Храмовники... после храмовников

Вольфганг Акунов
+ННГНННИТСД+

Одна из этих гравюр особенно запомнилась Леонгарду: на ней был изображен черный козел с золотым бородатым человеческим ликом, пред ним, молитвенно сложив руки, стояли правильным полукругом рыцари в белоснежных мантиях с  какими-то страшными крестами на груди; обычный христианский крест состоит из двух прямых перекладин, а этот был составлен из четырех бегущих, согнутых в колене под прямым углом ног – сатанинский крест тамплиеров...

Густав Майринк. Мастер Леонгард.


1. Рыцари Храма после официального роспуска Ордена
 
Казалось, что после разгрома "Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова" (основанного бургундским рыцарем Гуго де Мэйном с 8 соратниками в 1118 г. в святом граде Иерусалиме) совместными усилиями французской короны и папской тиары и сожжения на костре Великого Магистра тамплиеров Жака де Молэ и других членов верховного руководства уничтоженного Ордена Храма на парижском острове Ситэ в 1314 г., история братства храмовников раз и навсегда завершилась. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на роспуск Ордена как официально признанного духовными и светскими властями Запада военно-монашеского института Вьеннским (а не "Венским", как порою ошибочно пишут и думают!) собором римско-католической церкви, великую идею тамплиерства оказалось невозможно вычеркнуть из коллективной исторической памяти европейцев простым церковно-административным актом.

Дело в том, что средневековое христианское благочестие иногда принимало весьма причудливые, с нашей современной, "теплохладной" в вопросах веры, точки зрения, формы – достаточно вспомнить детские крестовые походы, братства самобичевателей-флагеллантов и даже, в некотором роде, еретические объединения, вроде богомилов, патаренов, вальденсов или катаров-альбигойцев. Истоки всех этих движений коренились, прежде всего, в интенсивнейшем стремлении людей Средневековья быть как можно ближе к Богу. Частью этого мира было и благочестие рыцарей Храма, которое следует рассматривать именно под данным углом зрения.

Известно, что многим членам Ордена храмовников за пределами Французского королевства удалось избежать преследований инквизиторов и жадных до земель и денег тамплиеров светских властей. В особенности сказанное относится к тамплиерам Иберийского полуострова, Германии, Англии и Шотландии. Сегодня нам, несмотря на обилие разнообразнейших легенд на этот счет, все еще точно не известно, что с ними произошло.

Согласно предположениям многих исследователей, ушедшим в глубокое подполье уцелевшим тамплиерам удалось сохранить Орден Храма, хотя и в видоизмененной форме. Так, например, в качестве преемника Ордена Храма рассматривалось возникшее в XVI в. братство "розенкрейцеров" (Орден Розы и Креста, а позднее – Орден Златорозового Креста), в рядах которого объединилось большинство свободомыслящих интеллектуалов Западной Европы – в частности, такие знаменитые мыслители, как француз Декарт (Картезиус) и немец Лейбниц.

Вероятно, особую привлекательность идеям "розенкрейцеров" (Рыцарей Розы и Креста) придавала как раз окружавшая их братство аура некоей древней тайны (побудившая, к примеру, даже известного драматурга и поэта "серебряного века российской литературы" Александра Блока назвать свою историческую драму "Роза и Крест").

Во всяком случае, невозможно отрицать влияние их идей на формирование идеологии эпохи европейского Просвещения, и, в частности, основание английского "Королевского общества" (Royal Society), где блистали "звезды" ранга сэра Исаака (Айзека) Ньютона, Элиаса Ашмоля (Элайаса Эшмола) и многие другие. Тем не менее, фактически все это было достаточно далеко от реального восстановления Ордена тамплиеров. По крайней мере, достоверные свидетельства современников на этот счет пока что отсутствуют.

2. Возрождение тамплиерских идей в XVIII в.

В начале XVIII в. произошел своеобразный "тамплиерский Ренессанс". Именно в этом столетии идеи храмовников были как бы открыты заново и пережили период бурного развития, происходившего на фоне упадка позднефеодального общества, начавшегося распада абсолютистских порядков, принимавшего все более острые формы конфликта между идеями Просвещения и ортодоксии, а также секуляризма и пиетизма, как протеста против официальных установок католической церкви. В эти годы великого духовного перелома опять вошел в моду тамплиерский крест, как символ мощного идейного "воссоединения".

