. Он был старше Терёхина. В последующем преподавал нам статистику.
Незаметно прошла зима. Наступила весна. Молодая листва, пение птиц, весеннее тепло с трудом удерживало нас на занятиях в институте. А тут ещё надо было сдавать зачёты и экзамены.
Я и Царьков Женя решили ходить в Горрощу на пробежку и занятия гимнастикой. Это заставило нас вставать раньше. В Горроще я впервые увидел людей, занимающихся по системе «Гёгов», но нас она особо не прельщала. Мы делали пробежку по Горроще, затем делали гимнастику, потом снова пробежку и возвращались в общежитие. Занятия приняли регулярный характер.
Вторая сессия. Вторую сессию я сдавал с большей уверенностью. Во-первых, она была длиннее первой (На первой нас на месяц отрывали от учебного процесса на уборку картофеля).
Во-вторых, за второй семестр уже сложился определённый распорядок в учёбе.
В-третьих, мы лучше изучили преподавателей, а они нас.
Но были и сложности летней сессии по сравнению с зимней – это летняя жаркая погода. Было тяжелей усидеть за учебниками.
В Горроще, рядом с институтом, находился летний ресторан. Мы иногда заходили с ребятами в него, чтобы отметить успешно сданный экзамен. К этому ресторану в парке вела одна дорога, которая заканчивалась у ресторана. Справа от неё был ресторан, а впереди – плакат огромных размеров, который был виден издалека. На этом плакате был изображён В.И. Ленин в кепке, с красным бантом, на пиджаке и с поднятой в приветствие рукой. На верху плаката было написано: «Верной дорогой идёте, товарищи»! Мы всегда с улыбкой читали надпись на плакате, так как дорога вела в ресторан. Мы понимали, что плакат не уместен. Почему его поставили здесь с умыслом или без умысла, мы не знали. Но он нас всегда веселил.
Веселил в летнем ресторане и постоянный посетитель, который подсаживался к кому-нибудь и читал стихи С. Есенина. Читал хорошо, с выражением. За исполнение ему, конечно, наливали рюмку. Но всё это можно было отнести к мелочам жизни, но они как-то разнообразили нашу студенческую жизнь
После сдачи сессии была ознакомительная практика. Кого направили на предприятия, кто-то работал на кафедре. Узнав, что я могу писать плакаты, наш куратор Исаев оставил меня на кафедре писать плакаты по статистике для лекций. Писал я их в общежитии. Работа по написанию плакатов разбудила во мне интерес к рисованию. Я решил нарисовать карандашом с фотографии портрет Веры. К концу практики портрет был готов, и я подарил его Вере. Она повесила его в зале. Где он висел продолжительное время. Этот портрет мы с Верой сохранили. Иногда, достав его из шкафа, он напоминал то счастливое время, в которое мы жили, учились, дружили, любили, радовались жизни, мечтали и надеялись на ещё лучшее время.
Каникулы я проводил в деревне. Помогал родителям по дому. Встречался с друзьями. У Солововой Нины организовали встречу одноклассников. Это была последняя организованная встреча.
Во время каникул занимался ремонтом телевизоров у знакомых. Хорошо помогла теоретическая подготовка, которую я прошёл самостоятельно в зимний период. С Верой постоянно поддерживал переписку письмами.
 Время каникул пролетело быстро. И вот я снова в Рязани. Началась учёба на втором курсе. Проучились недолго. Примерно на один месяц учебный процесс был прерван, и нас направили на уборку картофеля. Во время уборки погода была не очень хорошая. Мне, как бригадиру, один раз пришлось с трудом поднять девчат и ребят, чтобы убрать картофель, который хотели оставить на другой день. Прогноз погоды на ночь был неутешительный – обещали мороз. Оставлять картофель неубранным – значит его заморозить. Я стал убеждать девчат и ребят, чтобы они остались и не уходили с поля до тех пор, пока не уберём. Но все стали говорить, что сильно устали, что ни чего с ней не случится, что уберём завтра. Убедившись в том, что не удается их уговорить словами, я решил личным примером попытаться их остаться на поле. Взяв ведро, я сказал: «Ну, как хотите, а я остаюсь, и буду убирать картофель», повернулся и пошёл на поле. Девчата и ребята ещё какое-то время колебались, а потом взяли вёдра и вернулись на поле и стали убирать картофель.
На этом примере я убедился в том, что личный пример иногда сильнее воздействует на людей, чем слова.
День своего рождения отмечал с Верой в ресторане «Рязань». Это было первое посещение ресторана вместе с Верой. Уют, музыка, хорошее обслуживание – всё это сопутствовало хорошему настроению. Вера подарила мне фотоаппарат «Смена». Первый фотоаппарат, который дарили мне Володя с Машей – украли в армии. Поэтому многие события не были мною запечатлены на фото. И вот теперь я вновь могу фотографировать.
В Рязань из Москвы вернулся Паша Лескин. Он устроился работать в милицию. Жил в общежитии, недалеко от меня. Учился в вечерней школе. Теперь я большую часть свободного времени проводил с Верой, или Пашей.
Дружеские отношения укрепились с Царьковым Женей. Мы увлеклись изобразительным искусством. Вечерами часто брали в руку карандаш, чистый лист бумаги и рисовали. После нескольких лет вновь появилась жажда к рисованию. И это благодаря Жене.
Этот год для меня был знаменательным ещё и тем, что меня избрали комсоргом группы. Да, 1971 год был для меня знаменателен ещё и тем, что я познакомился с Вериными родителями. У меня развеялись все опасения. Верины родители были простыми, общительными людьми, интересными собеседниками.
Верин отец – Бель Анатолий Иванович, родился в 1926 году на Украине. Его родители преподавали в школе. Отец – историю, мать – математику. Во время Великой Отечественной войны они эвакуировались в село Кирицы Рязанской области. В 1943 году Анатолия Ивановича призвали в Армию. Служил на Балтийском флоте в Прибалтике. Там закончил и школу. После службы вместе с другом Павлом поступили в Рязанский сельскохозяйственный институт. Это был первый набор в только что открывшийся институт. В институте женился на Валентине Титовне. В 1953 году у них родилась дочь – Вера, а в 1955 – сын Анатолий. После института работал в сельской местности и в Рязани. После окончания аспирантуры стал преподавать в сельскохозяйственном институте. Защитил кандидатскую диссертацию.
Верина мать – Валентина Титовна родилась в 1931 году в селе Борок, Шиловского района, Рязанской области. После окончания школы поступила в Рязанский сельскохозяйственный институт, где и познакомилась с Анатолием Ивановичем. После того, как стали жить в Рязани, работала в плодовоовощном тресте.
Вот так судьба свела меня с интересной семьёй в которой родилась, росла и жила Вера.
Если подвести итог, то можно сказать, что 1971 год был действительно годом укрепления положения в учёбе, дружбы с Верой, дружбы с Пашей и Царьковым Женей, доверия со стороны ребят и девчат нашей группы.