Нужны ли нам индейцы?

Виктор Постников
Заметки о книге Джерри Мандера «Когда не остается ничего святого: Провал технологий и судьба коренных народов» (Сьерра-Клуб, 1991) (Перевод В.И. Постникова,ЭкоПраво-Киев, 2008).


Книга Джерри Мандера "Когда не остается ничего святого" (In the Absence of the Sacred) недавно переведена и выпущена неправительственной экологической организацией ЭкоПраво-Киев с целью ознакомления широкого круга читателей с философскими проблемами экологии.
       Оригинальное американское издание вышло в 1991 году, когда Советский Союз находился в стадии распада, а капитализм обретал второе дыхание. Рыночная экономика восторжествовала. Со временем, однако, структурные недостатки капитализма стали проявляться все резче, а его «преимущества» – корпоратизация и ничем не сдерживаемый технический прогресс – обратились для мира катастрофой.

 Появление книги Мандера на этом фоне произвело в западном мире эффект разорвавшейся бомбы. Мандер, стоящий у истоков старейшей экологической организации США Sierra Club, прослеживает развитие американского общества и его технологическую экспансию на примере своего личного опыта. Он показывает, как формировалась «американская мечта», какие фантастические проекты лежат в ее основании. Всеобщее увлечение техникой, вера в ее неограниченные возможности – по-прежнему основа мировоззрения большинства американцев. Логика машин естественным образом переходит в логику жизни: все допустимо, все можно переделать, обновить – будь то компьютер, человеческая жизнь или природа – достаточно найти лишь соответствующую технологию. При этом не остается ничего святого – ни тысячелетние традиции коренных народов, ни «права природы», ни достоинство человеческой жизни...
Опасность такой «логики» очевидна. Технологические страсти разгораются все сильней, все пышней научные и псевдонаучные фантазии. Человека уже этот мир не устраивает. Он загажен, не поддается управлению, опасен. Следовательно, надо сконструировать другой, более удобный и безопасный (нанотехнологии, биотехнологии) или, в крайнем случае, отправиться в космос на поиски более «чистой» и богатой ресурсами планеты.
И тут выходит книга Мандера об индейцах. В мире живут миллионы аборигенов, пишет Мандер, которые (представьте себе!) отказываются от технического прогресса. Они хотят, чтобы их оставили в покое. У них есть свои тысячелетние духовные и культурные ценности, своя земля, свое понимание жизни. Они не хотят улетать в космос и не хотят спутникового телевидения. Они хотят восстанавливать свою землю. И у них есть шанс пережить нас.

Многое из того, о чем пишет Мандер, справедливо и для советского/постсоветского пространства. Так же как и американцы, мы сделали ставку на технику... и проиграли. Мы не смогли с ней справиться, будучи генетически неприспособлеными. Сразу поясню, что я имею в виду. Наш вид – Homo sapiens принадлежит к отряду приматов, эволюция которых насчитывает около 10 млн лет. До этого, мы миллиард лет плавали в океане, затем еще 450 млн лет ползали рептилиями. Для нашей жизни гораздо важнее иметь чистую лужайку в лесу или озерцо, чем стоянку для автомашин. Берег моря пробуждает у нас воспоминания и ностальгию, которые трудно описать в человеческих терминах. Мы с вами рождены бегать, прыгать, плавать, а не сидеть за экранами компьютеров или за «баранкой» автомобиля.
 Справедливости ради надо признать: у нас тоже были изобретатели, но все они мечтатели вроде Циолковского, люди, оторванные от реальности и вынужденно ушедшие в фантазии. Это у нас самые тяжелые техногенные катастрофы, это у нас взрываются атомные станции, тонут корабли и падают самолеты. Посмотрите вокруг себя трезвым взглядом – и вы увидите непоправимый, мертвящий след, который техника оставила на нашей психике и природе.

Книга Мандера – это, прежде всего, обстоятельный рассказ о борьбе коренных народов за свое достоинство. Нам многому стоит у них поучиться. Мы давно забыли свои корни, у нас нет своих традиций, своей мифологии. Мы давно живем не на земле, а существуем в безвоздушном (и бездушном) пространстве городов. Нами давно уже правят манкурты, не помнящие своего родства. Если у нас и есть будущее, то его нужно искать в прошлом.
И это ни в коем случае не возврат, а, скорее, возвращение на дорогу, после периода блужданий, вызванных ложными фантазиями. Это движение вперед к обновленной встрече с бессмертными ценностями и принципами. До сих пор единственно трезвыми в этом отношении оставались коренные народы, именно они сохранили корни древней природной философии. Именно у коренных народов,– а не у нас,– находится ключик к будущему выживанию человечества.