Иезуиты из Клермонской коллегии "Обшества Иисусова" (лат.: Societas Iesu) близ Парижа попытались исподволь внедрить "тамплиерские идеи" в франкмасонство, с целью вернуть в эту потерянную для католицизма организацию идеи, являвшиеся, в конечном счете, католическими (вероятно, сами иезуиты нисколько не верили в официальную папскую версию о том, что тамплиеры были осуждены в XIV в. за отступление от католицизма!). Первым шагом на пути к осуществлению этой попытки "идеологической инфильтрации" масонства считается таинственный документ, авторство которого приписывается шотландскому рыцарю (кавалеру) Рамзаю (Рамсею, Рэмсею, Рэмси) – так называемый "Дискурс" (Discours), ставший своего рода культовым документом франкмасонства т.н. "высших", или "тамплиерских" степеней (или "градусов").

В "Дискурсе" был дан сжатый очерк истории Ордена Храма, якобы пережившего свое официальное упразднение королем Филиппом IV Красивым и папой римским Бенедиктом V. После катастрофы 1314 г. уцелевшие рыцари Храма – якобы! – спаслись бегством в Шотландию, где и продолжали тайно проповедовать тамплиерские идеи.

В исторической для судеб Шотландии битве при Баннокберне в том же роковом для тамплиеров 1314 г., всего через три месяца после гибели Великого Магистра Жака де Молэ в пламени инквизиционного костра, не признанный папой римским за убийство своего соперника в храме во время причастия (!) самозваный шотландский король Роберт Брюс во главе 6000 шотландцев сразился с 20 000-ным войском английского короля Эдуарда II Плантагенета.

Численный и материальный перевес был однозначно на стороне англичан. Однако в самый разгар битвы, когда чаша весов стала уже склоняться в сторону Эдуарда, в тыл англичанам ударил засадный отряд Роберта Брюса – колонна неизвестных рыцарей, которая смела английских лучников, опрокинула и обратила в паническое бегство английского короля и 500 его рыцарей. Многие из бежавших в ужасе с поля битвы англичан утверждали потом, что видели развевавшееся над неизвестными рыцарями, обратившими их в бегство, черно-белое знамя – знаменитый тамплиерский "Босеан".

Между тем, всего несколькими годами ранее (до осуждения и упразднения Ордена Храма) английские тамплиеры участвовали в боевых действиях против шотландцев на стороне короля Англии (тогда еще не подвергавшего "своих" храмовников репрессиям под давлением папского престола).

Так гласит широко распространенная в узких кругах легенда.

Во всяком случае, именно после битвы при Баннокберне в Шотландии было основано тайное командорство Ордена Храма – "Геродом (Гередом)-Килвиннинг", по-английски: Herodom (Heredom)-Kilwinning, лежащее в основе современного "шотландского обряда" франкмасонства, но входившие в него тамплиеры, опасаясь новых преследований, осуществляли свою деятельность под прикрытием "ширмы" франкмасонства.

Впоследствии среди "братьев" ложи "Гередом" числилось немало видных представителей британского истеблишмента - например, Дэвид Ллойд-Джордж, лидер партии либералов-вигов, спикер (ритор) Английской ложи шотландского обряда, премьер-министр Великобритании и британский представитель в составе Большой Четверки при заключении Версальского мира 1919 г., с редкой даже для профессионального предсказателя точностью заявивший после его подписания: "Прекрасно! Этот мирный договор гарантирует нам новую мировую войну через 20 лет!"), и др.

В разыгравшемся более чем через 300 лет после битвы при Баннокберне сражении при Бойне (1689) войска восставших за дело свергнутой династии Стюартов (шотландской по происхождению, но долгое время правившей также и Англией) ирландских католиков и шотландцев сошлись с протестантской англо-голландской армией короля Уильяма - голландского штатгальтера (статхоудера) Вильгельма Оранского, объявленного, после свержения Иакова II Стюарта  - между прочим, приходившегося штатгальтеру родным дядей! - в результате так называемой "Славной Революции", одновременно и английским королем). После битвы, окончившейся сокрушительным разгромом ирландско-шотландской армии католиков, на теле ее павшего в бою предводителя Джона Грэма Клеверхауза (между прочим, введенного сэром Вальтером Скоттом в один из своих лучших исторических романов - "Пуритане") был обнаружен...командорский крест Ордена рыцарей Храма!

