Вверх по лестнице, ведущей в неизвестность...

Елена Полянская
Начинается все с порога этого ограниченно богоугодного заведения. Только работая в этом «милом сердцу» месте, я вспомнила, как когда-то, проходя практику, я сказала учительнице английского языка:
-Посмотрите. Ваши дети исписали все парты неприличными словами. - На что она, ни минуты не задумываясь, ответила:
-Это не мои дети, это сукины дети.
Тогда мне это показалось очень грубым по отношению к подрастающему поколению.
Но чем больше я погружалась в глубины детского беспредела, тем менее грубой казалась мне эта фраза. Часто вспоминалась книга Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», прочитанная в юности. Итак, мы начали с порога. Встречающие тебя у входа ученики младших классов всегда улыбаются и радостно здороваются. И даже спрашивают: «А когда у нас английский будет?» Подростки, стараясь выделиться, должны обязательно удивить чем-то неординарным, особенно если есть публика, способная оценить выходку. Взобраться к потолку в узком коридоре, упираясь ногами и руками в стены. Сказать учительнице немецкого языка: «Хайль, Гитлер!» вместо приветствия. Все-таки хорошо, что я английский преподаю. Мне они говорят дежурную фразу: «А мы сегодня не хотим учиться!» Можно подумать в другие дни они этого страстно желают. Ответ: « А как я не хочу работать, Вы бы знали!» нравится, потому что противоречит обычной практике объяснять, зачем нужно учиться. А, правда, зачем? Один наш просто гениальный учитель химии после того, как он поведал деткам, что ездит в школу на метро, потерял половину своей популярности у потенциальных Менделеевых. Чему он может, «в натуре», научить, если даже на машину не заработал. Меня, как утверждает наш директор, дети любят. Я понимаю, на чем зиждется эта любовь. Я до прихода в эту частную школу преподавала в институте, и, придя в сей очаг распространения знаний, продолжала параллельно там работать. Всегда любила детей, имея своих двух сыновей, думала, что справлюсь и с чужими. И столкнулась со многими детками, которых никто по-настоящему не любил. Это зачастую были дети от первого неудачного брака. Родители после развода, либо использовали свое чадо в бесконечных тяжбах, как главный предмет дележа, либо забывали о его существовании, или же, что еще хуже, откупались от него, давая на расходы по тысяче рублей в день, покупая всякие дорогостоящие электронные новинки. Результаты такого воспитания вполне предсказуемы.
Ко мне они приходили на переменах, рассказывали о своих мелких неприятностях и детских бедах. И всегда нужно было найти время, чтобы выслушать их. Я полагаю, что главный принцип педагогики, должен быть таким же как основной постулат лекаря: «Не навреди!» Агрессивность этих детей меня поражала. Как они дрались на переменах. Какая злоба была в глазах. Какие слова они при этом произносили. Растаскивание и увещевание помогали плохо, через некоторое время они могли сцепиться снова. В школе 90 процентов мальчиков. Девочек по одной-две на класс. Классы маленькие, но состав…
В одном классе может учиться и одаренный ребенок и отстающий в своем развитии индивид; ученик, которого перед этим исключили из 5-6 школ за драки и нарушение дисциплины, и тот, которого били в других школах и унижали, т.к. по натуре он не боец; девочка, спящая в ящике от комода и выкрасившая всю свою комнату в черный цвет, мечтающая посмотреть, как во время пожара ее мать будет бегать и собирать свои пятнадцать шуб и очаровательный ангелочек, плачущий по поводу и без повода. То, что в обычных школах немного разбавляется наличием вполне благополучных детей, здесь концентрируется.