       * * *

По сути, книга состоит из двух больших книг. В первой Мандер продолжает критиковать технологическое общество Соединенных Штатов, развивая тему своего раннего бестселлера Четыре аргумента за отмену телевидения. В ней он подвергает критике информационное общество, компьютеризацию, роботизацию, космические полеты, искусственный интеллект, биотехнологии, спутниковую связь и другие новейшие технологии. Известно, что техника изменяет мир все более устрашающими темпами. До сегодняшнего дня большинство людей рассматривали эти технические нововведения как положительный факт. Но так ли это?

Не секрет, что большинство из нас благосклонно воспринимают новые технологии. Сообщения об изобретениях неизменно преподносятся на оптимистической ноте. Однако, как справедливо указывает Мандер, это происходит прежде всего потому, что «в нашем обществе информация поставляется теми, кто получает от нее выгоду, а именно, корпорациями и их протеже в правительственных и научных кругах. Никто из них не заинтересован в анализе негативных сторон новых технологий, поэтому первые сведения о технических новинках преподносятся в ложном свете.
Благодаря широкой рекламе технических средств, трудам футуристов, многомиллиардным кампаниям фирм-производителей создается картина технологическом рая, как здесь на Земле, так и в космических «городах будущего». Технологическая эволюция приравнивается к эволюции как таковой».

Дебаты по этим вопросам практически невозможны в нашем обществе. «Левые» относятся к технике так же, как «правые», «националисты» так же, как «космополиты». Все уверены, что техника нейтральна. В ней нет политики, она не влечет за собой изначально никаких неизбежных социальных или экологических следствий. По их мнению, важнее то, кто контролирует технику.
Мандер указывает, что идея, согласно которой техника нейтральна, сама по себе не нейтральна, и напрямую служит интересам людей, которые пользуются нашей близорукостью.
 В особенности острой критике Мандер подвергает телевидение. Благодаря своему охвату, невероятной силе внушения и способности осреднять мысли, телевидение эффективно прививает образ жизни, служащий интересам крупных корпораций. Правительство также хорошо осознает преимущества телевидения для контроля за информацией и сознанием граждан.

В настоящее время на сознание граждан, кроме того, значительное давление оказывают компьютеры (якобы освобождающие и приводящих к новой информационной демократии). На самом деле, как показывает Мандер, вопрос, кто получает больше всего преимуществ от компьютеров, был предрешен с момента их изобретения. Компьютеры, как и телевидение, имеют гораздо большую привлекательность для военных ведомств, транснациональных корпораций, международных банков, правительств и институтов слежки, чем для рядового «пользователя». (По крайней мере, они используются там гораздо эффективнее и с большим размахом).
Компьютеры позволили мгновенно переводить огромное количество капитала и информации по всему миру. Это дало возможность невероятно укрепить крупнейшие финансовые институты мира. Фактически, компьютеры сделали возможным существование таких институтов. Тем временем, мы сами, используя персональные компьютеры для редактирования текстов, попали в информационные сети и поверили в то, что компьютеры делают нас сильнее.
Даже экологи усугубили проблему, отказавшись от критики техники, несмотря на совершенно очевидный ее перекос и враждебный по отношению к природе характер. По мнению Мандера, сейчас развернулась битва за два последние «неосвоенные пространства»: космос и генетические структуры. Отсюда прямая дорога к «постбиологической эпохе», нанотехнологиям, робототехнике и полному пренебрежению живой природой.

Критика техники практически не известна в нашей стране. С начала индустриализации, техника обожествлялась и представлялась, как главный рычаг в построении «нового общества». Затем, ее развитие было необходимо для защиты от внешнего врага. Затем для осуществления гонки вооружений. Сейчас, по общему мнению, техника должна обеспечить нашей стране конкурентоспособность.
       До сих пор мы были бессильны перед лицом этой силы, частично из-за того, что у нас совершенно не развита критика техники. В самом деле, мы не знаем, как подойти к новым или существующим технологиям. Совершенно очевидно, что требуется новый язык; язык, который нечувствителен к рекламным призывам, научным прогнозам и глянцевому образу техники; язык, который позволит взглянуть на технологию с разных сторон – социальной, политической, экономической, духовной, экологической, биологической, военной и т.п. Кто выиграет от внедрения той или иной технологии? Кто проиграет? Служат ли новые технологии сохранению нашей планеты или разрушают ее? Как они действуют на здоровье? Каковы психологические эффекты? Как они влияют на наше взаимодействие с природой, ее понимание? Что нового они с собой несут? Что при этом теряется? Куда они могут нас завести? И так далее.
Сегодня мы видим, что технологическая эволюция ведет нас к чему-то ужасному: всемирной, взаимозависимой, монолитной технико-политической паутине с непредсказуемыми негативными последствиями.