Кстати, именно эта победа английских протестантов над шотландскими и ирландскими католиками - "бойня при Бойне" - положила начало существованию главной опоры английского владычества в Ирландии – организованной по масонскому образцу "Великой Оранжистской Ложи" ("Оранжевого Ордена" или "Ордена Оранжистов"), названной так в честь короля Уильяма - Вильгельма Оранского.

С тех пор ежегодно в Дублине (а после освобождения Ирландии от британского колониального ига – в Ольстере) в день годовщины победы протестантов происходили торжественные шествия "оранжистов" с оранжевыми орденскими лентами и другими парамасонскими регалиями, во главе с их Великим магистром верхом на белом коне, в цилиндре, в оранжевом фартуке-запоне с золотой бахромой, с серебряным молоточком в руке, громогласно возглашавшим (если верить, например, воспоминаниям английского писателя Арчибальда Кронина в его известной дилогии "Детские годы. Путь Шеннона"):

 Эй, псы! Эй, псы, водой окрещенные!
 Эй, псы, святой водой окропленные!
 Король Вильгельм весь папистский сброд
 Сбросил при Бойне в водоворот!
 
Обычно шествие оранжистов сталкивалось в этот день с шествием ирландской католической организации "Священный Орден Гибернийцев" ("Гиберния" или "Иберния" - древнее название Ирландии) под зелеными знаменами с изображением ирландского национального символа – золотой арфы, предшествуемым оркестром трубачей с сумками зеленого (национального ирландского) цвета через плечо, и столкновение переходило в кровавые уличные побоища.
 
Все постоянно возраставшие в числе, в период после написания "Дискурса", франкмасонские организации ("ложи") включали в свой состав так называемую "систему высших степеней ("градусов")", долженствующую являть собой попытку обозначения преемственности тамплиерских традиций.

Так, ритуал приема в степень "рыцаря Кадош" ("кадош" по-древнееврейски означает: "святой") франкмасонства "шотландского обряда" и по сей день включает в себя непременное произнесение кандидатом на прием проклятий виновников разгрома средневекового "Ордена рыцарей Христа и Храма Соломонова" – папы римского Климента V и короля Франции Филиппа IV Красивого. При приеме в высший градус этой системы кандидатам до сих пор демонстрируется скелет, держащий в левой руке белое, с красным крестом, или черно-белое тамплиерское знамя, а в правой – обнаженный кинжал. Их девиз: "Некама!", что означает на древнееврейском "месть" (месть алтарю и престолу за разгром Ордена Храма).

В 1754 г. французскими иезуитами из Клермона были предприняты первые попытки возродить к жизни Орден тамплиеров как таковой, оказавшиеся, однако, в конечном счете неудачными. Главной идеей, лежавшей в основе запланированного иезуитами восстановления Ордена Храма (как, кстати, и при почти одновременных попытках российского Императора Павла I учредить в своей державе – на новой основе! – другой духовно-рыцарский Орден - Святого Иоанна Иерусалимского!) была идея сохранения рыцарства как "главного нерва общества и государства".

3.Тамплиеры Бонапарта

Идее клермонских иезуитов не было суждено пережить тяжкие испытания разразившейся в 1789 г. Французской революции. Лишь в наступивший вслед за революционной эпохой период Первой Империи Наполеона I Бонапарта, в 1808 г., был опубликован первый Устав "новых" храмовников, в котором недреманное око всесильного министра наполеоновской полиции, бывшего аббата, якобинца и термидорианца Жозефа Фуше, усмотрело, наряду с просветительскими, также и крамольные мысли, вследствие чего первый Великий Магистр "нового Ордена Храма", чье имя стало достоянием гласности – Бернар-Раймунд (Раймон) Фабре-Палапра (или Фрабре-Паллапра), несколько раз подвергался аресту. Тем не менее, Наполеон I, ввиду крайней нестабильности своих отношений с папским престолом, возможно, не прочь был разыграть против Ватикана "тамплиерскую карту".

18 марта 1808 г. в парижском храме Святого Павла состоялась торжественная церемония, на которой, в качестве личного представителя Императора французов, присутствовал Канцлер Империи Камбасарес. Стены храма были украшены белыми полотнищами с красными тамплиерскими крестами. Перед порталом храма было выстроено два батальона Императорской гвардии. Сам храм был переполнен молящимися и любопытными, на хорах восседали роскошно разодетые "рыцари Храма" в подбитых драгоценными мехами белых орденских плащах с красным крестом на левом плече, в опушенных горностаем беретах, украшенных золотыми аграфами.