Эпатаж! Стремление быть замеченным, используя любые средства. Поджог петард с последующим гашением в киселе и неминуемым разрывом чашки и разлетом осколков во всех направлениях. Наполнение резинового изделия номер 2 водой из под крана до неимоверных размеров и разливом рек по всей школе. (Презервативы вообще полезная вещь для приколов). Затыкание отверстия трубы сливного бачка и наводнения, происходящие ночью, с ликвидацией последствий и срывом уроков. Звонки о заложенной бомбе, членовредительство и запирание учителей, опрометчиво оставивших ключ в дверях, в классе. Закладывания целого рулона туалетной бумаги, предварительно размотанной и аккуратно сложенной в капюшон наставника. При порывах ветра белая лента развивается за спиной путешественника, веселя прохожих. Выбивание дверей ногами, драки с тяжелыми и легкими повреждениями, травмы рук и головы и вранье. Вранье, бесконечное, изобретательное и не очень. Лень, патологическая лень. Глубокий сон на уроках после сидения за компьютером до 3-х часов ночи. И последствия сексуальной революции. Первоклашки сидят в холле на полу и один другого спрашивает:
-Скажи ты голубой?
-Нет. А почему у тебя цветочек на кармане вышит?
-Это не цветочек. Это актиния-убийца.
Вопросы, такого типа, как:
- Анна Сергеевна, что такое гонорея?
-Инфекционное венерическое заболевание, передающееся половым путем.
-Ой, извините, не знал. - а в глазах черти так и скачут.
-Теперь знаешь! Или вот такое заявление:
-А Вы знаете, что наш учитель такой-то педик?
-С чего ты взял?
-А он меня сегодня по голове погладил!
И так далее. И тому подобное.
И при этом нужно еще и учить! И учишь по мере сил и возможностей. И многим нравится приобщаться к западной культуре. И словесник сетует на то, что английский знают лучше русского. И зачастую так и есть. Но нравится все, что не требует усилий. Рычагов воздействия нет. Только удивлять и быть всегда интересным. И нельзя повторяться, нельзя обращаться к администрации. Только авторитет, который завоевать крайне трудно. Мне легче, я говорю по-английски. Перевожу им тексты песен, непонятные места из любимых фильмов, отвечаю на все вопросы не ханжествуя, и не боюсь никого, ни родителей, ни администрации, потому что мне есть куда уйти из этой замечательной школы. Они это чувствуют. Независимость – качество, высоко ценимое моими головорезами. Но одним этим убедить их учиться крайне трудно.
Фраза: «Мы Вам такие бабки платим, а Вы на нас еще наезжать будете!» была произнесена пятиклассником. Родители думают также. И говорят:
-Как за такие деньги Вы не можете даже на четверку научить!?!
Иногда хочется брякнуть «А не надо детей в пьяном угаре зачинать!» или «Стоит хотя бы иногда задумываться, как помочь ребенку начать учиться, а не подкупать его крупными суммами и не платить за пятерки по пятьсот рублей, за четверки по триста». Такие дети ходят и клянчат: «Ну поставьте пятерку, ну поставьте! Хотите я Вам что-нибудь полезное сделаю!»
Повезла как-то детей на олимпиаду в другую школу. Один из вундеркиндов устроил форменный дебош, перевернул стол, кричал устроителям, что они фашисты, только лишь из-за того, что они сделали ему замечание и не разрешили разговаривать с соседом по парте. Вызвали маму, чтобы она забрала свое сокровище. Она накинулась на меня, угрожая подать в суд за нанесение вреда психике ребенка.Кстати, этот ребенок, а было ему лет десять совершенно серьезно сказал:
-Я своих родителей ненавижу. Когда-нибудь они будут спать, а я возьму и подпалю кровать со всех четырех сторон.
Папа одного подростка,помощник депутата, бизнесмен, резко прервав горестный рассказ воспитателя о художествах подростка, изрек:
-Замолчите, Вас я уже послушал! Дайте ребенку сказать! Подумаешь, шкаф ногой сломал с разбегу, надо было лучше за ним смотреть. Пусть вычтут из Вашей зарплаты.
Десять лет я проработала в этой школе. Второй год уже не работаю. А директор все еще звонит и спрашивает:
- Когда Вы к нам вернетесь?
-Никогда.