       * * *

Вторая часть книги посвящена проблемам индейцев. Но проблема индейцев – это не проблема далекого прошлого. Это наша с вами проблема.
Покушения на образ жизни индейцев продолжаются и по сей день, хотя, конечно, прямые военные действия давно в прошлом. Существуют более тонкие «легальные» (но не менее разрушительные) методы с целью отлучить их от земли, лишить суверенитета, переселить в другую местность, и т.д.

Сегодня в Америке насчитывается более полутора миллионов индейцев. Значительная их часть продолжает жить в условиях дикой природы, в пустынях и на крайнем севере Аляски, занимаясь традиционной охотой на землях своих предков. В противовес расхожим мнениям, большинство индейцев не хочет становиться американцами, несмотря на оказываемое на них экономическое, культурное и законодательное давление.
По всему миру аборигенные народы продолжают вести традиционный образ жизни, подвергаясь давлению со стороны западного технологического общества. В Индонезии, Борнео, Новой Гвинее, лесах Амазонки, Боливии, Перу, Эквадоре, Гватемале, частях центральной Африки, на севере Канады, а также в Скандинавии, на территории бывшего Советского Союза, Китае и Тибете племена аборигенных народов борются за землю своих предков. В других местах, таких как Индия, Ирак, Турция, Мексика, Чили, острова Тихого океана, Новая Зеландия и Австралия, миллионы коренных жителей с трудом выдерживают культурное, экономическое и военное давление.
Согласно бостонской организации по защите прав человека Cultural Survival, в настоящее время насчитывается по крайней мере 3000 аборигенных народов в мире, живущих на территории 200 стран и испытывающих ущемление своих прав со стороны других слоев населения. Многие войны, характеризуемые массмедиа как «гражданские» или «партизанские», на самом деле представляют собой попытки коренных наций освободиться от доминирования более крупных наций-государств.
       
Наверное, самое неприятное для американцев обстоятельство заключается в том, что во многих местах – в Южной Америке, на островах Тихого океана, Индонезии и Филиппинах – борьба коренных народов за свою землю и независимость часто направлена против корпораций Соединенных Штатов, или техники, или военных. Более того, она направлена против ментальности Соединенных Штатов.

       * * *

Нельзя понять ситуацию индейцев, эскимосов, аборигенных народов, островитян без осознания давления, которое на них оказывает наш социум. Точно также нельзя понять проблемы социума, не понимая его отношение к коренным народам и к самой природе.
Нам должно быть ясно, что главной характеристикой западного технологического общества является доминирование над природой и коренными народами. Проблемы индейцев сегодня, как и в прошлом, напрямую связаны с потребностями технологического общества в ресурсах. Они необходимы для поддержания его экономического роста. И этот процесс начался сотни лет назад, когда мы пожелали земли и золота. Сегодня мы желаем угля, нефти, урана и земли, и для этого нам нужны оставшиеся территории – будь то канадские арктические земли, джунгли Борнео или тропические леса Бразилии.
Все эти действия являются следствием одного фундаментального заблуждения, а именно, уверенности в том, что наше общество представляет собой конечную стадию эволюции, ее, так сказать, последнее цветение, в то время, как коренные народы представляют собой низшую, ступень эволюции. Это положение разделяют все современные политические системы, как правые, так и левые, как капиталисты, так и марксисты.
За исключением биорегионалистов и «зеленых», которые, по крайней мере, ставят под вопрос данное положение, большинство людей в западном обществе уверены в превосходстве над коренными народами. Поэтому стало вполне привычным критиковать любую мысль, «стоящую на пути прогресса». Поступать таким образом становится желательным и, возможно даже, «богоугодным» делом.
Однако уверенность в том, что технологическое общество выше всех остальных и что оно должно привести нас к лучшему миру, в последнее время все чаще подвергается сомнению. Промышленная революция продолжается вот уже сто лет, и у нас было достаточно времени, чтобы осмыслить ситуацию в отношении человека, его самореализации и здоровья. Мы видим, что на самом деле техника создает апокалипсические условия для всего живого на Земле. Техноутопия уже, кажется, провалилась, но временами опять вырывается вперед, расширяется, становясь при этом все более безжалостной и опасной.

       Прислушаемся ли мы к тем, кто всегда утверждал и продолжает утверждать, что цивилизация находится на ложном пути? И вообще, хватит ли у нас мозгов, чтобы оценить ситуацию?

10.02.08

(Полный текст книги можно найти по адресу http://biospace.nw.ru/books/mander.pdf)