Всех их, однако, превосходил сам Бернар-Раймунд Фабре-Палапра – "Преемник Апостола Иоанна", "Первосвященник", "Патриарх" и "Великий Магистр Ордена Храма", державший в правой руке драгоценный скипетр, а левой опиравшейся на эфес рыцарского меча, осыпанный рубинами. Этот человек вполне серьезно демонстрировал на орденских собраниях "подлинные реликвии Ордена" - черно-белое знамя (якобы "подлинный Босеан"), шлем и меч Жака де Молэ и даже несколько костей Великого Магистра, "спасенных верными слугами Ордена из пламени инквизиционного костра", и проч.

"Новые тамплиеры", подобно нынешним членам ложных рыцарских орденов, бойко торговали титулами, знаками принадлежности к Ордену, патентами, дипломами, грамотами, крестами, медалями и знаками различия, на которые в послереволюционной Франции существовал не меньший спрос, чем в "послеперестроечной" России. Доподлинно не известно, сколько франков или наполеондоров пришлось выложить за свои титулы вельможам нового "Ордена Храма" - к примеру, обладатель титула "Приора Мономотапского" (для справки: Мономотапой именовалось средневековое африканское государство в районе нынешнего Бенина, к которому "исторические" тамплиеры наверняка не имели ни малейшего отношения!).

Еще одной из реликвий нового "Ордена Храма" Бернара-Раймунда Фабре-Палапра и его "тамплиеров" являлась так называемая "Хартия передачи (полномочий)" (лат.: Charta transmissionis), утверждавшая их в "легитимном" статусе единственных законных преемников братства Гуго де Пэйна, упраздненного папой римским в 1312 г. Интересно, что содержание данной "Хартии передачи" косвенным образом подтверждало правильность легенды о бегстве части храмовников к отлученному папой от церкви королю Роберту Брюсу в Шотландию, ибо "Хартия" (сохранившаяся доныне) содержит проклятие бежавшим в Шотландию "орденским братьям", как "дезертирам", и объявляет их навечно исключенными из "истинного Ордена Храма".

Согласно "Хартии", "истинными членами и наследниками Ордена тамплиеров" могут считаться лишь те, кто остались во Франции и продолжали тайно руководить орденской организацией, а не те, кто предпочел трусливо искать спасения в бегстве. "Хартия передачи" датирована 13 февраля 1324 г., что, при желании, можно считать подтверждением того факта, что "Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова" продолжал существовать через 12 лет после своего официального упразднения Ватиканом.

Далее Великий Магистр тамплиеров, Жан-Марк Лармениус (якобы избранный "в подполье" преемником Жака де Молэ), пишет в "Хартии", что он стал стар и слаб и уступает свою должность более молодому собрату. С целью ограждения Ордена Храма в будущем от бежавших в Шотландию "дезертиров" и от иоаннитов (которых Лармениус, вполне в духе давнего соперничества между двумя Орденами, не жалует и именует "совратителями рыцарства" - как бы в противоположность ситуации в Шотландии, где некоторое время даже существовал объединенный "Орден рыцарей Святого Иоанна и Храма"!), он вводит навеки "неизвестные символы, передаваемые устно, таким образом, как я уже сообщил Генеральному Капитулу".

С тех пор это послание Лармениуса на протяжении столетий подписывали все Великие Магистры Ордена Храма – вплоть до Бернара-Раймунда Фабре-Палапра, опубликовавшего текст документа 4 ноября 1804 г. До наших дней дошла, кстати, и версия орденского Устава (Статутов) 1705 г., якобы принятая на заседании Капитула Ордена храмовников в Версале. Из этих неотамплиерских Статутов явствует, в частности, что Ордену Храма, как распущенному папой римским в 1312 г., пришлось обходиться уже без официального благословения и одобрения своей деятельности римско-католической церковью, вследствие чего он состоял на тот момент уже не из рыцарей-монахов, а из мирян.

Изо всех вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что сохранившийся на территории Франции, первоначально в виде тайной организации взаимопомощи преследуемых инквизицией и королевской полицией "орденских братьев", Орден Храма, с течением времени, превратился в элитарное секретное общество, принимавшее в свои члены преимущественно представителей знатнейших семейств Французского королевства и потому постепенно приобретавшей все большее влияние на его идеологию, политику и культуру.

Тем не менее, хотя времена переменились, вступающие в Орден Храма новички по-прежнему клялись "следовать во всем Правилам святого отца нашего Бернара (цистерцианского аббата Бернара Клервоского, духовного отца "исконного" средневекового Ордена "бедных рыцарей Христовых", основанного Гуно де Пэйном в Иерусалиме – В.А.), защищать паломников в Святой Земле" и вообще с мечом в руке "поборать за Святой Крест на безбожных агарян, иноверных языцей". Кстати, Орден тамплиеров, вышедший на свет Божий при магистре Бернаре-Раймунде Фабре-Палапра, продолжает существовать во Франции и поныне.

По воспоминаниям французского литератора Жерара де Седа (автора нашумевшей в свое время книги "Тамплиеры среди нас"), побывавшего в 1960 г. на одном из орденских торжеств, на которое одних журналистов съехалось не менее 100 человек, в его ходе состоялся торжественный прием в члены Ордена Храма испанского аристократа дона Хаиме де Мора и Арагона, брата бельгийской королевы. Благоговейно приняв орденские инсигнии, дон Хаиме произнес хвалебную речь в честь испанского каудильо генералиссимуса Франсиско Франко Баамонде (разумеется, никто не потребовал от дона Хаиме при вступлении в Орден плевать на распятие или целовать Великого Магистра "тамплиеров" в "уста, которыми тот не говорит по-французски"!).

Лишь после свержения власти Наполеона I, в результате тотального военного поражения возглавляемой им французской Первой империи, а затем – падения режима восстановленной штыками союзников на французском троне "старорежимной" королевской династии Бурбонов, в результате Июльской революции 1830 г., сведения о храмовниках снова стали достоянием общественности.

Так, в 1833 г. в Париже был торжественно освящен (причем по обрядам римско-католической церкви!) "Дом Храма" ("Мэзон дю Тампль") и одновременно учреждена "женская ветвь" так называемого "восстановленного Ордена тамплиеров". Этот якобы "воссозданный" (а в действительности - совершенно новый) "Орден Храма" официально провозгласил себя прямым потомком исконного иерусалимского братства "бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова" Гуго де Пэйна, но оказался не в состоянии подтвердить эту преемственность ничем, кроме велеречивых деклараций.

4. "Орден Храма" барона фон Гунда и "рыцарь Красного пера".

Возрождение тамплиерских идей в Германии и Австрии было связано, прежде всего, с именем имперского барона Карла Готтгельфа фон Гунда унд Альтенгротткау. Барон фон Гунд (в русскоязычной исторической литературе встречается также написание "Хунд" и даже англизированное "Хант"!) заявлял о себе как о посвященном тамплиере и законном преемнике продолжавшего – якобы! – существовать непрерывно с 1314 г. Ордена рыцарей Храма.

Согласно утверждениям барона фон Гунда, он был, в период пребывания в 1742 г. при дворе проживавшего в изгнании во Франции претендента на английский королевский престол – принца Карла (Чарльза) Эдуарда из шотландской по происхождению, родственной Брюсам, династии Стюартов (так называемого "красавчика-принца Чарли"), в присутствии ближайших приближенных претендента – лорда Уильяма Килмарнока и лорда Клиффорда, был посвящен неким "рыцарем Красного пера" (cavaliere a penna rubra) в таинства исконного древнего, основанного Гуго де Пэйном "Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова", продолжавшего, якобы, по-прежнему существовать в Шотландии, несмотря на все преследования духовных и светских властей.

Далее, барон фон Гунд утверждал, что высшее тамплиерское руководство («Высшие Неизвестные»), якобы, назначили его Главой Ордена ("орденсобером") в VII орденской провинции (Германии) и демонстрировал, в доказательство своего назначения, врученный ему "патент воинского (войскового) магистра ("геересмейстера")". По возвращению от двора претендента во Франции в Германию, барон фон Гунд, якобы, восстановил там Орден Храма на основании Устава (Статутов), объявленных им исконно тамплиерскими. Согласно утверждениям (а, вполне возможно, и искреннему убеждению) Гунда, "рыцарь Красного пера", как наиболее авторитетный представитель "Высших Неизвестных" поведал и передал ему все "секреты Ордена", "тайные Статуты", "сокровище храмовников", все правила тамплиерской "магии и алхимии" и полную историю Ордена "вплоть до сегодняшнего дня, безо всяких пропусков и умолчаний".

Точно установить, кто именно скрывался под маской таинственного "рыцаря Красного пера", не удалось по сей день, хотя некоторые исследователи подозревают, что это мог быть сам автор "Дискурса", шотландский кавалер Рамзай (любопытно. что в 30-40-х гг. ХХ в. под псевдонимом "Рамзай" действовал советский разведчик в Германии и Японии доктор Рихард Зорге). Во всяком случае, его подлинное лицо (как, возможно, и было задумано бароном фон Гундом) осталось скрытым под покровом тайны, оставив открытой возможность для бесчисленных фантазий и спекуляций.

Сам барон фон Гунд руководил своим "новым Орденом Храма" по образцу древнего Ордена тамплиеров, внеся в практику нового братства некоторые важные понятия и идеи, заимствованные им из сферы вассально-сеньориальных отношений эпохи позднего Средневековья – например, "строгое послушание (нередко в соответствующей литературе встречается неправильный. на наш взгляд, перевод "строгое наблюдение)". Этот немецкий Орден тамплиеров XVIII в. снискал себе известность среди "профанов" ("непосвященных"), прежде всего, излюбленными бароном фон Гундом внешними эффектами – многочасовыми религиозными и светскими церемониями (часто проводившимся в подземельях, заброшенных рудниках и развалинах старинных замков), стилизованными "под Средневековье" пиршествами при свете факелов и смоляных плошек (чем в то время увлекались и масоны, именовавшие свои пирушки, как в Евангелиях, "агапами" - "трапезами братской любви"!), пышными одеяниями и доспехами, а также (заимствованным, вероятно, у тех же масонов) обычаем давать принятым в члены "Ордена Храма" новичкам витиеватые "рыцарские" имена и титулы. Впрочем, обычай давать неофиту новое имя при инициации (посвящении) издавна практиковался и христианским монашеством, как на Западе, так и на Востоке (а в Православии монах, становясь схимником, принимает даже третье имя).

О каких-то оригинальных духовных идеях нового "Ордена Храма" "геересмейстера" фон Гунда сведений не сохранилось. Известно только, что, после первоначальных успехов и притока в его ряды немалого числа "ищущих света и истины" - в 1775 г. в рядах "Строгого послушания", или "Строгого наблюдения" (Strikte Observanz) "воинского магистра" фон Гунда числились, ни много ни мало, 26 владетельных германских государей (в том числе герцог Брауншвейгский, будущий главнокомандующий австро-прусскими войсками в войне против революционной Франции, неожиданно отступивший после "канонады при Вальми", что привело к обвинению герцога в измене, якобы совершенной сановным "тамплиером" в порядке "масонской дисциплины")! - вскоре наступил спад.

После смерти барона фон Гунда его "Орден тамплиеров" (возможно, не без влияния вездесущих иезуитов!) очень быстро раскололся на враждующие группировки. К тому же после начала Французской революции и революционных войн, после прихода французских оккупационных войск и порядков (а также французских масонских лож наполеоновского образца) на германские земли, подобный пережиток Средневековья лишился всякой опоры и оказался явно "не ко двору".

Что же касается таинственного "рыцаря с Красным пером", то иногда высказывается предположение, что под его маской мог скрываться сам наследник английского престола принц Карл Эдуард Стюарт, о котором совершенно точно известно, что он планировал, в качестве тамплиерского Великого Магистра, утвердиться в Шотландии, но потерпел неудачу. Возможно, последний законный наследник династии Стюартов, рьяный католик, скончавшийся в изгнании в Риме в 1788 г., до последнего дня мечтал об основании некоей "тамплиерской державы" на шотландской земле... Кто знает?
 
5. "Новые храмовники" в литературе и искусстве
 
Известному немецкому масону, просветителю, писателю и драматургу Готтгольду Эфраиму Лессингу, был хорошо известен принцип "Строгого послушания", положенный в основу "Ордена рыцарей-храмовников", "воссозданного" Гундом. Не случайно в чисто масонской по духу пьесе Лессинга "Натан Мудрый", говорящей о равенстве трех мировых религий – христианства, иудаизма и ислама – фигурирует и рыцарь-тамплиер – представитель средневекового Ордена Храма.

Не менее знаменитый немецкий поэт, драматург и писатель, автор "Фауста" Иоганн Вольфганг фон Гете (по совместительству – член Веймарской масонской ложи "Амалия") пренебрежительно отзывался о "восстановленном" бароном фон Гундом Ордене Храма (в котором сам некоторое время состоял), как о "бело-красном маскараде" (намекая на эмблему ордена - красный тамплиерский крест на белом поле).

Тем не менее, средневековые орденские правила и идеалы продолжали играть немаловажную роль в мышлении классиков немецкой литературы. В известном произведении того же Гете "Тайны" описывалось основание братства, напоминающего тамплиерское. В его не менее известном, состоящем из двух частей – "Годы ученичества" и "Годы странствий" - романе о Вильгельме Мейстере (буквально: "Мастере" - налицо достаточно прозрачный намек на духовный рост масона от степени "ученика" до степени "мастера"!) - фигурируют, в частности, члены некоего таинственного "Общества Башни", весьма напоминающего средневековый Орден Меча (меченосцев) - "бедное братство Христово в Ливонии" (основанное в 1202 г. по образцу Ордена тамплиеров).

Другой известный франкмасон - великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт - также оказался, в своей опере "Волшебная флейта", не чужд тамплиерской идее. А уже в XIX в. немецкий драматург Цахариас Вернер сочинил пользовавшуюся при его жизни огромной популярностью драму о тамплиерах под названием "Сыны долины", посвященную истории Ордена Храма с момента его основания вплоть до несправедливого обвинения в ереси и упразднения, а затем – тайного продолжения существования Ордена в Шотландии.

Наряду с Великим Магистром тамплиеров Жаком де Молэ, в пьесе Вернера фигурируют своего рода "Высшие Неизвестные" - так называемые "Сыны долины" - сознательно инсценирующие катастрофу, чтобы, ценой гибели "внешнего", "обмирщленного", забывшего о своем исконном высоком духовном предназначении Ордена Храма, обеспечить возможность вдали от политических реалий, поддерживать на протяжении столетий орденскую идею в ее исконной чистоте.

(Нечто подобное, но только в более тяжеловесной форме, попытались сочинить cоветский писатель - популяризатор "эзотерики" - Еремей Иудович Парнов как в своей приключенческой дилогии "Ларец Марии Медичи" и "Третий глаз Шивы", так и в своем "справочнике оккультиста" под названием "Трон Люцифера", а в еще более ярко выраженной степени - современные московские литераторы во главе с Александром Сегенем, скрывшиеся под псевдонимом "Октавиан Стампас", в своем девятитомнике "Тамплиеры. Исторические хроники рыцарей Ордена Храма Соломонова", вышедшем в московском издательстве "Окто Принт" в 1996-1998 гг.).

Известный австрийский поэт, драматург и писатель периода fin de siecle Гуго фон Гофманнсталь вводит рыцаря Храма в действие своего оставшегося недописанным таинственно-магического романа "Андреас, или Объединенные".

Сюжеты, связанные с тамплиерами, нередко встречались и у других немецкоязычных литераторов – например, у поэта-символиста Стефана (Штефана) Георге, писателей Густава Майринка и Эрнста Юнгера. Так, например, в поэтическом сборнике Стефана Георге "Седьмое кольцо" (Der siebente Ring) часто встречается мотив восхваления орденских идей безмерно идеализированных тамплиеров и розенкрейцеров.

Йозеф фон Гаммер-Пургшталь еще больше способствовал созданию этого идеализированного, созерцательного образа Ордена Храма, усиленно разрабатывая тему реальности поставленного тамплиерам в вину католической инквизицией культа идола Бафомета, как чего-то реального. К тому же Гаммер-Пургшталь представил тамплиеров в качестве алхимиков, колдунов и черных магов, что вызвало дополнительный всплеск нездорового читательского интереса к его чисто умозрительным, но оттого не менее эффектным спекуляциям.

Однако эта концепция реальности культа Бафомета и, более того, реальности самого Бафомета (принявшего в фантазиях оккультистов совершенно фантастический образ двуполого существа-андрогина с женской грудью, бычьей головой, козлиными рогами и пылающим факелом между ними, с пятиконечной звездой во лбу, кадуцеем вместо фаллоса, крыльями и прочими атрибутами "дьявола" из карт Таро(т) и, соответственно, уже ничего общего не имевшего с упоминаемым в допросах тамплиеров инквизиторами идолом в форме человеческой головы с длинной бородой или кошачьей головы!) благополучно угасла в конце XIX в., если не считать фантастических "разоблачений" французского мистификатора Лео Таксиля (без комментариев перепечатанных Михаилом Орловым на русском языке в его сборнике "Дьявол" и частично вошедших в труды русского православного духовного писателя Сергея Нилуса "Великое в малом" и "Близ есть при дверех"), а также написанной несколько позже небольшой "готической" новеллы австрийского писателя-оккультиста Густава Майринка "Мастер Леонгард" (особенно интересной тем, что в ней он - впервые в доступной не только "посвященным", но и "профанам" литературе - назвал свастику, или крюкоообразный крест, "тамплиерским крестом"; позднее сочетание красного тамплиерского лапчатого креста на белом поле со свастикой практиковал в орденской символике своего собственного ордена "новых тамплиеров" австрийский же ариософ барон Йорг Ланц фон Либенфельз).

С тех пор подлинная история Ордена тамплиеров и спекулятивные легенды о тамплиерах (из серии "литературы ужасов", а в наше время – и "кинематографии ужасов" - например, снятый сравнительно недавно "тамплиерский" боевик "Миньон" с Жаном-Клодом Ван Даммом в роли современного "рэмбовидного" рыцаря Храма!) пошли разными путями, не имея между собой почти что ничего общего, кроме нескольких символов, терминов и названий. Хотя не существует ровным счетом никаких подтверждений реального почитания историческими тамплиерами двуполого звероподобного "Бафомета" - символа богатства, тайного могущества и одновременно гибели Ордена Храма – этот чудовищный образ продолжает существовать по сей день в современной тривиальной, ищущей сенсаций во что бы то ни стало литературе ("Священная загадка" и "Мессианское наследие", в несколько меньшей степени – "Храм и ложа" Бэйджента и Ли и "Черная империя" Э. Кармина) и кинематографии (тот же "Миньон" или голливудский триллер "Невеста Сатаны").

Cкорее всего, все перечисленные выше масонские и парамасонские структуры возводят свое происхождение к средневековому Ордену тамплиеров без достаточно веских к тому оснований - в отличие, скажем, от португальского Ордена Христа (имеющего в настоящее время не только национальную португальскую, но и ватиканско-папскую ветвь) и португальского же Ордена Эворы. На заседаниях орденских советов (капитулов) "братья-сержанты" этих Орденов надевают поверх обычной одежды коричневые сюрко (разных оттенков в разных орденах), а их "братья-рыцари" - белые туники с веревочным поясом и белые орденские плащи (снабженные в некоторых структурах капюшоном, в некоторых же - отложным воротником), а в некоторых орденах - также белые перчатки с орденским крестом. Используемые ими в своих гербах, на знаменах, облачениях и символах красные "тамплиерские" кресты (при том, что каждая из вышеупомянутых структур именует именно свой крест "истинным крестом рыцарей Христа и Храма") достаточно разнообразны по форме.  Есть среди них кресты греческие и латинские, лапчатые и костыльные, усиленные и уширенные, германские и мантуанские, мальтийские и лотарингские, клеверолистные и патриаршие, иерусалимские и вырубные, ну, словом - всякие. Некоторые (но далеко не все) из этих крестов, претендующих на звание "истинно тамплиерских", приведены нами в качестве иллюстрации к данной миниатюре.

В менее торжественных случаях члены этих "тамплиерских" структур носят черные костюмы с уменьшенным ("фрачным") знаком Ордена и обувь черного цвета, белые рубашки и красные галстуки (украшенные в некоторых структурах орденской эмблемой). Орденские шейные кресты,покрытые красной эмалью (и увенчанные в некоторых "тамплиерских" структурах золотой короной, а у высших должностных лиц - "офицеров" - еще и золотым "трофеем"), рыцари носят на черной, а члены высших степеней (общее число которых может, в зависимости от "ордена", доходить до девяти) - на красной ленте.
   
Здесь конец и Богу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был опубликован в московском военно-историческом журнале "Рейтар" № 26 (2/2006).